Разделы презентаций


Системный подход к управлению

Содержание

Системный подход к управлению Подход к управлению как к системеСистемы – больше, чем просто концепция. Это:способ интеллектуальной жизни;мироощущение;понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать.«Традиционное» мышление: Анализ →

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Системный подход к управлению


Святов Валентин Валентинович
канд. техн. наук,
доцент кафедры «Менеджмент»

НГТУ
тел. 36 34 48

Системный подход к управлениюСвятов Валентин Валентиновичканд. техн. наук,доцент кафедры «Менеджмент» НГТУтел. 36 34 48

Слайд 2Системный подход к управлению Подход к управлению как к системе
Системы –

больше, чем просто концепция. Это:
способ интеллектуальной жизни;
мироощущение;
понятие о природе реальности

и о том, как ее исследовать.

«Традиционное» мышление: Анализ → Синтез

Системное мышление: Синтез → Анализ


Системный подход к управлению  Подход к управлению как к системеСистемы – больше, чем просто концепция. Это:способ

Слайд 3Основные системные понятия

Система (греч.) - целое, составленное из частей;

некоторое множество элементов,
объединенное для достижения цели.
Элемент – наименьшее звено в структуре системы,
внутреннее строение которого не рассматривается
на выбранном уровне анализа.
Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в
целое.
Структура системы – совокупность элементов и связей
между ними, которые определяют организацию
объекта как целостную систему.

Основные системные понятия Система (греч.) - целое, составленное из частей;

Слайд 4Основные системные понятия
Подсистема – система входящая в рассматриваемую систему.
Надсистема –

система включающая в себя рассматриваемую

систему.
Внешняя среда системы – система, состоящая из
элементов, не принадлежащих рассматриваемой
системе.
Сигнал – информация о состоянии элемента.
Сообщение – совокупность сигналов.
Входы системы – элементы системы, к которым приложены
входные воздействия или на которые поступают
входные сигналы.
Выходы системы – элементы системы, которые
осуществляют воздействие или передают сигнал
в другую систему.
Основные системные понятия Подсистема – система входящая в рассматриваемую систему.Надсистема – система включающая в себя рассматриваемую

Слайд 5Важнейшие свойства систем
1. Взаимосвязь среды и системы.
2.

Целостность.
"Целое, мыслимое как многое"
Примат целого: не элементы составляют целое,

а наоборот, целое порождает при своем членении элементы.
Роль элементов – обеспечение функционирования целого.
Каждый элемент может рассматриваться только в его связи с другими элементами.
Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных элементов.
3. Целенаправленность – система имеет цели своего развития
и движется в направлении достижения этих целей.
4. Информационность. Для функционирования системы
необходимо наличие каналов связи и наполненность их
сигналами.

Важнейшие свойства систем 1.   Взаимосвязь среды и системы.2.   Целостность.

Слайд 6Важнейшие свойства систем
5. Неаддитивность – система не равна сумме подсистем

в нее входящих.

n n
С ≠ Σ ПСi или С = Σ ПСi + Δ ,
i=1 i=1
6. Обособленность – относительная изолированность, автономность систем (наличие границы).
7. Устойчивость – способность системы парировать действие внешних воздействий и сохраняться ( отклонения в малом).
8. Неопределенность.
8.1 Принципиальная неопределенность
8.2 Неполная наблюдаемость.
9. Эмерджентность – целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы.
Важнейшие свойства систем 5. Неаддитивность – система не равна сумме подсистем в нее входящих.

Слайд 7Важнейшие свойства систем
10 Синергетичность – однонаправленность действий в системе которая

приводит к усилению (умножению) конечного результата.
11. Бесконечность – невозможность полного

познания и всестороннего представления систем конечным множеством описаний.
12. Иерархичность (вложенность).
13. Непрерывность функционирования – система существует пока функционирует.
14. Способность к саморазвитию – усложнение системы, увеличение ее внутреннего многообразия.
Источник саморазвития – непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий.
15. Управляемость – сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов.
16. Совместимость – все элементы должны обладать свойством "сродства", взаимноприспособляемости, взаимоадаптивности.
Важнейшие свойства систем 10 Синергетичность – однонаправленность действий в системе которая приводит к усилению (умножению) конечного результата.11.

Слайд 8Выводы:
Если каждую рассматриваемую отдельно часть системы, заставить работать с максимальной

эффективностью, система в целом не будет функционировать настолько эффективно, насколько

это возможно.

Эффективность системы зависит не столько от работы элементов по отдельности, сколько от их взаимодействий.

Сумма наилучших решений по отдельным частям, не будет наилучшим решением для целого.
Выводы:Если каждую рассматриваемую отдельно часть системы, заставить работать с максимальной эффективностью, система в целом не будет функционировать

Слайд 9Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)
1. Законы статики.
Определяют

начало жизни систем, возникающих как единое целое посредством синтеза из

частей.
1.1 Закон полноты частей системы.
Необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность ее основных частей.
1.2 Закон проводимости системы.
Необходимым условием жизнеспособности системы является сквозной проход затрат и результатов по всем ее частям.
1.3 Закон согласования ритмики частей системы.
Необходимым условием жизнеспособности системы является согласование ритмики всех ее частей.
Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)1. Законы статики.   Определяют начало жизни систем, возникающих как единое

Слайд 10Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)
2. Законы кинематики.
Определяют

развитие систем независимо от конкретных экономических, физических и прочих факторов.
2.1

Закон увеличения степени идеальности систем.
Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, т.е. совершенствование системы проявляется в постоянном уменьшении затрат на единицу полезного эффекта.
Идеальная система – та, которой нет, но функции ее выполняются.
2.2 Закон неравномерности развития частей системы.
Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.
2.3 Закон перехода в надсистему.
Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве ее части; при этом развитие идет на уровне надсистемы.
Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)2. Законы кинематики.   Определяют развитие систем независимо от конкретных экономических,

Слайд 11Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)
3. Законы динамики.
Характеризуют

развитие систем под действием конкретных технических, физических, организационных, экономических и

прочих факторов.
3.1 Закон перехода на микроуровень.
Развитие основных элементов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровнях.
Это значит, что сначала основные вопросы развития организации решаются на верхних уровнях управления, а затем частично передаются на более низкие уровни.
3.2 Закон увеличения степени предприимчивости.
Развитие систем идет в направлении увеличения их предприимчивости, т.е. системы несамостоятельные или малосамостоятельные становятся более самостоятельными с более выраженной индивидуальностью.
Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)3. Законы динамики.   Характеризуют развитие систем под действием конкретных технических,

Слайд 12Типы систем и моделей
1. Детерминированные – системы и модели, которые

ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными

(например, механизм, растение …).
Пример использования: Корпорация - Механизм

2. Анимационные (одушевленные) – системы и модели, которые в целом, преследуют некоторые цели, а их части являются нецеленаправленными (например, животные (включая людей)).
Пример использования: Корпорация - Организм

3. Социальные (общественные) – системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными (например, корпорация, нация …).
Пример использования: Корпорация – Союз личностей

Типы систем и моделей1. Детерминированные – системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части

Слайд 13Модели системного подхода
«Магический» треугольник менеджмента:
Структура


Стратегия

Культура
Модель

Гарольда Ливитта:
Структура

Задача Технология

Люди



Модели системного подхода«Магический» треугольник менеджмента:Структура Стратегия

Слайд 14Модели системного подхода
Матрешка









Надсистема





Система


п/с

Модели системного подходаМатрешкаНадсистемаСистемап/с

Слайд 15Модели системного подхода
Кибернетическая модель «Черного ящика»

















Модели системного подходаКибернетическая модель «Черного ящика»

Слайд 16Модели системного подхода
«Социальный атом»
ФИРМА
Госнадзор
Поставщики
Страховые
агентства
Конкуренты
Рекламные
агентства
Органы
лицензир.
Таможня
Налоговая
инспекция
Клиенты
Банки
Партнеры

Модели системного подхода«Социальный атом»ФИРМАГоснадзорПоставщикиСтраховыеагентстваКонкурентыРекламныеагентстваОрганылицензир.ТаможняНалоговаяинспекцияКлиентыБанкиПартнеры

Слайд 17Некоторые законы систем («для бизнеса»)
Закон С. Бира: улучшение работы отдельных элементов

не приводит к улучшению функционирования системы в целом.
Золотое правило менеджмента:

«Не ремонтируй то, что хорошо работает» («Лучшее враг хорошему»).
Закон фон Берталанфи (з-н эквифинальности) – некое конечное состояние открытой системы не зависит от ее исходного состояния и определяется особенностями протекающих внутри процессов и характером ее взаимодействия со средой.
(«Мы рождаемся равными, но не одинаковыми». В одной и той же семье может врасти святой и разбойник.)
Для открытых систем всегда существует не один, а множество путей достижения одного и того же результата.
Выводы:
всегда существует несколько вариантов правильного решения;
задача менеджера не придумать что-то новое, а представить себе в достаточно полном объеме все решения и выбрать наиболее подходящее;
наиболее короткий путь решения не всегда самый быстрый;
быстрое достижение результата не всегда самое эффективное.
Некоторые законы систем («для бизнеса»)Закон С. Бира: улучшение работы отдельных элементов не приводит к улучшению функционирования системы

Слайд 18Некоторые законы систем («для бизнеса»)
Закон необходимого многообразия (принцип Р. Эшби) –

только многообразие способно поглотить многообразие.

Смысл

– для поддержания системы в управляемом состоянии, необходимо, чтобы на случай любого внешнего воздействия, способного вывести систему из равновесия, существовала бы реакция, возвращающая систему в желаемое состояние.

Ловушка – нормы реагирования на позитивные воздействия. (Российский менталитет – на хорошее никто не рассчитывает, поэтому наши семьи и организации скорее распадутся в ситуации благополучия, достатка и успеха, чем вследствие пожара, инфляции, болезни).

Правила:
выявить максимальный набор внешних и внутренних факторов воздействия («А что если?…»);
разработать технологию реагирования.
Некоторые законы систем («для бизнеса»)Закон необходимого многообразия (принцип Р. Эшби) – только многообразие способно поглотить многообразие.

Слайд 19Вопрос о границах системы
☻ закрытые системы – стремятся минимизировать взаимодействие

со средой, ограничить до предела свои входы и выходы, сделать

их максимально контролируемыми.
«-» - недостаток требуемой информации (и др. ресурсов) → потребность «все иметь внутри» → разрастание и усложнение системы → потеря управляемости → гибель.
☺ открытые системы – широкий контакт со средой, максимальный учет потребностей среды
«-» - опасность растворения в среде (в других системах), потеря целостности → гибель.
Образ – корабль в открытом океане.
Есть заданное направление и меняющиеся условия среды (ветер, течения, рифы…). Варианты:
четкое следование заданному направлению, борьба со стихией – все ресурсы могут уйти на эту борьбу, экипаж забудет о цели путешествия (закрытая система);
отказ от борьбы со стихией, следование воле волн – будем двигаться галсами, иногда в противоположном направления, возможно окажемся на рифах (открытая система).
Выход → МЕРА.
Вопрос о границах системы☻ закрытые системы – стремятся минимизировать взаимодействие со средой, ограничить до предела свои входы

Слайд 20Некоторые правила реализации системного подхода
Изучите среду и найдите свое место в

ней.
Сформулируйте желаемое (должное) будущее состояние организации в виде целей и

задач.
Каждый член организации должен осознать степень своего участия в делах организации.
Разработайте способы оценки эффективности деятельности.
Оцените организационные ресурсы и выстроите отношения со средой, разработайте способы воздействия на нее.
Обеспечьте благоприятное восприятие целей организации средой (миссия, РR, реклама…).
Отслеживайте динамику организационных процессов (внешних и внутренних), сохраняте целостность организации.
Некоторые правила реализации системного подходаИзучите среду и найдите свое место в ней.Сформулируйте желаемое (должное) будущее состояние организации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика