Разделы презентаций


Зарождение философской мысли

Содержание

План лекцииЗарождение философской мыслиОбщие закономерности проблематики философии Востока и ЗападаМифология как ранняя форма общественного сознанияЗарождение философии Различия философии Запада и Востока и особенности древневосточной философииДревнеиндийская философияДревнекитайская философия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия)
Кафедра Философии и психологии

Преподаватель: к.филос.наук,

доцент
Шевченко Елена Славовна


Для всех специальностей

Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия)Кафедра Философии и психологииПреподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена СлавовнаДля всех специальностей

Слайд 2План лекции
Зарождение философской мысли
Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Мифология

как ранняя форма общественного сознания
Зарождение философии
Различия философии Запада и

Востока и особенности древневосточной философии
Древнеиндийская философия
Древнекитайская философия

План лекцииЗарождение философской мыслиОбщие закономерности проблематики философии Востока и ЗападаМифология как ранняя форма общественного сознанияЗарождение философии Различия

Слайд 3Требования к знаниям, умениям и навыкам
Знания
Общие закономерности развития философии Востока

и Запада
Философию Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления
Философию Древнего

Китая и ее основные школы
Персоналии и терминологию философии Индии и Китая
Умения и навыки
Давать сравнительную характеристику философии Востока и Запада
Выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада
Выявлять различие философских концепций Востока.

Требования к знаниям, умениям и навыкамЗнанияОбщие закономерности развития философии Востока и ЗападаФилософию Древней Индии и ее главные

Слайд 4Содержание
Зарождение философской мысли
Ключевые понятия
Учебный материал
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

СодержаниеЗарождение философской мыслиКлючевые понятияУчебный материалВопросы для самопроверкиРекомендуемая литература

Слайд 5Ключевые понятия
Зарождение философской мысли
Атман
Брахман
Будда
Веды
Даосизм
Дхаммапада
Индуизм
«И-Цзин» («Книга перемен»)
Конфуцианство
Упанишады

Ключевые понятияЗарождение философской мыслиАтманБрахманБуддаВедыДаосизмДхаммападаИндуизм«И-Цзин» («Книга перемен»)КонфуцианствоУпанишады

Слайд 6Учебный материал
Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Мифология как ранняя

форма общественного сознания








Мифологическое сознание синкретично, с одной стороны, но ставит

и ряд собственно философских вопросов о зарождении и развитии мира, жизни и смерти, с другой.







Философия
Зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства: Древняя Индия – I тыс. до н.э., Китай – VI-Vв.в. до н.э., Греция – VII-VIвв.


является основой для зарождения и западной, и восточной философии;

Учебный материалОбщие закономерности проблематики философии Востока и ЗападаМифология как ранняя форма общественного сознанияМифологическое сознание синкретично, с одной

Слайд 7 Различия философии Запада и Востока
Восточная философия сконцентрировалась на

рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики, западная философия многопроблемна

и обращается к человеку, предлагая общие принципы бытия и познания
Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция ( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)

Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Философия и Запада и Востока обращены к общечеловеческим ценностям (добро и зло, справедливость и несправедливость, счастья и страдания и др.)
Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека
Методологическая значимость (свойственно стремление к научному поиску истинного знания).


Учебный материал
Сходства и различия философии Запада и Востока

Различия философии Запада и Востока 	Восточная философия сконцентрировалась на рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики,

Слайд 8ВЕДЫ
Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами

арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI

в. до н.э..

Учебный материал
Древнеиндийская философия

УПАНИШАДЫ
Философские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.

ВЕДЫ	Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и

Слайд 9Учебный материал
Древнеиндийская философия

Учебный материалДревнеиндийская философия

Слайд 10Учебный материал
Буддизм
Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной

Азии
Основатель Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.)
Главные идеи
освобождение от страдания и

попытка преодолеть варно-кастовый строй.
«Четыре благородные истины»
Теория причинности (нет деяний, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире имеет свою причину)
Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного, ничто не может служить гарантией благополучия).
«Срединный путь» (умеренность во всем).
«Восьмеричный путь»







Учебный материалБуддизмНачало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной АзииОснователь Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.)Главные идеиосвобождение

Слайд 11Рисунок
Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь –

символы света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характе космических

сил, находящихся в постояном стремлении друг к другу. Благодаря этоу образуются: мироздание, общество, мораль.




Учебный материал
Древнекитайская философия

РисунокДревнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь – символы света и тьмы, положительного и отрицательного.

Слайд 12Рисунок
Космогонические идеи были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»)
Период

V-III вв. до н.э. – возникновение «ста философских школ» (

в т.ч. Даосизм (Лао-цзы и и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм – школа законников (Шан Ян).
.

Учебный материал
Древнекитайская философия

РисунокКосмогонические идеи были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»)Период V-III вв. до н.э. – возникновение «ста

Слайд 13Учебный материал
Даосизм
Основатель Лао-цзы (604г.до н.э).
«Дао» - путь звезд и добродетелей,

закон Вселенной и человеческого поведения
Главное произведение – «Дао де цзин»

(«Учение и Дао и дэ»).
Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение.
Основной принцип – теория недеяния
Цель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью.
Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. До н. э.)
.





Учебный материалДаосизмОснователь Лао-цзы (604г.до н.э).«Дао» - путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведенияГлавное произведение –

Слайд 14Главная идея
Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуалов
Основоположник

– Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

Учебный материал
Конфуцианство
Основные проблемы:


Система этических норм
Политические вопросы
Поведение личности
Общественное управление



Главная идея Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуаловОсновоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.)Учебный

Слайд 15Учебный материал
Главные принципы конфуцианства
«Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того

не делай другим»
«Ли» - почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к

себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
«Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
. «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту.
«Вэнь» - просвещенность, образованность
«Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности
«Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».






Учебный материалГлавные принципы конфуцианства«Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не делай другим»«Ли» - почтительность, «воспитанный человек

Слайд 16 ЛЕГИЗМ
Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.)
Основная идея

– человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью
разработал

теорию деспотического государства
Вместо убеждения необходимо принуждение

МОИЗМ
Основоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.)- противник конфуцианства.
Основная идея - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом.
Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе.


Учебный материал
Моизм и легизм

ЛЕГИЗМ Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.)Основная идея – человеколюбие – причина всех проступков, политика

Слайд 17Приобретенные знания
Знание персоналий и терминологии философии Индии и Китая

Знание специфики

философских школ Индии и Китая

Знание общих закономерностей развития философии Востока

и Запада

Знание тенденций культурного диалога Востока и Запада.
Приобретенные знанияЗнание персоналий и терминологии философии Индии и КитаяЗнание специфики философских школ Индии и КитаяЗнание общих закономерностей

Слайд 18Вопросы для самопроверки
Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
Какая философская

традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
Назовите основные заповеди буддизма.
Что

вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?
Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

Вопросы для самопроверкиЧем объяснить деление индийской философии на периоды?Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?Назовите

Слайд 19Задания для самопроверки
Ответить на вопросы теста
Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:
Конфуцианства;
Буддизма;
Йоги.
Укажите

древнекитайский философский текст:
«Упанишады»;
«Книга перемен»;
«Книга мертвых».
В V в. до н. э.

существовало сто философских школ:
В Индии;
В Египте;
В Китае;
В Греции.
Задания для самопроверкиОтветить на вопросы тестаСиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:Конфуцианства;Буддизма;Йоги.Укажите древнекитайский философский текст:«Упанишады»;«Книга перемен»;«Книга мертвых».В V в.

Слайд 20Рекомендуемая литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.
2. Введение в

философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.
3. Философия: Учеб.пособие для

вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.
4. Ильин В. История философии: Учеб.для вузов. – СПб., 2003.
5. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.
6. Современный философский словарь. – М., 1998.

Рекомендуемая литература1.	Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.2.	Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М.,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика