Слайд 1Сомова С.Г. МБОУ СОШ г. Багратионовска
Спрос и предложение. Установление рыночной
цены.
Срос. Закон спроса. Изменение спроса.
Предложение. Закон предложения. Изменение предложения.
Рыночное равновесие.
Слайд 3Словарь к уроку
Способность людей покупать на рынке материальные блага и
услуги называется платежеспособным спросом.
Спрос — платежеспособная потребность человека, т.
е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Слайд 5Словарь к уроку
Закон спроса — при прочих равных условиях, чем
ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше
цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Слайд 6Спрос
Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов.
Индивидуальный спрос — спрос,
предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше).
Слайд 7Индивидуальный и рыночный спрос
Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать
опросы индивидуальные.
Слайд 8Неценовые факторы изменения спроса
1. Вкусы и предпочтения потребителей которые, в
свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых
благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.
Слайд 92. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому,
что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при
каждой цене, т. е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2
Неценовые факторы изменения спроса
Слайд 10Неценовые факторы изменения спроса
3. Цены на другие товары могут повлиять
на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет
о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары.
Слайд 11Словарь к уроку
Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским
свойствам похожи и могут быть заменены друг другом.
Взаимодополняющие товары —
товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты).
Слайд 12Изменение спроса под действием неценовых факторов
Если кривая D0 смещается вправо,
спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится.
Слайд 14Словарь к уроку
Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять
товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в
каждый данный момент времени.
Слайд 16Словарь к уроку
при прочих равных условиях с повышением цены возрастает
и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих
равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Слайд 17Предложение
Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя.
Рыночное предложение — совокупность индивидуальных
предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма
предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене.
Слайд 18Кривая предложения и неценовые факторы
Когда предложение расширяется, то кривая S0
смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения
кривая предложения сместится влево до положения S2.
Слайд 19Неценовые факторы изменения предложения
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара.
Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители
и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
Слайд 20Неценовые факторы изменения предложения
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как
правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства)
и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
Слайд 21Неценовые факторы изменения предложения
3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы
— максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели,
что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
Слайд 22Неценовые факторы изменения предложения
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на
расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на
производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
Слайд 23Неценовые факторы изменения предложения
5. Цены на иные товары также могут
влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на
нефть может привести к увеличению предложения угля.
Слайд 24Неценовые факторы изменения предложения
6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного
повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров.
Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
Слайд 25Неценовые факторы изменения предложения
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем
больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара
на рынке. И наоборот.
Слайд 28P
Q
P*
Q*
Равновесная цена
Максимальное количество товара которое можно продать при максимально высокой
цене
Слайд 30Дефицит товаров
Q
P
дефицит
Дефицит возникает когда цена товара находится ниже равновесной цены
и объем спроса превышает объем предложения.
Слайд 31Избыток (перепроизводство)
Избыток (перепроизводство) возникает тогда, когда цена товара выше равновесной
цены и объем предложения превышает объем спроса.
Слайд 32Ссылки
Современная экономическая теория
http://modern-econ.ru/o-proekte.html
На сайте рассматриваются экономические категории и принципы,
освещаются основополагающие вопросы экономической теории, макро- и микроэкономики, анализируются закономерности
действия рыночного механизма. Уделяется внимание некоторым проблемам и особенностям функционирования современных экономических систем, законам и тенденциям развития мировой экономики.
Сайт адресован студентам, преподавателям колледжей, вузов, другим читателям, изучающим экономическую теорию.
Данный ресурс был создан на основе трудов В. П. Бардовского, О. В. Рудаковой и Е. М. Самородовой.
Слайд 33Ссылки
Савитская Е.В. Равновесие на совершенно конкурентном рынке \\ Преподавание истории
и обществознания в школе №1, 2012 г. – с. 70