Разделы презентаций


Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.

Содержание

Периоды средневековой философииПатристика (I – VI вв) Схоластика (VI – XV вв)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Курс лекций по дисциплине:
«Философия»
Лекция 1.3; 1.4. Средневековая философия. Философия эпохи

Возрождения.

Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская таможенная академия

Курс лекций по дисциплине:«Философия»Лекция 1.3; 1.4. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.Кафедра гуманитарных дисциплинРоссийская таможенная академия

Слайд 2Периоды средневековой философии
Патристика (I – VI вв)
Схоластика (VI –

XV вв)

Периоды средневековой философииПатристика (I – VI вв) Схоластика (VI – XV вв)

Слайд 3Патристика
Совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства,

опираясь на античную философию
Этапы патристики:
Апологетика(II-III вв), сыгравшая важную роль в

оформлении и защите христианского мировоззрения

Классическая патристика(IV-V вв), систематизировавшая христианское учение

Заключительный период (VI-VII вв), стабилизировавший догматику

ПатристикаСовокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философиюЭтапы патристики:Апологетика(II-III вв), сыгравшая

Слайд 4Апологетика
Представители:
- Квинт Септимий Тертуллиан (ок.160-230) –
«Верую, ибо абсурдно»;
Тит Флавий

Климент(Александрийский)
(ум.до 215)

- Ориген (185-254);

- Татиан;
Филон из Александрии.(посл-я
четверть I в.до

н.э. –сер I в. н.э.)

Ориген.
Средневековая миниатура

АпологетикаПредставители:- Квинт Септимий Тертуллиан (ок.160-230) – «Верую, ибо абсурдно»;Тит Флавий Климент(Александрийский)(ум.до 215)- Ориген (185-254);- Татиан;Филон из Александрии.(посл-я

Слайд 5Представители:
Псевдо-Дионисий (Ареопагитик)
Григорий Нисский (335-394);
- Августин Блаженный (354-430)
(труды: «Исповедь», «О граде

Божьем»).

Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество

Классическая патристика

Представители:Псевдо-Дионисий (Ареопагитик)Григорий Нисский (335-394);- Августин Блаженный (354-430)(труды: «Исповедь», «О граде Божьем»).

Слайд 6Заключительный период патристики
Представители:

- Максим Исповедник (550-662);

- Иоанн Дамаскин (675-753).

Иоанн Дамаскин.

Икона. Начало XIV в. Афон, скит св. Анны

Заключительный период патристикиПредставители:- Максим Исповедник (550-662);- Иоанн Дамаскин (675-753).Иоанн Дамаскин. Икона. Начало XIV в. Афон, скит св.

Слайд 7Переход от патристики к схоластике
Представители:
Северин Боэций (480-524), его ещё называют

последним философом. Он перевёл эвклидовы «Начала», «Введение» Порфирия, «Органон» и

др. работы Аристотеля;

- Иоанн Скот Эриугена (810-877), как и Боэций, в своих философских исканиях не слишком считался с христианской догматикой.

Переход от патристики к схоластикеПредставители:Северин Боэций (480-524), его ещё называют последним философом. Он перевёл эвклидовы «Начала», «Введение»

Слайд 8Схоластика
Развивается во времена образования первых церковных школ. Один из

первых университетов – Парижский (1200), также возникали университеты в Болонье,

Оксфорде, Тулузе.
Схоластика Развивается во времена образования первых церковных школ. Один из первых университетов – Парижский (1200), также возникали

Слайд 9Схоластика в средние века прошла 3 этапа своего развития:
1)

ранняя форма (ХI-ХII вв.);


2) зрелая (ХII-ХIII вв.);


3) упадок(ХVI-ХV вв.).


Дунс Скотт
Схоластика в средние века прошла 3 этапа своего развития:1)  ранняя форма (ХI-ХII вв.);2) зрелая (ХII-ХIII вв.);3)

Слайд 10Ранняя схоластика
Сложилась под значительным влиянием неоплатоников и Августина Блаженного.
Представители:
- Пётр

Абеляр (1079-1142);
- Росцелин (1050-1120) – представитель
номиналима (лат. nomina –

имена);
- Ансельм Кентерберийский
(ок.1033-1109).

Абеляр, Пьер (1079-1142)
с Элоизой

Ансельм Кентерберийский (ок.1033-1109

Ранняя схоластикаСложилась под значительным влиянием неоплатоников и Августина Блаженного.Представители:- Пётр Абеляр (1079-1142);- Росцелин (1050-1120) – представитель номиналима

Слайд 11Зрелая схоластика
На смену платоновским идеям пришёл «христианский аристотелизм», развиваемый и

преподаваемый в университетах Оксфорда, Кембриджа, Тулузы и др. городов.
Представители:
-

Альберт Великий;

Фома Аквинский
(1225/26-1274).

Фома Аквинский

Беноццо Гоццоли. «Триумф св. Фомы Аквинского»
1471. Лувр. Париж

(1225/26-1274).

Альберт Великий
(фреска работы Томмазо
да Модены, 1352,
Тревизо, Италия)

Зрелая схоластикаНа смену платоновским идеям пришёл «христианский аристотелизм», развиваемый и преподаваемый в университетах Оксфорда, Кембриджа, Тулузы и

Слайд 12Период упадка схоластики
Наиболее яркие представители:
- Иоанн Дунс Скот (1265/66-1308);
- Уильям

Оккам (1285-1349).


Уравняли в правах разум и
веру (что составило основу
их

теории «двух истин») и выступили против
принципа зрелой схоластики: вера выше разума.

Период упадка схоластикиНаиболее яркие представители:- Иоанн Дунс Скот (1265/66-1308);- Уильям Оккам (1285-1349).	 Уравняли в правах разум иверу

Слайд 13Важнейшие принципы христианской философии:
Теоцентризм – в центре мироздания Бог. Теоцентризм

- (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором

источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Важнейшие принципы христианской философии:Теоцентризм – в центре мироздания Бог. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание

Слайд 14Важнейшие принципы христианской философии:
2.Креационизм –(лат. creatio - создание, сотворение), принцип,

в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и

неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

3. Провиденциализм - (лат. providentia – провидение) – Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предназначения. События земной жизни имеют высший божественный смысл.


Важнейшие принципы христианской философии:2.Креационизм –(лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего

Слайд 15Важнейшие принципы христианской философии:
4. Персонализм – каждый человек – личность,

Бог творит человека по своему образу и подобию.

5. Ревеляционизм –

принцип откровения, Бог открывает человеку истину, свою волю. Библия – Книга книг, в ней ключи к смыслу мира природного и человеческого, тайнам отдельной жизни и спасения

6. Эсхатология ( Эсхатон – царство Божие)– учение о конце света. История –целенаправленный процесс, направленный Богом к заранее предопределенной цели – царству Эсхатона. Это конечная цель и смысл человеческого существования.


Важнейшие принципы христианской философии:4. Персонализм – каждый человек – личность, Бог творит человека по своему образу и

Слайд 16Важнейшие принципы христианской философии
Сотериологизм (лат. soter-спасать) – ориентация на спасение

души.
Антропоцентризм – исключительное место человека среди других божьих творений

(тварей);
Мистицизм (эманация – истечение божественного света; человеческая душа светит отраженным светом; всякое познание осуществляется через лучи божественного света:
Важнейшие принципы христианской философииСотериологизм (лат. soter-спасать) – ориентация на спасение души. Антропоцентризм – исключительное место человека среди

Слайд 17Важнейшие принципы христианской философии:
свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи;
свет

разума – интеллигибильные предметы;
свет благодати – истины откровения.
Представители: Иоанн Богослов,

Вас. Великий, Гр. Нисский – вост.
Августин, Бернар Клевровский, Джовани Фиданца (Бонавентура) – зап.


Важнейшие принципы христианской философии:свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи;свет разума – интеллигибильные предметы;свет благодати – истины

Слайд 18Проблемы философии средневековья:
1. проблема веры и разума, 3 подхода:

- «Верую, чтобы понимать» (Августин
Аврелий);
гармония

веры и разума
- «Понимаю, чтобы верить»(Пётр Абеляр);
религиозный интеллектуализм
- «Верую, ибо нелепо»(Тертуллиан);
религиозный антиинтеллектуализм
Проблемы философии средневековья:1. проблема веры и разума, 3 подхода:  - «Верую, чтобы понимать» (Августин

Слайд 19Проблемы философии средневековья:
2. доказательства бытия Бога;
3. общее и единичное (проблема

универсалий).
4. сущность и существование.


Проблемы философии средневековья:2. доказательства бытия Бога;3. общее и единичное (проблема универсалий).4. сущность и существование.

Слайд 20Вера и разум
Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы

веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
Точка зрения

двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;
Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;
Точка зрения полного отрицания ценности науки.

Вера и разумРационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины

Слайд 21Сущность и существование
В средневековой философии проводится  различие бытия, или существования

(экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи

сводится к ответу на четыре вопроса:
Есть ли вещь?
Что она такое?
Какова она?
Почему (для чего) она есть?
Если первый вопрос требует установить существование, то остальные - сущность вещи.
.

Сущность и существованиеВ средневековой философии проводится  различие бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов

Слайд 22Сущность и существование
Четкое различие этих понятий дал Боэций (около 480-524),

Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность- это вовсе не одно

и то же; только в Боге,  который есть простая субстанция, ...« бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это, прежде всего, выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или должна быть сотворена божественной силой.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи.
Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения


Сущность и существованиеЧеткое различие этих понятий дал Боэций (около 480-524), Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность- это

Слайд 23Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий
Реализм:
подлинной реальностью обладают только общие понятия

(универсалии), а не единичные предметы, сущенствующие в эмпирическом мире ;
универсалии

существуют до вещей как мысли , идеи в божественном разуме;
человеческий разум потому в состоянии познать сущность вещей, что эта сущность и есть не что иное как универсалии. (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)

Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалийРеализм:подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы, сущенствующие в

Слайд 24Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)
Номинализм:
обшие понятия – лишь имена, которые

образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда

эмпирических вещей и явлений;
универсалии, следовательно, существуют не до вещей, а после них, не в уме бога, а в уме человека. ( Иоанн Росцелин, Уильям Оккам)
Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)Номинализм:обшие понятия – лишь имена, которые образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих

Слайд 25Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)
Концептуализм: промежуточная позиция между реализмом и

номинализмом – общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но

это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется в процессе рассуждения.

Доказательства бытия бога (Фома Аквинский):
Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение


Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)Концептуализм: промежуточная позиция между реализмом и номинализмом – общим понятиям соответствует нечто в

Слайд 26Апологетика
Тертуллиан, считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу,

чем более они непостижимы и фантастичны, тем более они верны.
Представителями

апологетики являются Квинт Семтимий Тертуллиан, Тит Флавий Климент и Ориген

Ориген приводил рациональные доводы в пользу нематериальности Бога, который, по его мнению, обладает еще и свойством безграничности, так как бестелесное не может иметь никаких границ. Он также считал, что Бог создал мир не одним актом , а постоянно творит все новые и новые формы. Единожды – еще до создания мира – он сотворил лишь бестелесных и вечных духов, за которыми оставил свободу воли и право выбора творить по своему усмотрению добро или зло. Принял Платоновское учение о предсуществовании бессмертных душ, он отвергает его идею их переселения в другое тело, но оставляет возможность спасения даже для худших из них путем возвращения к Богу и выбора – творить добро и зло.

Квинт Септимий Флоренс Тертулиан

АпологетикаТертуллиан, считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они непостижимы и фантастичны, тем

Слайд 27Классическая патристика
В сочинении «О граде Божьем» он представил христианство в

виде целостного учения. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению,

должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека. Детально рассмотрел историю становления и развития человечества. Мир предстает в двух царствах: «Граде земном», созданным любовью к себе, доведенною до презрения к Богу и «Граде Божьем», любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Град земной – это мир зла и сатаны. Град Божий – мир добра и Бога. Вся история человечества - это борьба двух градов. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди достойны Града Божьего. Философия Августина полностью теоцентрична.
Выяснял также, что представляет собой вечность и время. Время, считал он, есть ни что иное, как мера измерения созданных Богом преходящих вещей.
Значительное внимание Августин уделил теории познания: мир, созданный Богом, полон непостижимых для человеческого ума чудес.

Августин Блаженный

Классическая патристикаВ сочинении «О граде Божьем» он представил христианство в виде целостного учения. Высшей целью человеческой жизни,

Слайд 28Заключительный период патристики
Главные представители – Боэций и И.С. Эриугена
Иоанн Скот

Эриугена ставил разум выше веры, а авторитет церковников ни во

что не ставил; тем не менее они сами, чтобы разрешить свои споры, обращался к их авторитетному мнению. Был последовательным сторонником Платона и неоплатоников и активно развивал их идеи, в частности, концепцию примата общего над единичным.

К этому времени патристика в основном уже решила наиболее важные задачи, стоящие перед ней на заре христианства. Она сформулировала философские основы христианского вероучения и придала ему вполне определенные контуры.

Боэций

Заключительный период патристикиГлавные представители – Боэций и И.С. ЭриугенаИоанн Скот Эриугена ставил разум выше веры, а авторитет

Слайд 29Схоластика
Определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать

принятые на веру идеи и формулы
Этапы схоластики:
Ранняя форма (XI-XII вв).

Основные философы – Эриуген, Абеляр, Росцелин

Зрелая форма (XII – XIII вв). Основные философы – Альберт Великий и Фома Аквинский.

Поздняя схоластика (XIII – XIV вв). Основные философы – Дунс Скот и Окат.

СхоластикаОпределенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулыЭтапы схоластики:Ранняя

Слайд 30Ранняя форма схоластики
Ансельм Кентерберийский – представлял крайний реализм. Развивая платоновские

взгляды о вечных, организующих мир «идеях», они утверждают, что «универсалии»

образуют особый идеальный мир, пребывающий в своей самодостаточности и в отрыве от мира конкретных вещей.

Росцелин – один из самых ярких представителей номинализма. Он считал, что знаменитый догмат христианской церкви «троица» неверно истолкован (как субстанция, объединяющая в себе трех божественных лиц: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа), на самом деле, считал он, существуют три различных Бога

Ансельм Кентерберийский

Ранняя форма схоластикиАнсельм Кентерберийский – представлял крайний реализм. Развивая платоновские взгляды о вечных, организующих мир «идеях», они

Слайд 31Зрелая форма схоластики
Признавал правомерность научно-философского знания. Знания обладают ценностью, но

еще более необходима человеку вера. Человеческий ум слишком слаб и

ограничен. Христианские догматы – сверхразумны.
Важнейшая часть философии - учение о бытии. В соответствии с догматом креационизма, Фома считает, что вечным бытием обладает только Всевышний. Мир обладает приходящим бытием, характеризуется материей и формой. В единичных вещах форма выступает ведущим началом по отношению к ней. В зависимости от того, как форма реализуется в вещах, Фома выделял четыре уровня их бытия: первый – неорганическая природа; второй – мир растений; третий – форма уже действующая причина, определяющего как цель, так и деятельностное начало сущего; четвертый – форма предстает как человеческая душа. Большое внимание уделял человеческой душе, считал нормальным соединение души и тела.
Заслуживает внимания этическая концепция Фомы Аквинского, которая ориентирует человека на созерцание мира и подготовку человека к вечной, посмертной жизни.

Фома Аквинский – представитель умеренного реализма, систематизатор ортодоксальной схоластики средневековья и основатель томизма. Главные произведения – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии»

Зрелая форма схоластикиПризнавал правомерность научно-философского знания. Знания обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера. Человеческий ум

Слайд 32Поздняя форма схоластики
Иоанн Дунс Скот :
Философия не «служанка теологии», ибо,

являясь чисто теоретическим знанием, она постигает мир, опираясь на разум,

использует данные опыта и естествознания. Теология не может и не должна претендовать на строгость и точность своих построений, так как стоящие перед ней задачи лежат в сфере морали.

Уильям Оккам – создатель наиболее наиболее развитой формы средневекового номинализма – терминизма. Считал, что познание человека начинается с внешнего восприятия и внутреннего переживания полученной информации. Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено из науки. Бритва Оккама: «Сущности не следует преумножать без необходимости»

Иоанн Дунс Скот

Уильям Оккам

Поздняя форма схоластикиИоанн Дунс Скот :Философия не «служанка теологии», ибо, являясь чисто теоретическим знанием, она постигает мир,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика