Разделы презентаций


Естественнонаучная и гуманитарная культура

Содержание

Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания Мы называем естественные науки точными, но тогда гуманитарные науки - «неточные», а почему тогда «науки»?Создается впечатление, что в гуманитарных науках невозможно что либо доказать рациональными

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Естественнонаучная и гуманитарная культура

Естественнонаучная и гуманитарная культура

Слайд 2Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Мы называем естественные науки

точными, но тогда гуманитарные науки - «неточные», а почему тогда

«науки»?
Создается впечатление, что в гуманитарных науках невозможно что либо доказать рациональными аргументами. Признание достижений в этих сферах – это вопрос вкуса и веры. Отсюда «пренебрежение» у «технарей» к «гуманитаристике» как к неполноценному знанию.
Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания Мы называем естественные науки точными, но тогда гуманитарные науки - «неточные»,

Слайд 3Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Аргументы гуманитариев:

неимоверно сложный объект

познания – человек, общество;
Поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы

и потому четко предсказуемо. А поведение человека носителя свободной воли непредсказуемо.


Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания Аргументы гуманитариев:неимоверно сложный объект познания – человек, общество;Поведение природных объектов однозначно

Слайд 4Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Человек живет не только

в мире вещей самих по себе, но и в мире

смыслов (например, кусок золота для него не просто пластичный металл, но предмет вожделений, символ власти и престижа, этот смысл управляет поведением людей в большей степени, чем природные факторы – «Люди гибнут за металл».
Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания Человек живет не только в мире вещей самих по себе, но

Слайд 5Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Во всем, что делает

человек ему нужно видеть смысл. Проясняют же смысл бытия человека,

общества, Вселенной, а порой его и создают именно гуманитарные области знания, включая религию и философию.
Гуманитарии «очеловечивают», наполняют смыслом и ценностью холодно-безразличный к нуждам человека природный мир.
Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания Во всем, что делает человек ему нужно видеть смысл. Проясняют же

Слайд 6Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Отсюда проблема единства и

различия методов естественных и гуманитарных наук.
Впервые проблема различения «наук о

природе» и «наук о духе» была поставлена в Х1Х веке. Это представители неокантианства ( Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и «философия жизни» Вильгельма Дильтея (в ХХ веке «герменевтика» Гадамера).
Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания Отсюда проблема единства и различия методов естественных и гуманитарных наук.Впервые проблема

Слайд 7Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Сведение явлений природы

к их причинам и законам существования - это объяснение: главная

процедура познания в естественных науках. Ответ на вопрос как, а не зачем, почему.
Наука тяготеет к эмпирическим обобщениям, что бы на их основе объяснять, но не давать окончательный вывод.
Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явленийСведение явлений природы к их причинам и законам существования -

Слайд 8Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Науки о духе,

напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для

нас.
Дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию, т.е. такой познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и изнутри почувствовать и пережить, например, историческое событие.
Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явленийНауки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним,

Слайд 9Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Жизнь человека не

сводима полностью к рациональным началам. В ней есть место иррациональному

– в принципе необъяснимым по причинно-следственной схеме порывам души.
Истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины в гуманитарных науках лишь истолковываются, интерпретируются, т.к. мера понимания, сопереживания не может быть одинаковой.
Можно ли говорить о понимании природы? Нет. В природе не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, тем самым и смыслов.
Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явленийЖизнь человека не сводима полностью к рациональным началам. В ней

Слайд 10Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Объяснение сводится к

логическому выводу, понимание – к интерпретации.
В естественных науках отдается приоритет

методу генерализации (выделение общего). В гуманитарных науках - методу индивидуализации (неповторимость, уникальность)
В естественных науках высшая ценность – это истина, т.е. соответствие наших знаний независимой от нас действительности. Истины гуманитарные – это правда, т.е. не только то, что есть, но и то, что должно быть.
Антропоцентризм изгоняется из естествознания, но неизбежен в гуманитарном знании.

Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явленийОбъяснение сводится к логическому выводу, понимание – к интерпретации.В естественных

Слайд 11Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Естествознание идеологически нейтрально.

Гуманитарное знание идеологически нагружено (нельзя отделить ценностное отношение, смысл от

социально-классового положения, от своего интереса).
Субъект и объект познания строго разделены в естествознании, но частично совпадают в гуманитарном знании (например, если эксперимент не удался, природа не виновата, а если не удался социальный эксперимент, то может быть виновен как субъект – ошибка, так и объект – народ не понял, не созрел).
В естествознании преобладают количественные методы, в гуманитарном знании – качественные.

Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явленийЕстествознание идеологически нейтрально. Гуманитарное знание идеологически нагружено (нельзя отделить ценностное

Слайд 12Неразрывное единство гуманитарной и естественнонаучной культуры:
Человек – биосоциальное существо, целостность

– творец обеих видов культуры.
Обе культуры формируют мировоззрение людей, а

это целостность: нельзя правым глазом видеть одно, а левым другое.
В рамках современной эволюционно-синергетической модели космоцентризма обе культуры имеют массу точек соприкосновения, общих проблем (экология, антропология, антропосоциогенез, генная инженерия и т.д.)
Разделение труда естественных и гуманитарных наук порождает необходимость «обмена» продуктами деятельности и услугами:
Неразрывное единство гуманитарной и естественнонаучной культуры:Человек – биосоциальное существо, целостность – творец обеих видов культуры.Обе культуры формируют

Слайд 13Разделение труда естественных и гуманитарных наук порождает необходимость «обмена» продуктами

деятельности и услугами. Естествознание нуждается в гуманитарной помощи по следующим

направлениям:

продукты естествознания как угроза человеку и человечеству (ядерное оружие, промышленность, генные монстры) требуют гуманитарной экспертизы, проверки на совместимость с общечеловеческими ценностями, этическими, юридическими и другими ограничителями;
человек как объект естествознания (нужна гуманитарная экспертиза пределов допустимости экспериментов с человеком);
методология научного познания (разрабатывается в гуманитарных науках);
эстетический аспект естественно научной деятельности, как дополнительный критерий истины, требует гуманитарного инструктирования;
деятель естествознания – человек, носитель смыслов, а разрабатываются они в гуманитарной сфере.

Разделение труда естественных и гуманитарных наук порождает необходимость «обмена» продуктами деятельности и услугами. Естествознание нуждается в гуманитарной

Слайд 14Гуманитарное знание также пользуется достижениями естественной науки:
Место человека в мире

без естествознания неопределимо;
Современные средства распространения знания разрабатывается в естествознании;
Естествознание выступает

как образец строгости, точности и доказательности;
Существуют общие методы исследования гуманитарных и естественных наук, например, системный, кибернетический, информационный и т.д.
Биологические предпосылки социально-гуманитарного поведения изучаются на стыке естествознания и гуманитарных наук (биоэтика, биосоциология, этология)
Гуманитарное знание также пользуется достижениями естественной науки:Место человека в мире без естествознания неопределимо;Современные средства распространения знания разрабатывается

Слайд 15В последнее время наблюдается схождение методов исследования естественных и гуманитарных

наук:
Статические закономерности;
Антропный принцип;
Зависимость развития естествознания от общественно-политических ценностей

В последнее время наблюдается схождение методов исследования естественных и гуманитарных наук:Статические закономерности;Антропный принцип;Зависимость развития естествознания от общественно-политических

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика