Слайд 1Естественнонаучная и гуманитарная культура
Слайд 2Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Мы называем естественные науки
точными, но тогда гуманитарные науки - «неточные», а почему тогда
«науки»?
Создается впечатление, что в гуманитарных науках невозможно что либо доказать рациональными аргументами. Признание достижений в этих сферах – это вопрос вкуса и веры. Отсюда «пренебрежение» у «технарей» к «гуманитаристике» как к неполноценному знанию.
Слайд 3Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Аргументы гуманитариев:
неимоверно сложный объект
познания – человек, общество;
Поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы
и потому четко предсказуемо. А поведение человека носителя свободной воли непредсказуемо.
Слайд 4Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Человек живет не только
в мире вещей самих по себе, но и в мире
смыслов (например, кусок золота для него не просто пластичный металл, но предмет вожделений, символ власти и престижа, этот смысл управляет поведением людей в большей степени, чем природные факторы – «Люди гибнут за металл».
Слайд 5Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Во всем, что делает
человек ему нужно видеть смысл. Проясняют же смысл бытия человека,
общества, Вселенной, а порой его и создают именно гуманитарные области знания, включая религию и философию.
Гуманитарии «очеловечивают», наполняют смыслом и ценностью холодно-безразличный к нуждам человека природный мир.
Слайд 6Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного знания
Отсюда проблема единства и
различия методов естественных и гуманитарных наук.
Впервые проблема различения «наук о
природе» и «наук о духе» была поставлена в Х1Х веке. Это представители неокантианства ( Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и «философия жизни» Вильгельма Дильтея (в ХХ веке «герменевтика» Гадамера).
Слайд 7Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Сведение явлений природы
к их причинам и законам существования - это объяснение: главная
процедура познания в естественных науках. Ответ на вопрос как, а не зачем, почему.
Наука тяготеет к эмпирическим обобщениям, что бы на их основе объяснять, но не давать окончательный вывод.
Слайд 8Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Науки о духе,
напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для
нас.
Дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию, т.е. такой познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и изнутри почувствовать и пережить, например, историческое событие.
Слайд 9Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Жизнь человека не
сводима полностью к рациональным началам. В ней есть место иррациональному
– в принципе необъяснимым по причинно-следственной схеме порывам души.
Истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины в гуманитарных науках лишь истолковываются, интерпретируются, т.к. мера понимания, сопереживания не может быть одинаковой.
Можно ли говорить о понимании природы? Нет. В природе не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, тем самым и смыслов.
Слайд 10Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Объяснение сводится к
логическому выводу, понимание – к интерпретации.
В естественных науках отдается приоритет
методу генерализации (выделение общего). В гуманитарных науках - методу индивидуализации (неповторимость, уникальность)
В естественных науках высшая ценность – это истина, т.е. соответствие наших знаний независимой от нас действительности. Истины гуманитарные – это правда, т.е. не только то, что есть, но и то, что должно быть.
Антропоцентризм изгоняется из естествознания, но неизбежен в гуманитарном знании.
Слайд 11Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Естествознание идеологически нейтрально.
Гуманитарное знание идеологически нагружено (нельзя отделить ценностное отношение, смысл от
социально-классового положения, от своего интереса).
Субъект и объект познания строго разделены в естествознании, но частично совпадают в гуманитарном знании (например, если эксперимент не удался, природа не виновата, а если не удался социальный эксперимент, то может быть виновен как субъект – ошибка, так и объект – народ не понял, не созрел).
В естествознании преобладают количественные методы, в гуманитарном знании – качественные.
Слайд 12Неразрывное единство гуманитарной и естественнонаучной культуры:
Человек – биосоциальное существо, целостность
– творец обеих видов культуры.
Обе культуры формируют мировоззрение людей, а
это целостность: нельзя правым глазом видеть одно, а левым другое.
В рамках современной эволюционно-синергетической модели космоцентризма обе культуры имеют массу точек соприкосновения, общих проблем (экология, антропология, антропосоциогенез, генная инженерия и т.д.)
Разделение труда естественных и гуманитарных наук порождает необходимость «обмена» продуктами деятельности и услугами:
Слайд 13Разделение труда естественных и гуманитарных наук порождает необходимость «обмена» продуктами
деятельности и услугами. Естествознание нуждается в гуманитарной помощи по следующим
направлениям:
продукты естествознания как угроза человеку и человечеству (ядерное оружие, промышленность, генные монстры) требуют гуманитарной экспертизы, проверки на совместимость с общечеловеческими ценностями, этическими, юридическими и другими ограничителями;
человек как объект естествознания (нужна гуманитарная экспертиза пределов допустимости экспериментов с человеком);
методология научного познания (разрабатывается в гуманитарных науках);
эстетический аспект естественно научной деятельности, как дополнительный критерий истины, требует гуманитарного инструктирования;
деятель естествознания – человек, носитель смыслов, а разрабатываются они в гуманитарной сфере.
Слайд 14Гуманитарное знание также пользуется достижениями естественной науки:
Место человека в мире
без естествознания неопределимо;
Современные средства распространения знания разрабатывается в естествознании;
Естествознание выступает
как образец строгости, точности и доказательности;
Существуют общие методы исследования гуманитарных и естественных наук, например, системный, кибернетический, информационный и т.д.
Биологические предпосылки социально-гуманитарного поведения изучаются на стыке естествознания и гуманитарных наук (биоэтика, биосоциология, этология)
Слайд 15В последнее время наблюдается схождение методов исследования естественных и гуманитарных
наук:
Статические закономерности;
Антропный принцип;
Зависимость развития естествознания от общественно-политических ценностей