Основные сочинения
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Ансельм
Кентерберийский.
«Монологион».
Доказательства бытия Бога
Онтологическое доказательство
Ибо если оно уже есть по крайней
мере только в уме, можно
представить себе, что оно есть
и в действительности, что больше.
а то, что он понимает, есть в его уме,
даже если он не имеет в виду, что
такая вещь существует [объективно].
И, конечно, то,
больше чего нельзя себе представить,
не может быть только в уме.
Ансельм Кентерберийский.
«Прослогион».
Гаунилон из Мармутье.
«В защиту глупца».
Гаунилон из Мармутье.
«В защиту глупца».
Гаунилон из Мармутье.
«В защиту глупца».
благо,
отличное от
доброты и
красоты
Космологическое доказательство
Каузальный вариант
Поскольку это очевидным образом ложно,
необходимо положить некоторую
первичную производящую причину,
каковую все именуют Богом.
Устраняя причину, мы устраняем и
следствия. Если в ряду производящих
причин не станет начального члена,
не станет также конечного и среднего.
Но если ряд производящих причин уходил
бы в бесконечность, отсутствовала бы
первичная производящая причина, а с нею –
и промежуточные, и конечное следствие.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».
Артур Шопенгауэр.
«О четверояком корне
закона достаточного
основания».
Всё, что само по себе невозможно,
не существует.
Космологическое доказательство
Модальный вариант
Следовательно, либо вообще ничего нет,
либо существует нечто, не просто
возможное, а необходимое само по себе
(необходимосущее). Это и есть Бог.
То, что само по себе
не необходимо, но возможно,
существует благодаря чему-либо иному.
Если это «иное» (причина) само по себе
не необходимо, а лишь возможно,
оно для своего существования
нуждается в чём-то третьем и т.д.
Абу Али ибн Сина.
«Книга знания».
Космологическое доказательство
Модальный вариант
И так как ряд внешних причин, обусловли-
вающих друг друга, уходит в бесконечность,
необходимо положить некую необходимую
самое по себе сущность; это и есть Бог.
Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,
ибо если бы не было ничего сущего,
невозможно было бы, чтобы что-либо пере-
шло в бытие, и потому ничего не было бы.
Поскольку это очевидным образом ложно, не
всё сущее случайно, но в мире должно быть
нечто необходимое. А всё необходимое либо
имеет внешнюю причину, либо не имеет.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Доказательства бытия Бога
Телеологическое доказательство
Следовательно, есть разумное существо,
полагающее цель для всего, что происходит
в природе; и его мы именуем Богом.
Отсюда следует, что
они достигают цели не случайно, но
будучи руководимы сознательной волей.
Поскольку же сами они лишены разумения,
они могут подчиняться целесообразности
лишь постольку, поскольку их направляет
некто одарённый разумом и пониманием.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».
Северин Боэций
Пьер Абеляр
Аристотель
Порфирий
Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)
Лошадь (вид)
Человек (вид)
Универсалии – это общие понятия, но
следует помнить, что слово «общее»
употребляется в разных смыслах.
Универсалии
не следует путать
с собирательными понятиями, такими
как «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,
«человечество».
Универсалия «лошадь»
относится не к табуну,
а к роду животных.
Не относится она
и к лошади, находящейся
в совместном пользовании.
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Логические трудности
возникают при попытке
мыслить универсалии
как существующие
отдельно
от единичных вещей
и в то же время
«присутствующие»
в единичных вещах,
причём
присутствующие
1) во всех и каждой,
2) неделимо,
3) одновременно
и 4) составляя
их сущность
(субстанцию).
Ведь сколько бы ни было видов, во всех них –
один род, причём не то чтобы отдельные виды
получали от него что-нибудь вроде частей – нет,
каждый вид в одно и то же время имеет целый род.
Следовательно, если один род находится в одно
и то же время целиком во множестве отдельных
видов, он не может быть един. Ибо не может быть,
чтобы целое, находясь одновременно во многих
[вещах], было в самом себе едино по числу.
Но в таком случае, если род не может быть
чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо
всё, что есть, именно потому есть, что едино;
и то же самое следует сказать и о виде.
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
так же как множество живых существ требует
объединения их в один род потому, что у всех них
есть что-то похожее, так же и род, множественный
оттого, что находится во многих, имеет другой
род, тоже не единый оттого, что во многих;
и для этих двух родов требуется [третий общий]
род, а когда он будет найден, тотчас же,
по вышеизложенным соображениям, придётся
искать новый [общий для первых двух и третьего];
таким образом, рассудок по необходимости
будет уходить в бесконечность,
ибо никакого логического предела здесь нет.
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
ведь он должен
быть общим так,
чтобы и целиком
находиться в
отдельных [видах],
либо она
становится общей для
всех одновременно,
но тогда она не
составляет субстанции
тех, для кого является
общей, как, например
театр, общий для
всех зрителей.
ибо единая вещь
может быть общей
либо частями, и тогда
собственностью
единичных [вещей]
является не вся она
целиком, но её части;
А если род – нечто единое по числу,
то он не может быть общим для многих:
Но род ни одним из перечисленных способов
не может быть общим для видов:
Боэций. Комментарий к
«Введению» Порфирия.
либо всеми
взаимоисключающими
признаками подклассов
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Если универсалия существует реально,
а не как идея или имя, она должна, помимо
общего (определяющего) признака класса, обладать
(что нелепо);
либо ни чётным,
ни нечётным
либо одновременно
чётным и нечётным
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Например, все целые числа подразделяются на чётные
и нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел,
есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть
Однако, всё наше знание, включая знание
единичных вещей, выражено именами
нарицательными (универсалиями), и если они
не имеют смысла, у нас нет никакого знания.
Следовательно, они должны быть именами
каких-то сущностей, отличных
от единичных вещей.
Однако, если ничего, кроме единичных вещей,
не существует, универсалии – это имена
несуществующих сущностей, т.е. слова,
не имеющие ни значения, ни смысла.
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Концептуализм
(лат. conceptus,
понятие) –
философское учение,
которое,
не приписывая
общим понятиям
самостоятельной
онтологической
реальности,
утверждает, что
они воспроизводят
сходные (общие)
признаки
единичных вещей.
Universalia sunt concepta.
Универсалии –
это понятия.
Когда мы занимаемся делением или
абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что
есть на самом деле; но при этом само мышление
ни в коей мере не является ложным.
Дело в том, что существует много вещей,
которые имеют бытие в других; от этих других
они либо вообще не могут быть отделены,
либо, раз отделённые, никоим образом
не продолжают своего существования.
Предметы такого рода существуют в телесных
и чувственно воспринимаемых вещах.
Но постигаются они отдельно от чувственного,
и только так может быть понята их природа
и уловлены их свойства.
Проблема универсалий
Аргументация концептуалистов
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
[Но] никто не назовёт
наше представление
о линии ложным
только оттого, что мы
в уме представляем её
существующей как бы
помимо тела, в то время
как помимо тела она
существовать не может.
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
Мыслимо
только общее,
и только
общие сущности
по-настоящему
и существуют.
Существуют
только
единичные вещи,
но мыслимо
только общее.
Universalia sunt concepta.
Универсалии – это понятия.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Фома
Аквинский
(1225/26-1274)
Пьер Абеляр
(1079-1142)
Платон
Аристотель
Антисфен
Терминизм
Уильям Оккам
(ок. 1285-1347/49)
Концептуализм
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть