смогла бы объединить извечно враждующие, по его мнению, в природе
и в жизни начала "плоть" и "дух", "христианство" и "язычество". Под углом борьбы и противостояния этих двух тенденций он склонен рассматривать и всю мировую историю. Поэтому концепции его исторических, романов условны и по существу внеисторичны.
Общая и основная идея, на которой базировались религиозные концепции Мережковского, состояла в необходимости обновления традиционного христианства.
В. Розанов, говоря о религиозно-философских работах Мережковского, отмечал:
…Всё талантливое и вдохновенное, наконец просто всё искреннее, одно за другим отталкивалось от себя «подлинными христианами»… <Задачей Мережковского было> …выпустить Евангелие в окружении нового комментария: заметить, подчеркнуть и дать истолкование бесчисленным изречениям Спасителя и событиям в жизни Его, которые до сих пор или не попали на острие человеческого внимания, или истолковывались слишком по-детски, или, наконец, прямо перетолковывались во вкусе и методе старых фарисеев и книжников…[ — «Среди иноязычных (Д. С. Мережковский)»
Фрагмент из романа «Юлиан Отступник»