Разделы презентаций


Средневековая философия. Схоластика

Содержание

Средневековая философия Схоластика Проблема веры и разума Проблема бытия БогаОнтологическое доказательствоКосмологические доказательстваКаузальный вариантМодальный вариантТелеологическое доказательство Проблема универсалийРеализмНоминализмКонцептуализм

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Средневековая философия
Схоластика
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Prezentacii.com

Средневековая философия СхоластикаМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философииPrezentacii.com

Слайд 2Средневековая философия Схоластика
Проблема веры и разума
Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические

доказательства
Каузальный вариант
Модальный вариант
Телеологическое доказательство
Проблема универсалий
Реализм
Номинализм
Концептуализм

Средневековая философия Схоластика Проблема веры и разума Проблема бытия БогаОнтологическое доказательствоКосмологические доказательстваКаузальный вариантМодальный вариантТелеологическое доказательство Проблема универсалийРеализмНоминализмКонцептуализм

Слайд 3Схоластика
Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109)
Пьер Абеляр (1079-1142)
Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160)
Альберт Великий (ок. 1200-1280)
Бонавентура (Джованни Фиданца)

(ок. 1217-1274)
Фома Аквинский (1225/26-1274)
Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308)
Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49)

Аоста

Бек

Париж


Рим

Баньореджо

Палле

Дунс

Оккам

Оксфорд
Аквино

Лауинген

Кёльн

Лумеллоньо

СхоластикаАнсельм Кентерберийский (1033/34-1109)Пьер Абеляр  (1079-1142)Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160)Альберт Великий (ок. 1200-1280)Бонавентура (Джованни Фиданца)  (ок. 1217-1274)Фома

Слайд 4Схоластика
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология

«Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма

теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

СхоластикаАнсельм. Монологион.Ансельм. Прослогион.Абеляр. Да и Нет.Абеляр. Логика «для начинающих».Абеляр. Теология «Высшего блага».Пётр Ломбардский. Сентенции.Фома Аквинский. Сумма против

Слайд 5Схоластика
Рафаэль. «Диспута».
Фома Аквинат
Бонавентура
Дунс Скот
Августин

СхоластикаРафаэль. «Диспута».Фома АквинатБонавентураДунс СкотАвгустин

Слайд 6Схоластика
Л. Синьорелли. «Учители Церкви».

СхоластикаЛ. Синьорелли. «Учители Церкви».

Слайд 7Проблема веры и разума
Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать

для них, как некий образец размышления кое-что из того, что я высказывал

им простыми словами в [наших] разговорах, о том, как следует размышлять о сущности Бога и других вещах, относящихся к размышлению такого рода. Притом они, <…> заказали мне такую форму этой письменной медитации, чтобы в последней совершенно ничто не принималось как доказанное на основании ссылки на авторитет Писания, но чтобы всё утверждаемое в выводе из отдельных исследований строго последовательно вытекало из рассуждения и было явственным образом очевидно истинным.

Ансельм Кентерберийский. «Монологион».

Проблема веры и разумаНекоторые братья часто и настойчиво просили меня написать для них, как некий образец размышления

Слайд 8Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога
Нерациональные
Рациональные
Свидетельство Священного Писания
Чудеса (коллективный мистический опыт)
Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и

т.п.)
Онтологическое
Космологическое
Телеологическое
Каузальный вариант
Модальный вариант

Проблема бытия Бога  Доказательства бытия БогаНерациональныеРациональныеСвидетельство Священного ПисанияЧудеса (коллективный мистический опыт)Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и

Слайд 9



Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он

сказал, что какой-то такой природы нет?
Но, конечно, этот же самый безумец, слыша,

как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить», – понимает то, что слышит;

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше.

а то, что он понимает, есть в его уме, даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует [объективно].

И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме.

Ансельм Кентерберийский. «Прослогион».

Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал, что какой-то такой природы нет?Но,

Слайд 10есть
присущи
присуще
присуще
Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство
Бытие
Богу
Следовательно,
средний термин
Бог (по определению)
есть абсолютно совершенная сущность, т.е. сущность, которой присущи все

совершенства (все блага в превосходной степени).
Все блага
Богу
Бытие
благо

естьприсущиприсущеприсущеДоказательства бытия Бога Онтологическое доказательствоБытиеБогуСледовательно, средний терминБог (по определению)есть абсолютно совершенная сущность, т.е. сущность, которой присущи все

Слайд 11Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства
Например, люди говорят, что где-то в океане

есть остров, о котором рассказывают, что он гораздо больше, чем, по

преданию, острова блаженных, изобилует неисчислимым множеством богатств и всяческих наслаждений и, не имея на себе никакого владетеля или обитателя, превосходен перед всеми землями, населёнными людьми, обилием благ. Положим, кто-то рассказывает мне, что это так, и я легко понимаю сказанное, в чём нет никакой трудности.

Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательстваНапример, люди говорят, что где-то в океане есть остров, о котором рассказывают,

Слайд 12Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства
Но если он вслед за этим,

как бы последовательно добавляя, говорит: «Ты больше не можешь сомневаться в том, что

этот остров, превосходнейший из всех земель, где-то есть на самом деле, так же как ты не сомневаешься в том, что он есть в твоём уме. А так как превосходнее быть не только в уме, но и в действительности, то он с необходимостью должен быть в действительности, так как если нет, то всякая другая земля, существующая в действительности, превосходнее его, и тогда он, <…> уже не будет превосходнейшим»; …

Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательстваНо если он вслед за этим, как бы последовательно добавляя, говорит: «Ты

Слайд 13Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства
… если, говорю, он этим захочет убедить

меня в том, что больше не надо сомневаться в действительном существовании этого острова,

то я должен либо счесть, что он шутит, либо уж не знаю кого нужно почитать за бóльшего глупца: меня, если соглашусь с ним, или его, если он считает, что с какой-нибудь достоверностью доказал мне существование этого острова...

Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства… если, говорю, он этим захочет убедить меня в том, что больше

Слайд 14есть
присущи
присуще
присуще
Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства
Бытие
Бабе Яге
Следовательно,
Баба Яга (по определению)
есть не вполне совершенная сущность, а

именно: сущность, которой присущи все совершенства (блага), кроме доброты и красоты.
Бабе Яге
Бытие
средний термин
Все блага, кроме доброты

и красоты,

благо, отличное от доброты и красоты

естьприсущиприсущеприсущеДоказательства бытия Бога Критика онтологического доказательстваБытиеБабе ЯгеСледовательно,Баба Яга (по определению)есть не вполне совершенная сущность, а именно: сущность,

Слайд 15есть
Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства
Баба Яга
колдунья
старая
злая
хромая («костяная

нога»)
живущая в избушке на курьих ножках
летающая

в ступе
существующая
естьДоказательства бытия Бога Критика онтологического доказательстваБаба Яга колдунья старая злая хромая («костяная   нога») живущая в

Слайд 16



… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы

вещь была своей собственной производящей причиной.
Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил

в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного.

Космологическое доказательство Каузальный вариант

Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего.

Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею – и промежуточные, и конечное следствие.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей

Слайд 17Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства
Если всё должно иметь причину, то должен

иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то

этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательстваЕсли всё должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если

Слайд 18Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства
По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается

от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон

– на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чём же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чём-нибудь другом».

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательстваПо своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса,

Слайд 19Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства
Закон причинности не столь податлив, чтобы позволить пользоваться

им, как извозчиком, которого, доехав до места назначения, отправляют домой. Он больше похож на

оживлённую гётевским учеником чародея метлу, которая, однажды приведённая в действие, не перестаёт носиться и мести, и остановить её может только сам старый чародей.

Артур Шопенгауэр. «О четверояком корне закона достаточного основания».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательстваЗакон причинности не столь податлив, чтобы позволить пользоваться им, как извозчиком, которого,

Слайд 20



Всё, что существует, или необходимо само по себе, или нет. А

всё, существование чего не является необходимым само по себе, либо возможно, либо

невозможно.

Всё, что само по себе невозможно, не существует.

Космологическое доказательство Модальный вариант

Следовательно, либо вообще ничего нет, либо существует нечто, не просто возможное, а необходимое само по себе (необходимосущее). Это и есть Бог.

То, что само по себе не необходимо, но возможно, существует благодаря чему-либо иному.

Если это «иное» (причина) само по себе не необходимо, а лишь возможно, оно для своего существования нуждается в чём-то третьем и т.д.

Абу Али ибн Сина. «Книга знания».

Всё, что существует, или необходимо само по себе, или нет. А всё, существование чего не является необходимым

Слайд 21



Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует,

что для них возможно и быть, и не быть.
Но коль скоро

нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него; и если же всё может не быть, когда-нибудь в мире ничего не будет.

Космологическое доказательство Модальный вариант

И так как ряд внешних причин, обусловли- вающих друг друга, уходит в бесконечность, необходимо положить некую необходимую самое по себе сущность; это и есть Бог.

Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо пере- шло в бытие, и потому ничего не было бы.

Поскольку это очевидным образом ложно, не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. А всё необходимое либо имеет внешнюю причину, либо не имеет.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно и

Слайд 22



Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.
Это

явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве

случаев направлены к наилучшему исходу.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.

Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их

Слайд 23Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Слайд 24Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства
Неужели вы думаете, что если бы вас

наделили всемогуществом и всеведением да ещё дали бы в придачу миллионы лет, чтобы

совершенствовать созданный вами мир, то вы не смогли бы создать ничего лучшего, чем ку-клукс-клан, фашисты или мистер Уинстон Черчилль?

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательстваНеужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и всеведением да

Слайд 25Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога
Онтологическое доказательство
Бог как абсолютно совершенная сущность
Космологическое доказательство
Телеологическое доказательство
Каузальный вариант
Бог как первопричина (причина всех причин)
Бог как безусловно необходимая сущность
Бог

как разумный устроитель мира
Модальный вариант

Доказательства бытия Бога Понятие и определения БогаОнтологическое доказательствоБог как абсолютно совершенная сущностьКосмологическое доказательствоТелеологическое доказательствоКаузальный вариантБог как первопричина

Слайд 26Проблема универсалий
Основные сочинения
Аристотель. Категории (IV в. до н.э.).
Порфирий. Введение к

«Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.).
Боэций. Комментарий к

«Введению» Порфирия (VI в.).
Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.).

Северин Боэций

Пьер Абеляр

Аристотель

Порфирий

Проблема универсалийОсновные сочиненияАристотель. Категории  (IV в. до н.э.).Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях)

Слайд 27Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля
(Отдельная) лошадь
(Отдельный) человек
Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле,

– это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не

находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь.

Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)

Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля(Отдельная) лошадь(Отдельный) человекСущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, –

Слайд 28
Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля
Сущность (вторая)
Живое существо (род)
А вторыми сущностями называются те,

к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и

эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо».

Лошадь (вид)

Человек (вид)

Проблема универсалий в «Категориях» АристотеляСущность (вторая)Живое существо (род)А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам

Слайд 29Проблема универсалий
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может

сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по

частям» или «по очереди».

Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.

Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество».

Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных.

Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Проблема универсалийУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах

Слайд 30Проблема универсалий
Антисфен
Платон
– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не

вижу.
– Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

Проблема универсалийАнтисфенПлатон– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.– Это потому что ты

Слайд 31Проблема универсалий
Универсалии образуют высший уровень бытия.
Универсалии находятся в самих вещах.
Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие

признаки единичных вещей.
Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.
Платон
Аристотель

Проблема универсалийУниверсалии образуют высший уровень бытия.Универсалии находятся в самих вещах.Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки

Слайд 32Проблема универсалий Реализм и номинализм
Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а

универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.
Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена

(слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Проблема универсалий Реализм и номинализмНоминализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи,

Слайд 33


Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же

образуются разумом и одним лишь мышлением. Однако роды и виды существовать не

могут.

Ведь сколько бы ни было видов, во всех них – один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет, каждый вид в одно и то же время имеет целый род.

Следовательно, если один род находится в одно и то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть, чтобы целое, находясь одновременно во многих [вещах], было в самом себе едино по числу.

Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино; и то же самое следует сказать и о виде.

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением.

Слайд 34


А если роды и виды существуют, но не единые по числу,

а многочисленные, то не будет последнего рода, но над всяким родом будет

другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность:

так же как множество живых существ требует объединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный оттого, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих;

и для этих двух родов требуется [третий общий] род, а когда он будет найден, тотчас же, по вышеизложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего];

таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность, ибо никакого логического предела здесь нет.

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет последнего

Слайд 35Проблема универсалий Аргументация номиналистов
и одновременно,

либо она общая потому, что в разное время переходит

в пользование разных её обладателей, как могут быть общими колодец и источник, раб или лошадь;

и

при этом составлять и образовывать субстанцию тех, для кого он является общим.

ведь он должен быть общим так, чтобы и целиком находиться в отдельных [видах],


либо она становится общей для всех одновременно, но тогда она не составляет субстанции тех, для кого является общей, как, например театр, общий для всех зрителей.


ибо единая вещь может быть общей либо частями, и тогда собственностью единичных [вещей] является не вся она целиком, но её части;



А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих:

Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов:

Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Проблема универсалий Аргументация номиналистови одновременно,либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её

Слайд 36Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна.

(тогда она не будет универсалией);

либо каким-то

одним из взаимоисключающих признаков подклассов



(тогда она не будет их сущностью).
(что нелепо);

либо ни одним

из взаимоисключающих признаков подклассов



либо всеми взаимоисключающими признаками подклассов


Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать

Следовательно, универсалия  как самостоятельная сущность невозможна.(тогда она не будет  универсалией);либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков

Слайд 37Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно.

(тогда оно не

будет целым числом «вообще»);

либо только чётным (вариант: только нечётным)



(тогда чётные и нечётные числа не

будут целыми числами).

(что нелепо);


либо ни чётным, ни нечётным



либо одновременно чётным и нечётным


Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Например, все целые числа подразделяются на чётные и нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел, есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть

Следовательно, «целое число  [вообще]», как самостоятельная  сущность, невозможно.(тогда оно  не будет целым  числом

Слайд 38



Положим, универсалии – это имена. Но имена чего?
Они не могут быть

именами единичных вещей (именами собственными), потому что тогда они не будут универсалиями.
Проблема

универсалий Аргументация реалистов

Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если они не имеют смысла, у нас нет никакого знания.

Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей.

Однако, если ничего, кроме единичных вещей, не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла.

Положим, универсалии – это имена. Но имена чего?Они не могут быть именами единичных вещей (именами собственными), потому

Слайд 39Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм
Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а

универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.
Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена

(слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализмНоминализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи,

Слайд 40


Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие,

которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит его не так, как оно само

есть.

Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным.

Дело в том, что существует много вещей, которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены, либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования.

Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах. Но постигаются они отдельно от чувственного, и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит

Слайд 41Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Линия в теле есть нечто; и тем, что

она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря

телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует.

[Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может.

Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистовЛиния в теле есть  нечто; и тем, что она  есть, обязана телу,

Слайд 42Проблема универсалий Аргументация концептуалистов
… мы мыслим роды и виды, отбирая из

единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы

похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов.

Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов… мы мыслим роды и виды, отбирая из  единичных предметов, в которых они

Слайд 43Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм
(Крайний) номинализм
Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).
(Крайний) реализм
Universalia sunt

realia. Универсалии – реальные сущности.
Концептуализм
Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.
Существуют и мыслимы только единичные

вещи.

Мыслимо только общее, и только общие сущности по-настоящему и существуют.

Существуют только единичные вещи, но мыслимо только общее.

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм(Крайний) номинализмUniversalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).(Крайний) реализмUniversalia sunt realia. Универсалии

Слайд 44Проблема универсалий Концептуализм
Универсалии существуют трояко:
до вещей (ante rem) – как их

прообразы в Божественном уме;
в вещах (in rem) – как их

общие свойства;
после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Проблема универсалий КонцептуализмУниверсалии существуют трояко:до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме;в вещах (in

Слайд 45Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм
Реализм
Номинализм
Крайний реализм
Умеренный реализм
Умеренный номинализм
Крайний номинализм
Ансельм Кентерберийский
(1033/34-1109)
Гийом из Шампо (ок. 1170 –

1121)
Росцеллин (ок. 1150 – ок. 1125)
Альберт Великий
(ок. 1200-1280)


Фома Аквинский
(1225/26-1274)

Пьер Абеляр (1079-1142)

Платон

Аристотель

Антисфен

Терминизм

Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49)

Концептуализм


Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализмРеализмНоминализмКрайний реализмУмеренный реализмУмеренный номинализмКрайний номинализмАнсельм Кентерберийский (1033/34-1109) Гийом из Шампо  (ок. 1170

Слайд 46Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика