Разделы презентаций


Классическая теория познания Гегеля

Содержание

Георг Вильгельм Фридрих ГегельНемецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма 1770 г. - 1831 г. (61год)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация на тему «Классическая теория познания Гегеля»
Выполнил студент 2 курса

Группы 21р-14 Шишков Иван
Преподаватель: Маскарина

Татьяна Алексеевна

2015г.

Презентация на тему «Классическая теория познания Гегеля»Выполнил студент 2 курса  Группы 21р-14 Шишков ИванПреподаватель: Маскарина

Слайд 2Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Немецкий философ, один из творцов немецкой классической

философии и философии романтизма
 1770 г. - 1831 г. (61год)

Георг Вильгельм Фридрих ГегельНемецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма 1770 г. - 1831

Слайд 3Философия Гегеля
на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном

развитии человечества. Однако многие её разделы до сих пор продолжают

оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию1.
Философия Гегеляна протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества. Однако многие её разделы до

Слайд 4Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является

трудный язык, которым они написаны
Объясняется такой язык тремя причинами:

Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является трудный язык, которым они написаныОбъясняется  такой

Слайд 5 Во-первых, новаторским

содержанием его произведений, которое, как и всё новое вообще, не

сразу находит свою оптимальную форму
Во-первых,    новаторским содержанием его произведений, которое,

Слайд 6Во-вторых,
в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным

пером при свечах, поэтому многократно переделывать их в целях нахождения

более удобных для читателя формулировок было делом весьма обременительным и затратным по времени.
Во-вторых,в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным пером при свечах, поэтому многократно переделывать их

Слайд 7В-третьих,
в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было

говорить и писать открытым текстом.

В-третьих,в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было говорить и писать открытым текстом.

Слайд 8Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его

современникам, то сам он подвергся бы жесточайшим преследованиям как со

стороны церкви, так и со стороны государства.  Поэтому он и другие философы того времени вынуждены были излагать свои мысли с большой осторожностью, применяя во многих случаях нарочито сложный, малопонятный язык, который позволял улавливать их суть лишь частично и по отдельным фрагментам.
Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его современникам, то сам он подвергся бы жесточайшим

Слайд 9Достаточно вспомнить Людвига Фейербаха
который в 1830 г. опубликовал сочинение "Мысли

о смерти и бессмертии", где позволил себе излишнюю ясность суждений.

Расплатился он за это тем, что был пожизненно лишён права преподавания, а книга была уничтожена
Достаточно вспомнить Людвига Фейербахакоторый в 1830 г. опубликовал сочинение

Слайд 10Названные причины
– новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок –

обусловили тяжёлый язык произведений Гегеля и, как следствие, их плохое

понимание. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что его философия со временем обросла массой домыслов и ярлыков вроде таких, как "у Гегеля диалектика стоит на голове", у него "миром правит абсолютная идея", он повествует "от имени мирового разума" и т.д. 
Названные причины– новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок – обусловили тяжёлый язык произведений Гегеля и, как

Слайд 11Роль интеллекта в познании мира
В своём учении о человеке Гегель

последовательно рассматривает все особенные формообразов-ания индивидуально-го духа: душу,  сознание,  самосознание, разум,  интеллекти волю. Он раскрывает строение

каждой из этих форм и показывает их роль в системе деятельности духа человека. Функцию познания окружающего мира он отводит интеллекту.
Роль интеллекта в познании мираВ своём учении о человеке Гегель последовательно рассматривает все особенные формообразов-ания индивидуально-го духа: душу, 

Слайд 12Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:

Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:

Слайд 13Интеллект и деятельность познания
- по его мысли,  представляют собой

одно и то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание,

представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают лишь в качестве её рабочих моментов.
Интеллект и деятельность познания - по его мысли,  представляют собой одно и то же. Все интеллектуальные способности

Слайд 14Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных

этапа деятельности интеллекта:

Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта:

Слайд 15Созерцание
Существует 3 степени созерцания
Вторая ступень созерцания – проявление внимания.
Третья ступень –

формирование созерцания как такового. 
Начальный пункт процесса познания –акт ощущения  предмета.

СозерцаниеСуществует 3 степени созерцания Вторая ступень созерцания – проявление внимания.Третья ступень – формирование созерцания как такового. Начальный пункт процесса познания –акт ощущения 

Слайд 16Представление
Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное

присутствие предмета, тогда как представление уже не требует этого.

ПредставлениеПредставление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление уже не

Слайд 17Первая ступень представления – акт  припоминания.
 Вторая ступень представления – воображение.
Способность воображения включает

в себя:
а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания;
б) ассоциирующую силу, соотносящую

образы между собой и создающую общие представления предметов;
в) творческую силу, производящую символы и знаки, с помощью которых идеальные образы выносятся из нашей головы во внешний мир. 

Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы.

Первая ступень представления – акт  припоминания. Вторая ступень представления – воображение.Способность воображения включает в себя:а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на

Слайд 18Третья ступень представления – память.
Её значение состоит в том, что она

связывает идеальное содержание нашего интеллекта (образы предметов и их имена)

с реальным содержанием окружающего нас мира. 

Определения памяти:

Третья ступень представления – память.Её значение состоит в том, что она связывает идеальное содержание нашего интеллекта (образы предметов

Слайд 19Умозаключения разума.
Сущность отдельных предметов, заключается не в них самих, а

в той всеобщей системе, которой они принадлежат. Необходимость постижения таких

систем обусловливает переход мышления человека на третью ступень его развития – умозаключений разума или просто разума.

Чтобы соотнести единичные предметы с образуемой ими всеобщей системой, требуется найти некую особенность, которая была бы присуща как самим предметам, так и их системе. Только при посредстве такой особенности мышление становится способным выстраивать разумные умозаключения

Умозаключения разума. Сущность отдельных предметов, заключается не в них самих, а в той всеобщей системе, которой они

Слайд 20созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же этапами наш интеллект использует

три формы для выражения полученных им знаний о мире. На

ступени созерцания знания о мире принимают форму произведений искусства. На ступени образного представления – форму религиозной картины мира. На ступени мышления – форму научной картины мира.

деятельность интеллекта по производству знаний включает в себя три последовательных этапа:

созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же этапами наш интеллект использует три формы для выражения полученных им знаний

Слайд 21Таково содержание одного из ключевых разделов философской системы Гегеля –

его теории познания. Как видим, в ней нет ничего идеалистического

и мистического. Наоборот, она имеет сугубо материалистический и рационалистический характер, в том смысле, что отталкивается от ощущений реальных предметов и заканчивает производством их понятий. В ней, с одной стороны, раскрываются все этапы производства знаний: созерцание, представление, мышление, с другой – показывается ход формирования самих познавательных способностей человека: внимания, воображения, памяти и т.д. В силу этого именно гегелевская теория познания заслуживает присвоения ей статуса классической. 

Вывод

Таково содержание одного из ключевых разделов философской системы Гегеля – его теории познания. Как видим, в ней

Слайд 22Процитируем одного из видных критиков Гегеля, сыгравшего немалую роль в

искажении его философии: "Мой диалектический метод… не только отличен от

гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления,.. есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Оставим здесь без комментариев утверждение К. Маркса, что у Гегеля "процесс мышления есть демиург действительного"; это тема отдельного разговора. Обратим внимание на другое: именно Гегель, как было показано выше, последовательно и детально описал процесс того, как материальное пересаживается в голову человека и преобразуется в ней. Сам же К. Маркс только декларировал данный тезис, но не потрудился дать ему какого-либо обоснования.   

В заключение

Процитируем одного из видных критиков Гегеля, сыгравшего немалую роль в искажении его философии:

Слайд 23Спасибо за Внимание!!!

Спасибо за Внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика