Классическая теория познания Гегеля презентация, доклад

Презентация на тему Классическая теория познания Гегеля из раздела Философия. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайд 1
Текст слайда:

Презентация на тему «Классическая теория познания Гегеля»

Выполнил студент 2 курса Группы 21р-14 Шишков Иван

Преподаватель: Маскарина Татьяна Алексеевна

2015г.


Слайд 2
Текст слайда:

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма

 1770 г. - 1831 г. (61год)


Слайд 3
Текст слайда:

Философия Гегеля

на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества. Однако многие её разделы до сих пор продолжают оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию1.


Слайд 4
Текст слайда:

Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является трудный язык, которым они написаны

Объясняется такой язык тремя причинами:


Слайд 5
Текст слайда:

Во-первых, новаторским содержанием его произведений, которое, как и всё новое вообще, не сразу находит свою оптимальную форму


Слайд 6
Текст слайда:

Во-вторых,

в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным пером при свечах, поэтому многократно переделывать их в целях нахождения более удобных для читателя формулировок было делом весьма обременительным и затратным по времени.


Слайд 7
Текст слайда:

В-третьих,

в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было говорить и писать открытым текстом.


Слайд 8
Текст слайда:

Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его современникам, то сам он подвергся бы жесточайшим преследованиям как со стороны церкви, так и со стороны государства.  Поэтому он и другие философы того времени вынуждены были излагать свои мысли с большой осторожностью, применяя во многих случаях нарочито сложный, малопонятный язык, который позволял улавливать их суть лишь частично и по отдельным фрагментам.


Слайд 9
Текст слайда:

Достаточно вспомнить Людвига Фейербаха

который в 1830 г. опубликовал сочинение "Мысли о смерти и бессмертии", где позволил себе излишнюю ясность суждений. Расплатился он за это тем, что был пожизненно лишён права преподавания, а книга была уничтожена


Слайд 10
Текст слайда:

Названные причины

– новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок – обусловили тяжёлый язык произведений Гегеля и, как следствие, их плохое понимание. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что его философия со временем обросла массой домыслов и ярлыков вроде таких, как "у Гегеля диалектика стоит на голове", у него "миром правит абсолютная идея", он повествует "от имени мирового разума" и т.д. 


Слайд 11
Текст слайда:

Роль интеллекта в познании мира

В своём учении о человеке Гегель последовательно рассматривает все особенные формообразов-ания индивидуально-го духа: душу,  сознание,  самосознание, разум,  интеллекти волю. Он раскрывает строение каждой из этих форм и показывает их роль в системе деятельности духа человека. Функцию познания окружающего мира он отводит интеллекту.


Слайд 12
Текст слайда:

Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:


Слайд 13
Текст слайда:

Интеллект и деятельность познания

- по его мысли,  представляют собой одно и то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают лишь в качестве её рабочих моментов.


Слайд 14
Текст слайда:

Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта:


Слайд 15
Текст слайда:

Созерцание

Существует 3 степени созерцания

Вторая ступень созерцания – проявление внимания.

Третья ступень – формирование созерцания как такового. 

Начальный пункт процесса познания –акт ощущения  предмета.


Слайд 16
Текст слайда:

Представление

Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление уже не требует этого.


Слайд 17
Текст слайда:

Первая ступень представления – акт  припоминания.

 Вторая ступень представления – воображение.

Способность воображения включает в себя:
а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания;
б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления предметов;
в) творческую силу, производящую символы и знаки, с помощью которых идеальные образы выносятся из нашей головы во внешний мир. 

Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы.


Слайд 18
Текст слайда:

Третья ступень представления – память.

Её значение состоит в том, что она связывает идеальное содержание нашего интеллекта (образы предметов и их имена) с реальным содержанием окружающего нас мира. 

Определения памяти:


Слайд 19
Текст слайда:

Умозаключения разума.

Сущность отдельных предметов, заключается не в них самих, а в той всеобщей системе, которой они принадлежат. Необходимость постижения таких систем обусловливает переход мышления человека на третью ступень его развития – умозаключений разума или просто разума.

Чтобы соотнести единичные предметы с образуемой ими всеобщей системой, требуется найти некую особенность, которая была бы присуща как самим предметам, так и их системе. Только при посредстве такой особенности мышление становится способным выстраивать разумные умозаключения


Слайд 20
Текст слайда:

созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же этапами наш интеллект использует три формы для выражения полученных им знаний о мире. На ступени созерцания знания о мире принимают форму произведений искусства. На ступени образного представления – форму религиозной картины мира. На ступени мышления – форму научной картины мира.

деятельность интеллекта по производству знаний включает в себя три последовательных этапа:


Слайд 21
Текст слайда:

Таково содержание одного из ключевых разделов философской системы Гегеля – его теории познания. Как видим, в ней нет ничего идеалистического и мистического. Наоборот, она имеет сугубо материалистический и рационалистический характер, в том смысле, что отталкивается от ощущений реальных предметов и заканчивает производством их понятий. В ней, с одной стороны, раскрываются все этапы производства знаний: созерцание, представление, мышление, с другой – показывается ход формирования самих познавательных способностей человека: внимания, воображения, памяти и т.д. В силу этого именно гегелевская теория познания заслуживает присвоения ей статуса классической. 

Вывод


Слайд 22
Текст слайда:

Процитируем одного из видных критиков Гегеля, сыгравшего немалую роль в искажении его философии: "Мой диалектический метод… не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления,.. есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Оставим здесь без комментариев утверждение К. Маркса, что у Гегеля "процесс мышления есть демиург действительного"; это тема отдельного разговора. Обратим внимание на другое: именно Гегель, как было показано выше, последовательно и детально описал процесс того, как материальное пересаживается в голову человека и преобразуется в ней. Сам же К. Маркс только декларировал данный тезис, но не потрудился дать ему какого-либо обоснования.   

В заключение


Слайд 23
Текст слайда:

Спасибо за Внимание!!!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика