Слайд 1Тема 4. Философия средневековая
(I-XIV вв. н.э.)
Особенности философии средневековья Западной
Европы
Аврелий Августин и Фома Аквинский как видные представители патристики и
схоластики
Арабская философия средневековья.
Слайд 2Литература:
Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время.
Библия.
Аквинский Фома. Доказательства
бытия Бога.
Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философии
Донини А. У
истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.:Политиздат, 1989. 365 с.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот. Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, 2001. – Кн.2. Католическая философия. – С.365-582.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., 1979. 448с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.
Слайд 3Теоцентризм философии средневековья
в Западной Европе признавал Бога
в качестве
высшего существующего начала,
а весь окружающий мир – его творением.
Особенности
мировоззренческой позиции:
креационизм;
идея «откровения»;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
Слайд 4Наиболее яркие представители средневековья:
Тертуллиан Карфагенский (160-220);
Августин Блаженный (354-430);
Боэций (480-524);
Альберт Великий
(1193-1280);
Фома Аквинский (1225-1274);
Пьер Абеляр (1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)
Слайд 5Основные этапы развития философии средневековья
ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с
I по IX вв.
На этом этапе происходит разработка и оформление
основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.
Слайд 6Августин Блаженный как видный представитель патристики
Автор работ «О граде Божьем»,
«Исповедь», «Против академиков» и др.;
заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в
философии и литературе;
предложил линейное представление о времени;
обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)
Слайд 7Спор о природе универсалий (общих понятий)
Реализм
- направление теологической философии, сторонники
которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее
понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах.
Номинализм
Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.
Слайд 8Фома Аквинский как крупный представитель схоластики
Автор работ «Сумма теологии», «Против
язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;
логически доказал существование Бога;
систематизировал
схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.
Слайд 9Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:
должен существовать первый
двигатель;
в цепи действующих причин должна существовать первая причина;
все вещи мира
случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо;
вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.
Слайд 10Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран
Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.
Основные направления арабской
философии периода зарождения (VII-IХ вв.):
Мутакаллимы – сторонники радикального ислама, основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.);
Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение которых носит относительно материалистический характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина;
Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.
Слайд 11Арабская философия IX–XV вв.
Особенности:
усиление материалистических идей, развитие медицины;
заимствование древнегреческой философии
и превращение арабской в арабо-греческую.
Слайд 12Представители арабской философии:
Аль-Кинди (800-879)
Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037)
Аль-Фараби (870-950)
Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038)
Ибн-Рушд
(Аверроэс) (1126-1198)
и другие.
Слайд 13Ибн-Сина (Авиценна)
(980-1037гг.)
Ибн-Сина – ученый-энциклопедист создал около 450 работ, из
которых до нас дошло около 240;
создал около 50 трудов
по медицине: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др.
дал анатомическое описание человека, характеристику телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения;
пытался отделить философию от теологии.
Слайд 14Значение философии средневековья:
Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно
преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной
гибели античной культуры;
религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества;
мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии;
философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.