Слайд 1Курс лекций по дисциплине:
«Философия»
Лекция т.1.4 Философия Нового времени. Философия эпохи
Просвещения.
Федорищенко Алексей Иванович, доцент
тел. 20-22, 8(495) 503-77-11
Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская
таможенная академия
Слайд 2Содержание
Особенности философии Нового времени.
Борьба эмпиризма и рационализма.
Монизм Б. Спинозы и
плюрализм Г. Лейбница
Основные проблемы философии Просвещения.
Слайд 3Общая характеристика
Гносеологический оптимизм – вера в безграничность человеческого познания
Методологизм –
поиск надежных путей и инструментов познания
Натурализм – стремление объяснять все
естественными причинами
Механицизм – сведение всех природных процессов к простым механическим взаимодействиям
Религиозное свободомыслие (в основном деизм)
Слайд 4Субъект-объектная парадигма
S → O
Отношения человека с природой строятся уже не
по принципу «часть-целое», а по принципу «субъект-объект»
Субъект – активная, инициирующая
сторона деятельности, а природа – лишь объект, которым можно манипулировать, предварительно познав его устройство
Слайд 5Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
Происходил из знатной семьи, получил хорошее
образование
Сочетал научную деятельность с общественно-политической
Был лорд-канцлером Англии
Обвинен во взяточничестве,
приговрен к штрафу и лишен полномочий
Слайд 6«Великое восстановление наук»
Избавиться от «идолов»
Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм и пр.
)
Идолы пещеры (субъективность)
Идолы площади (несовершенство языка)
Идолы театра (слепая вера в
авторитеты)
Создать новый, позитивный научный метод
Обобщающая индукция (позволяет выводить из единичных фактов общие законы)
Исключающая индукция (позволяет выявлять причинные связи, исключая случайные совпадения)
Слайд 7Идолы рода: Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному
зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи
в искривленном и обезображенном виде".
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает
Слайд 8Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и
трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают
потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Это своего рода "философский театр".
Слайд 10«Знание – сила»
Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимо
для развития эмпирического естествознания
Знания, полученные из опыта, можно применять на
практике
Наука должна приносить пользу обществу, помогая людям овладевать природой
Слайд 11Три типа ученых
Паук (схоласти-ческое теорети-зирование)
Пчела
осмысление
Муравей (однобокий эмпиризм)
(теоретическое
эмпирии)
Слайд 12Рене Декарт (Картезий)
(1596 – 1650)
Родился во Франции в дворянской семье
Получил
образование в иезуитском колледже Ла-Флеш
Много путешествовал, служил в армии, был
на войне
В 1629 переселился в Нидерланды
Слайд 13Картезианская концепция науки
«Вся философия подобна дереву, корни которого –
метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола
– все прочие науки»
«Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»
Слайд 14Рационалистический метод
«Правила для руководства ума»:
Исходить только из очевидного
Разбивать сложную проблему
на простые вопросы
Переходить от простого к сложному, от известного к
неизвестному
Не оставлять пробелов в доказательствах
Слайд 15Методологическое сомнение
Надо сомневаться во всем, что допускает хотя бы тень
сомнения
Несомненно только одно – существование моего мыслящего «Я» (cogito ergo
sum)
Но если существует моё «Я», то существует и Бог – актуально бесконечный абсолют
А тогда должен существовать и объективный мир – «протяженная субстанция»
Слайд 16
Дуалистическая метафизика
Бог
Мысль Пр-во
Слайд 17
Дуалистическая метафизика
Бог
Мысль Пр-во
Я Мир
(субстанция (субстанция
мыслящая) протяженная)
Слайд 18
Дуалистическая метафизика
Бог
Мысль Пр-во
Я Мир
(субстанция (субстанция
мыслящая) протяженная)
? ?
Слайд 19Психофизическая проблема
Дух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он не
может воздействовать на тело)
Тело протяженно, но не мыслит, (значит, оно
не может влиять на дух)
Каким же образом они взаимосвязаны?
Слайд 20Бенедикт (Барух) Спиноза
(1632 – 1677)
Родился в Амстердаме в семье торговца
Был
вынужден оставить учебу, но после смерти отца вернулся к ней
Завел
связи среди республиканцев и меннонитов
Изгнан из иудейской общины за вольнодумство
Слайд 21Мастерская Спинозы
Поселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывал
себе на жизнь
Большинство произведений Спинозы были опубликованы посмертно
Слайд 22Пантеизм и гилозоизм
Субстанция – это то, что имеет причину в
самом себе (causa sui)
Существует только одна подлинная субстанция – сама
Природа
С материально-пространственной точки зрения она выступает как мир вещей, с духовно-мыслительной – как Бог
«Бог – имманентная, а не внешняя причина всех вещей»
Слайд 24Индивидуация
Субстанция – «природа творящая»
Модусы – «природа сотворенная»
Модусы – не части,
а лишь конечные проявления бесконечной субстанции
Существует ли наше «Я»? Для
него самого – да, для Природы – нет
В познании мы выходим за пределы своей индивидуальности, созерцаем мир «с точки зрения вечности»
Слайд 25Фатализм и свобода
Все в Боге, Бог во всем, все во
всем, все жестко взаимосвязано
Не только внешние события, но и наши
внутрение чувства (мысли, ощущения, аффекты) вызваны определенными причинами
Человек – раб своих аффектов, но он в состоянии выйти из этого рабства, если составит ясную идею о своих аффектах, осознает их
«Свобода – это осознанная необходимость»
Слайд 26Три ступени познания
Чувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит в
себе «осколки» истины
Интеллектуальное – дедуктивно обосновано и взаимосвязано, но
еще не является полным и целостным
Интуитивное – постижение всей истины в ее целостности
Слайд 27Джон Локк (1632 – 1704)
Родился в семье адвоката, изучал медицину
Был
домашним врачом графа Шефтсбери, возглавлявшего тогда оппозицию Карлу II
Принимал активное
участие в политической жизни Англии времен Революции
Слайд 28Эмпиризм
Врожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabula
rasa)
«Ничего нет в интеллекте, чего раннее не было бы в
ощущениях»
Опыт бывает не только внешний (ощущения), но и внутренний (рефлексия)
Локк не согласен с Декартом в том, что внутренний опыт надежнее, очевиднее внешнего
Слайд 29
Первичные и вторичные качества
Первичные качества
(объем, форма, движение)
Находятся в самих
вещах
Объективны, но отнюдь не только умопостигаемы
O п.к.
Вторичные качества
(вкус,
цвет, запах)
Возникают в восприятии
Субъективны, но отнюдь не целиком иллюзорны
вт.к. S
Слайд 30Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646 – 1716)
Родился в Лейпциге в семье
профессора
Изучал философию, право, математику, логику и другие науки
Независимо от Ньютона
открыл интегральное и дифференциальное исчисление
Слайд 31Рационализм Лейбница
«Ничего нет в интеллекте, чего раннее не было бы
в ощущениях, ... кроме самого интелекта (!)»
Разум – не «чистая
доска», а скорее «глыба мрамора» с прожилками и неровностями
«Истины разума» являются врожденными, но абстрактными и формальными
«Истины факта» приобретаются из опыта, они конкретны и содержательны
Слайд 32Два вида истин
Истины разума
Врожденные, отражают внутренее устройство самого разума
Универсальны,
но абстрактны и бессодержательны
Это лишь возможность знания, но еще не
само знание
Истины факта
Приобретаются из опыта, отражают факты
Неуниверсальны, но конкретны и содержательны
Это реальное знание, но без разума оно не имело бы смысла
Слайд 33Монадология
Монады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовные
Физически взаимодествовать
они не могут, «они не имеют окон, через которые что-либо
могло бы в них входить или выходить»
Между ними существует предустановленная Богом гармония, благодаря которой каждая монада отражает весь миропорядок
Монада – «живое зеркало вселенной»
Слайд 34Джордж Беркли (1685 – 1753)
Родился в Ирландии в дворянской английской
семье
Преподавал теологию
Много путешествовал, побывал во Франции, Италии, Сев. Америке
В последние
годы был епископом англиканской церкви
Слайд 35Солипсизм
«Solo ipso» – «только я»
Esse est percipi (быть – значит
быть воспринимаемым)
Абстрактные идеи – всего лишь обман слов
Материи не существует;
первичные качества так же субъективны, как и вторичные
Любой предмет – всего лишь комплекс ощущений
Слайд 36Бог как основа
Постоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога
«Есть дух,
который во всякий момент вызывает во мне все те чувственные
впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ»
Слайд 37
Порядок бытия
Бог
Дух
Восприятия
Вещи
Слайд 38
Порядок бытия
Бог
Дух
Восприятия
Вещи
Слайд 39
Порядок бытия
Бог
Дух
Восприятия
Вещи
Слайд 40
Порядок бытия
Бог
Дух
Восприятия
Вещи
Слайд 41
Порядок бытия
Бог
Дух
Восприятия
Вещи
Слайд 42Критика материализма
Понятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое из
всех, его надо навсегда изгнать из употребления
«Отрицание материи не принесет
никакого ущерба остальному роду человеческому, который никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия»
Слайд 43Давид Юм (1711 – 1776)
Родился в Эдинбурге, в дворянской семье
Получил
философское и юридическое образование
Работал библиотекарем, какое-то время состоял на дипломатической
службе
Слайд 44Существует ли объективный мир?
Локк:
«Конечно да, ведь он дан нам
в восприятиях»
Юм:
«Не знаю. Опыт
Беркли:
«Конечно нет, ведь восприятия
существуют только в нашей душе»
сам по себе ничего не доказывает»
Слайд 45Скептицизм Юма
Невозможно узнать, существует материальный мир или нет
В опыте нам
даны лишь наши идеи и впечатления, но не сами вещи
Анализировать
надо не связь вещей, а связь идей
Слайд 46Ассоциации идей – всего лишь привычки нашего ума
Ассоциации идей:
по
смежности явно
по сходству субъективны
по причинной связи → объективны?
Для установления объективных
причин нужна всеобщность, а опыт нам ее не дает
Типичная ошибка: post hoc ergo propter hoc
Взойдет ли сегодня солнце на востоке?
Слайд 47 Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке).
Просвещение, идейное
течение 18 века, основанное на убеждении в решающей роли разума и
науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.
Слайд 48ПРОСВЕЩЕНИЕ
Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законам
природы. Жить и мыслить правильно – это жить и мыслить
согласно природе.
Деизм: бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Исторический оптимизм: вера в прогресс, глубокое убеждение во всесилии человеческого разума, в его способности оделить добро от зла. Добра становится все больше, а зла все меньше, мир в целом естественно и неизбежно идет к лучшему.
Слайд 49ПРОСВЕЩЕНИЕ
Натурализм: жизнь, общество разум – все это части природы. Справедливая
и мудрая жизнь должна соответствовать порядку природы и природе самого
человека. Отклонения от «природы вещей» суть причины всех зол и заблуждений.
Из натуралистического принципа выводились «естественное право», «естественная мораль», «естественная религия»
Слайд 50Просвещение XVIII в.- первая половина XIX в.:
в Англии (Джон Локк,
Джозеф Пристли, Джон Энтони Коллинз, Дейвид Гартли, Дейвид Юм, А.Э.
Шефтсбери),
во Франции (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Клод Ариан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Жюльен Оффре де Ламетри, Поль Анри Гольбах),
в Германии (Иоганн Вольфанг Гете, Фридрих Шиллер, Иоганн Готфрид Гердер, Готхольд Лессинг, Иммануил Кант),
в Америке (Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Т.Купер, Т. Пейн),
в России (А.Н. Радищев, П.С. Новиков, Я.П. Козельский).
Слайд 51Идейное наследие Просвещения.
Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг.
В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в
культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещения было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма».
Слайд 52Основные выводы
Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений
не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на
своеобразие нововременной философии.
Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
Слайд 53Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое,
строго рациональное мышление.
Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес
к методам, способам познания.
Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
Слайд 54Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым,
моральным, экономическим и политическим.
Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс
начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.
Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.