Слайд 1Курс лекций по дисциплине:
«Философия»
Лекция 1.3; 1.4. Средневековая философия. Философия эпохи
Возрождения.
Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская таможенная академия
Слайд 2Периоды средневековой философии
Патристика (I – VI вв)
Схоластика (VI –
XV вв)
Слайд 3Патристика
Совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства,
опираясь на античную философию
Этапы патристики:
Апологетика(II-III вв), сыгравшая важную роль в
оформлении и защите христианского мировоззрения
Классическая патристика(IV-V вв), систематизировавшая христианское учение
Заключительный период (VI-VII вв), стабилизировавший догматику
Слайд 4Апологетика
Представители:
- Квинт Септимий Тертуллиан (ок.160-230) –
«Верую, ибо абсурдно»;
Тит Флавий
Климент(Александрийский)
(ум.до 215)
- Ориген (185-254);
- Татиан;
Филон из Александрии.(посл-я
четверть I в.до
н.э. –сер I в. н.э.)
Ориген.
Средневековая миниатура
Слайд 5Представители:
Псевдо-Дионисий (Ареопагитик)
Григорий Нисский (335-394);
- Августин Блаженный (354-430)
(труды: «Исповедь», «О граде
Божьем»).
Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество
Классическая патристика
Слайд 6Заключительный период патристики
Представители:
- Максим Исповедник (550-662);
- Иоанн Дамаскин (675-753).
Иоанн Дамаскин.
Икона. Начало XIV в. Афон, скит св. Анны
Слайд 7Переход от патристики к схоластике
Представители:
Северин Боэций (480-524), его ещё называют
последним философом. Он перевёл эвклидовы «Начала», «Введение» Порфирия, «Органон» и
др. работы Аристотеля;
- Иоанн Скот Эриугена (810-877), как и Боэций, в своих философских исканиях не слишком считался с христианской догматикой.
Слайд 8Схоластика
Развивается во времена образования первых церковных школ. Один из
первых университетов – Парижский (1200), также возникали университеты в Болонье,
Оксфорде, Тулузе.
Слайд 9Схоластика в средние века прошла 3 этапа своего развития:
1)
ранняя форма (ХI-ХII вв.);
2) зрелая (ХII-ХIII вв.);
3) упадок(ХVI-ХV вв.).
Дунс Скотт
Слайд 10Ранняя схоластика
Сложилась под значительным влиянием неоплатоников и Августина Блаженного.
Представители:
- Пётр
Абеляр (1079-1142);
- Росцелин (1050-1120) – представитель
номиналима (лат. nomina –
имена);
- Ансельм Кентерберийский
(ок.1033-1109).
Абеляр, Пьер (1079-1142)
с Элоизой
Ансельм Кентерберийский (ок.1033-1109
Слайд 11Зрелая схоластика
На смену платоновским идеям пришёл «христианский аристотелизм», развиваемый и
преподаваемый в университетах Оксфорда, Кембриджа, Тулузы и др. городов.
Представители:
-
Альберт Великий;
Фома Аквинский
(1225/26-1274).
Фома Аквинский
Беноццо Гоццоли. «Триумф св. Фомы Аквинского»
1471. Лувр. Париж
(1225/26-1274).
Альберт Великий
(фреска работы Томмазо
да Модены, 1352,
Тревизо, Италия)
Слайд 12Период упадка схоластики
Наиболее яркие представители:
- Иоанн Дунс Скот (1265/66-1308);
- Уильям
Оккам (1285-1349).
Уравняли в правах разум и
веру (что составило основу
их
теории «двух истин») и выступили против
принципа зрелой схоластики: вера выше разума.
Слайд 13Важнейшие принципы христианской философии:
Теоцентризм – в центре мироздания Бог. Теоцентризм
- (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Слайд 14Важнейшие принципы христианской философии:
2.Креационизм –(лат. creatio - создание, сотворение), принцип,
в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и
неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
3. Провиденциализм - (лат. providentia – провидение) – Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предназначения. События земной жизни имеют высший божественный смысл.
Слайд 15Важнейшие принципы христианской философии:
4. Персонализм – каждый человек – личность,
Бог творит человека по своему образу и подобию.
5. Ревеляционизм –
принцип откровения, Бог открывает человеку истину, свою волю. Библия – Книга книг, в ней ключи к смыслу мира природного и человеческого, тайнам отдельной жизни и спасения
6. Эсхатология ( Эсхатон – царство Божие)– учение о конце света. История –целенаправленный процесс, направленный Богом к заранее предопределенной цели – царству Эсхатона. Это конечная цель и смысл человеческого существования.
Слайд 16Важнейшие принципы христианской философии
Сотериологизм (лат. soter-спасать) – ориентация на спасение
души.
Антропоцентризм – исключительное место человека среди других божьих творений
(тварей);
Мистицизм (эманация – истечение божественного света; человеческая душа светит отраженным светом; всякое познание осуществляется через лучи божественного света:
Слайд 17Важнейшие принципы христианской философии:
свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи;
свет
разума – интеллигибильные предметы;
свет благодати – истины откровения.
Представители: Иоанн Богослов,
Вас. Великий, Гр. Нисский – вост.
Августин, Бернар Клевровский, Джовани Фиданца (Бонавентура) – зап.
Слайд 18Проблемы философии средневековья:
1. проблема веры и разума, 3 подхода:
- «Верую, чтобы понимать» (Августин
Аврелий);
гармония
веры и разума
- «Понимаю, чтобы верить»(Пётр Абеляр);
религиозный интеллектуализм
- «Верую, ибо нелепо»(Тертуллиан);
религиозный антиинтеллектуализм
Слайд 19Проблемы философии средневековья:
2. доказательства бытия Бога;
3. общее и единичное (проблема
универсалий).
4. сущность и существование.
Слайд 20Вера и разум
Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы
веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
Точка зрения
двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;
Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;
Точка зрения полного отрицания ценности науки.
Слайд 21Сущность и существование
В средневековой философии проводится различие бытия, или существования
(экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи
сводится к ответу на четыре вопроса:
Есть ли вещь?
Что она такое?
Какова она?
Почему (для чего) она есть?
Если первый вопрос требует установить существование, то остальные - сущность вещи.
.
Слайд 22Сущность и существование
Четкое различие этих понятий дал Боэций (около 480-524),
Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность- это вовсе не одно
и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, ...« бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это, прежде всего, выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или должна быть сотворена божественной силой.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи.
Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения
Слайд 23Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий
Реализм:
подлинной реальностью обладают только общие понятия
(универсалии), а не единичные предметы, сущенствующие в эмпирическом мире ;
универсалии
существуют до вещей как мысли , идеи в божественном разуме;
человеческий разум потому в состоянии познать сущность вещей, что эта сущность и есть не что иное как универсалии. (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)
Слайд 24Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)
Номинализм:
обшие понятия – лишь имена, которые
образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда
эмпирических вещей и явлений;
универсалии, следовательно, существуют не до вещей, а после них, не в уме бога, а в уме человека. ( Иоанн Росцелин, Уильям Оккам)
Слайд 25Реализм, номинализм, концептуализм (проблема универсалий)
Концептуализм: промежуточная позиция между реализмом и
номинализмом – общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но
это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется в процессе рассуждения.
Доказательства бытия бога (Фома Аквинский):
Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение
Слайд 26Апологетика
Тертуллиан, считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу,
чем более они непостижимы и фантастичны, тем более они верны.
Представителями
апологетики являются Квинт Семтимий Тертуллиан, Тит Флавий Климент и Ориген
Ориген приводил рациональные доводы в пользу нематериальности Бога, который, по его мнению, обладает еще и свойством безграничности, так как бестелесное не может иметь никаких границ. Он также считал, что Бог создал мир не одним актом , а постоянно творит все новые и новые формы. Единожды – еще до создания мира – он сотворил лишь бестелесных и вечных духов, за которыми оставил свободу воли и право выбора творить по своему усмотрению добро или зло. Принял Платоновское учение о предсуществовании бессмертных душ, он отвергает его идею их переселения в другое тело, но оставляет возможность спасения даже для худших из них путем возвращения к Богу и выбора – творить добро и зло.
Квинт Септимий Флоренс Тертулиан
Слайд 27Классическая патристика
В сочинении «О граде Божьем» он представил христианство в
виде целостного учения. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению,
должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека. Детально рассмотрел историю становления и развития человечества. Мир предстает в двух царствах: «Граде земном», созданным любовью к себе, доведенною до презрения к Богу и «Граде Божьем», любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Град земной – это мир зла и сатаны. Град Божий – мир добра и Бога. Вся история человечества - это борьба двух градов. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди достойны Града Божьего. Философия Августина полностью теоцентрична.
Выяснял также, что представляет собой вечность и время. Время, считал он, есть ни что иное, как мера измерения созданных Богом преходящих вещей.
Значительное внимание Августин уделил теории познания: мир, созданный Богом, полон непостижимых для человеческого ума чудес.
Августин Блаженный
Слайд 28Заключительный период патристики
Главные представители – Боэций и И.С. Эриугена
Иоанн Скот
Эриугена ставил разум выше веры, а авторитет церковников ни во
что не ставил; тем не менее они сами, чтобы разрешить свои споры, обращался к их авторитетному мнению. Был последовательным сторонником Платона и неоплатоников и активно развивал их идеи, в частности, концепцию примата общего над единичным.
К этому времени патристика в основном уже решила наиболее важные задачи, стоящие перед ней на заре христианства. Она сформулировала философские основы христианского вероучения и придала ему вполне определенные контуры.
Боэций
Слайд 29Схоластика
Определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать
принятые на веру идеи и формулы
Этапы схоластики:
Ранняя форма (XI-XII вв).
Основные философы – Эриуген, Абеляр, Росцелин
Зрелая форма (XII – XIII вв). Основные философы – Альберт Великий и Фома Аквинский.
Поздняя схоластика (XIII – XIV вв). Основные философы – Дунс Скот и Окат.
Слайд 30Ранняя форма схоластики
Ансельм Кентерберийский – представлял крайний реализм. Развивая платоновские
взгляды о вечных, организующих мир «идеях», они утверждают, что «универсалии»
образуют особый идеальный мир, пребывающий в своей самодостаточности и в отрыве от мира конкретных вещей.
Росцелин – один из самых ярких представителей номинализма. Он считал, что знаменитый догмат христианской церкви «троица» неверно истолкован (как субстанция, объединяющая в себе трех божественных лиц: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа), на самом деле, считал он, существуют три различных Бога
Ансельм Кентерберийский
Слайд 31Зрелая форма схоластики
Признавал правомерность научно-философского знания. Знания обладают ценностью, но
еще более необходима человеку вера. Человеческий ум слишком слаб и
ограничен. Христианские догматы – сверхразумны.
Важнейшая часть философии - учение о бытии. В соответствии с догматом креационизма, Фома считает, что вечным бытием обладает только Всевышний. Мир обладает приходящим бытием, характеризуется материей и формой. В единичных вещах форма выступает ведущим началом по отношению к ней. В зависимости от того, как форма реализуется в вещах, Фома выделял четыре уровня их бытия: первый – неорганическая природа; второй – мир растений; третий – форма уже действующая причина, определяющего как цель, так и деятельностное начало сущего; четвертый – форма предстает как человеческая душа. Большое внимание уделял человеческой душе, считал нормальным соединение души и тела.
Заслуживает внимания этическая концепция Фомы Аквинского, которая ориентирует человека на созерцание мира и подготовку человека к вечной, посмертной жизни.
Фома Аквинский – представитель умеренного реализма, систематизатор ортодоксальной схоластики средневековья и основатель томизма. Главные произведения – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии»
Слайд 32Поздняя форма схоластики
Иоанн Дунс Скот :
Философия не «служанка теологии», ибо,
являясь чисто теоретическим знанием, она постигает мир, опираясь на разум,
использует данные опыта и естествознания. Теология не может и не должна претендовать на строгость и точность своих построений, так как стоящие перед ней задачи лежат в сфере морали.
Уильям Оккам – создатель наиболее наиболее развитой формы средневекового номинализма – терминизма. Считал, что познание человека начинается с внешнего восприятия и внутреннего переживания полученной информации. Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено из науки. Бритва Оккама: «Сущности не следует преумножать без необходимости»
Иоанн Дунс Скот
Уильям Оккам