Слайд 2 Китаро Нисида - выдающийся японский философ идеалист, экзестинциалист,
дзен-будист, родился 19 мая в 1870 году в Японии, префектуре
Кахоку.
В 1894 году окончил Токийский университет по специальности «Философия».
По окончании Токийского ун-та долгое время работал школьным учителем, продолжая занятия философией и практикуя дзэн-буддизм.
В 1899 году он был определён профессором Четырёх высших школ Исикава.
Позднее стал профессором философии в Киотском университете.
Слайд 3 Знал английский и немецкий языки.
Первая знаменитая работа - эссе “Толкование красоты”
Считается
основателем знаменитой Киотской школы философии, которая распалась лишь в 40-х гг. 20-го столетия.
В 1940 году был награждён Орденом культуры.
В 1927 году умер от почечной инфекции.
Похоронен на о. Хонсю, городе Камакура.
Слайд 4 Возникновение философской мысли в Японии связано с
проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и
идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
В 12-14 вв. ᴄᴫᴏжились учения сект дзэн, дзедо и нитирэн, появились крупные интерпретаторы буддийской философии.
В 14-16 вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с 17 в. преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее феодальным устоям японского общества.
После незавершенной буржуазной революции 1867 - 68 начался процесс усвоения европейской философии; традиционная буддийско-конфуцианская философия постепенно теряла свое влияние, вытесняемая различными западноевропейскими буржуазными философскими учениями.
Слайд 5 В период Тайсё - в 1910 —
профессор Киотского университета Нисида Китаро предпринял попытку создания филосовской системы,
адекватно описывающей будистский образ мышления в системе западной философии.
Испытывая влияние таких западноевропейских философов, как Джеймса и Милля, Нисида соединил буддийскую традицию с философией А. Бергсона и неокантианством.
Он сформулировал теорию «чистого опыта», предшествующего разделению на субъект и объект, дух и материю. Также, он разработал концепции «логики места» «абсолютного небытия», «абсолютно противоречивого тождества», применяемые им также и для объяснения «исторического мира». Нисида Китаро провел логический анализ восточного невербального, иррационального отношения к метафизическим материям, что явилось первым подобным опытом за всю интеллектуальную историю Японии.
Слайд 6 В период Мейдзи, чрезмерная увлеченность академическими кругами
социально-политическими проблемами англо-американской философии Милля и Дьюи и огромно колличество
иностранных преподавателей философии, принадлежавших к Марбургской и Баденской школам неокантианства, способствовали развитию и распространению в Японии неокантианства.
Одна из самых популярных работ того времени - «Теория места» Э. Ласка, оказала значительное влияние на философские взгляды Нисида Китаро.
Слайд 7 Одна из самых значительных работ Нисиды -
Логика басё , предполагает противоположность объективного и субъективного преодолевая особым
способом осознания себя, своеобразной борьбе противоположностей, которая, в отличие от диалектики Гегеля, не разрешается их синтезом, но скорее определяет свойство субъекта к удержанию внутреннего конфликта, к охвату противоположных полюсов и перспектив. Также он доказывал отличие западной философии от восточной наличием в последней идеи небытия, которую истолковывает с позиции дзэн-буддизма как всеохватывающий универсум.
В данной работе Нисида демонстрирует явные симпатии к западной философии экзистенциализма, впрочем, основной вывод работы отсылает нас к привычному в философии дзен понятию пустоты. Центральная концепция «самопробуждения», изъятая из опыта медитации дзен, органично влита японским философом в экзистенциальную теорию отождествления субъекта и объекта, что позволяет говорить о действительно особой и оригинальной философской доктрине.
Слайд 8 Введя идею басё, Нисида создал философскую структуру, пригодную
для описания непостижимого царства человеческого опыта, которое на Западе традиционно
относили к области мистики.
Постепенно логика басё занимает центральное место в системе философских взглядов Нисиды Китаро. При этом Китаро также следовал принципам классической логики, с помощью рассуждений о которой он вводит понятие интуиции. В работе «Логика и жизнь» Китаро рассматривает реальность, воспринимаемую человеком, в качестве результата столкновения абсолютной пустоты и действий человека.
Слайд 9 Дальнейшее развитие идей синтеза восточного и западного мировоззрений,
как и продолжение занятий практиками дзэн-буддизма, вдохновили Китаро в 1917
г. написать работу под названием «Интуиция и размышление в самопробуждении».
Метод Нисиды Китаро и его владение терминологией и концепциями западной философии позволяют рассматривать результат его исследований как единственный в своем роде. Создание логически стройной системы восточных мировоззренческих ценностей, несомненно, привело к появлению оригинального и самобытного пути развития японской философии.
Следует отметить, что именно в философии Нисида Китаро впервые встречается критика Канта и неокантианства. В этой критике прослеживается тенденция охлаждения интереса к неокантианству в японских академических кругах к началу 30-х годов.
Слайд 10 В целом же, в отношении к Канту и
неокантианству у Нисида Китаро можно отметить методологической подход, характерный для
дальневосточных мыслителей: критика других направлений и одновременно с этим, использование их структурной методологии.
Нисида был убеждён, что на пути к истине необходимо совместное рассмотрение вопросов философии и религии, в качестве примера указывал на индийскую и древнегреческую философии. Оригинальная философия Нисиды включает идеи как дзэн-буддизма, так и западной мысли.
Что касается отношений между абсолютной пустотой (или Богом) и человеком, то Нисида характеризует их понятием «обратной связи», при которой, по мнению Китаро, чем больше человек сознает себя, тем больше он отделяется от Бога. Когда же человек начинает отрицать собственное «Я», тем сильнее проникает в него абсолютная пустота. Лишь посредством самоотрицания человек и абсолютная обретают истинное единство, переходят в состояние, которое Нисида называет «длительность прерывности».рироду и стать творческой силой.
Слайд 11 В целом, Китаро Нисида оказал значительное влияние
на становление современной японской философии.
Его попытка
сочетания западной методики и терминологии с восточными идеями до сегодняшнего дня является актуальной. В западноевропейской философии на его мировоззрение повлияла немецкая классическая философия и феноменология Гуссерля, близко апофатическое богословие Мейстера Экхарта, Эриугены, Николая Кузанского.
Из современных направлений его взгляды наиболее близки к экзистенциализму.
Слайд 12 Во время Второй мировой войны правые критиковали
Нисида Китаро за антинационализм и признание западной философии и логики.
После войны левые мыслители критиковали его философию как националистическую из-за его внимания на традиционные ценности. Но Нисида Китаро не был ни националистом, ни антинационалистом.
В своих трудах, по его словам, он всего лишь раскрывал эстетику понимания красоты по-японски.
Слайд 13 К слову, на родине деятельности философа есть
одно очень живописное место, называемое Tetsugaku no Michi, или Философский
путь.
Это знаменитый путь вдоль берега канала в районе Хигасияма между Серебряным Павильоном и Kumano Nyakuoji Jinja. Свое название он получил оттого, что по этой дорожке любил прогуливаться и размышлять известный японский философ Нисида Китаро.
Философский Путь – одно из лучших мест в Киото для любования цветением сакуры.