Слайд 1ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
З. ФРЕЙДА
Слайд 2
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ
В течение длительного времени Фрейд применял
топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание,
подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.
Слайд 3
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической
жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид,
Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.
Слайд 5Оно (ид) – совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое
поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и
психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.
Слайд 6Ид есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии
дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что
является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.
Слайд 7Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается
как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается
- либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия.
Слайд 8Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.
Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми
внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом.
Слайд 9Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса
эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке
- как правило, некоторым действием, - чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.
Слайд 10Эго - эта организованная часть ид - появляется для того,
чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что
вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.
Слайд 11Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная
модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая
структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».
Слайд 12Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее
идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для
удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.
Слайд 13совесть — одна из подсистем Суперэго
То, что одобряют родители и
за что награждают ребенка, включается в его
эго-идеал
- другую подсистему Суперэго, Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.