Слайд 1Тема урока:
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Слайд 2Цели урока:
Обобщить различные агрегатные состояния вещества
Изучить условия протекания процессов плавления
и кристаллизации вещества и связанные с ними явления
Экспериментально подтвердить изученные
теоретические знания
Слайд 3Одно и то же вещество может
находиться
в различных состояниях,
например в твердом, жидком,
газообразном: лед, вода и
водяной пар.
Эти состояния называют агрегатными.
Вещества могут переходить из
одного агрегатного состояния
в другое и на практике это
широко используется.
Слайд 5Сможете ли вы привести
примеры практического
использования перехода
вещества
из
одного агрегатного состояния
в другое?
Вопрос:
Слайд 6В металлургии плавят металлы,
чтобы получить из них сплавы.
Пар,
полученный из воды при
ее нагревании, используют на
электростанциях, в
паровых
турбинах, сжиженными газами
пользуются в холодильных
установках и т.д.
Ответ:
Слайд 7Мы живем на поверхности твердого
тела – Земного шара, в
сооружениях,
построенных из твердых тел – домах.
Наше тело,
хотя и содержит
приблизительно 65% воды
(мозг – 80%), тоже твердое.
Орудия труда, машины также
сделаны из твердых тел.
Знать свойства твердых тел,
жидкостей жизненно необходимо.
Слайд 8Каковы особенности
молекулярного строения
твердых тел, жидкостей и газов?
Вопрос:
Слайд 9Ответ:
В газах при атмосферном давлении
расстояние между молекулами много
больше размера самих молекул.
Притяжение между молекулами слабое.
Движение молекул
хаотичное.
Газы легко сжимаемы.
Слайд 10В жидкостях и твердых телах,
плотность которых во много
раз
больше плотности газа.
Молекулы расположены ближе
друг к другу. Средняя
кинетическая
энергия молекул недостаточна
для того, чтобы совершить работу
по преодолению сил молекулярного
притяжения. Поэтому молекулы
в жидкостях и особенно в
твердых телах не могут
далеко удалятся друг от друга.
Слайд 11Передавая телу энергию можно
перевести его из твердого состояния
в
жидкое, а из жидкого – газообразное.
Отнимая энергию (охлаждая)
у
газа можно получить жидкость
(правда это возможно при очень
низких температурах); Отнимая
энергию у жидкости – получить
твердое тело. Сегодня мы
рассмотрим переход вещества
из твердого состояния в жидкое
и наоборот.
Слайд 12Переход вещества из твердого
состояние в жидкое
называют плавлением.
Слайд 13Кристаллом называют тело
определенной геометрической
формы, ограниченное
естественными плоскими
гранями.
Слайд 20Правильность внешней формы
кристаллических тел обусловлено
тем, что частицы, из
которых
эти тела состоят, расположены
относительно друг друга в
определенном
порядке, на
строго определенных расстояниях
друг от друга.
Слайд 22Частицы (атомы, молекулы),
вследствие теплового движения,
совершают колебания около
определенных
точек – положений
равновесия частиц. Именно
эти точки (они называются
узлами)
и расположены в определенном
порядке, и если узлы соединить
прямыми линиями, то получается
пространственная решетка,
называемая кристаллической.
Слайд 24К кристаллам относятся металлы,
лед, нафталин, снежинки,
каменная соль, берилл,
алмаз,
гранат, кварц, турмалин,
изумруд, кальцит.
Слайд 25Не все твердые тела – кристаллы.
Существует множество аморфных
тел
(от греческого слова
amorphous – бесформенный).
Признаком аморфного тела
является
неправильная форма
поверхности при изломе.
К аморфным телам относятся:
смола, пластмасса, воск и т.д.
Слайд 27Между плавлением кристаллических
и аморфных тел есть
существенное различие.
Вопрос:
Что
необходимо сделать,
чтобы кристаллическое
тело начало плавится?
Слайд 29Необходимо нагреть до
определенной для каждого
вещества температуры,
называемой температурой
плавления.
Слайд 30Температура плавления некоторых веществ, о С
(при нормальном атмосферном давлении)
Слайд 31Чтобы вещество расплавилось
недостаточно его нагреть
до температуры плавления,
необходимо
продолжать
подводить к нему теплоту,
т.е. увеличивать его
внутреннюю энергию.
Слайд 32Во время плавления температура
кристаллического тела
не меняется.
Слайд 33Т.к. температура тела во
время плавления остается
постоянной., то средняя
кинетическая энергия его
молекул не изменяется.
Но при превращении
твердого
тела в жидкость
разрушается кристаллическая
решетка, т.е. увеличивается
потенциальная энергия молекул.
Слайд 34Переход из твердого состояния
в жидкое происходит резко.
Скачком, либо
жидкость,
либо твердое тело.
Если тело продолжать
нагревать дальше, после
плавления. Температура
его расплава будет расти.
Слайд 35График зависимости температуры
кристаллического тела (нафталина)
от времени его нагревания.
Слайд 36Никакой определенной температуры
перехода из твердого
состояния в жидкое у
аморфных тел не.
Слайд 37Смогу ли я расплавить
олово в стальной ложке?
Вопрос:
Слайд 38Ответ:
Да, так как сталь плавится
при температуре 1500 С,
а
олово при 232ºС.
Слайд 39Вопрос:
Можно ли расплавить
олово в алюминиевой ложке?
Слайд 40Ответ:
Да, алюминий плавится
при температуре 660ºС.
Слайд 41Вопрос:
Можно ли вольфрам
расплавить в стальной ложке?
Слайд 42Ответ:
Нет, так как стальная ложка
расплавится раньше,
чем вольфрам (3387ºС).
Слайд 43 Переход вещества из
жидкого состояния в
твердое называют отвердеванием
или кристаллизацией.
Слайд 44Температура, при которой
вещество кристаллизуется,
называют температурой
кристаллизации или
отвердевания.
Слайд 45Температура кристаллического
тела во время
отвердевания не изменяется.
Слайд 46Итак, аморфные вещества
не имеют определенной
температуры плавления и отвердевания,
не
имеют строгого порядка
в расположении молекул,
в этом главное отличие
аморфных тел от
кристаллических.
Слайд 47Решить задачу:
В сосуде находится лед
при температуре – 10º
С.
Сосуд поставили на горелку,
которая дает в равные
промежутки
времени одинаковое
количество теплоты.
Укажите, какой график
(рис. 25) соответствует
описанному случаю,
и в чем ошибочны
остальные графики?
Слайд 49Средний. Верхний график
соответствует телам,
имеющим одинаковую
удельную теплоемкость
в
твердом и жидком
состояниях, нижний не для льда.
Ответ:
Слайд 50Лабораторная работа.
Определение удельной теплоты плавления поваренной соли.
Слайд 51Цель работы:
Определить удельную теплоту плавления поваренной соли
Слайд 52Приборы и материалы:
Весы электронные
Калориметр
Сосуд с водой
Поваренная соль
термометр
Слайд 54На каком способе теплопередачи основано действие водяного отопления?
А) На теплопроводности
Б)
На излучении
В) На конвекции
Слайд 55Какой дом теплее: деревянный или кирпичный, если толщина стен одинакова?
А)
Деревянный
Б) Оба одинаково сохраняют тепло
В) Кирпичный
Слайд 56Какие вещества: вода (1), латунь (2), железо (3), шерсть (4)
обладают хорошей теплопроводностью?
А) 3, 2
Б) 1, 2, 3
В) 2, 3,
4
Слайд 57Зачем на нефтебазах баки для хранения бензина красят серебряной краской?
А)
С целью уменьшения испарения бензина
Б) С целью уменьшения поглощения солнечных
лучей и нагревания
В) С целью увеличения поглощения солнечных лучей
Слайд 58Можно ли предсказать, какое направление будет иметь ветер у моря
ночью после жаркого дня?
А) можно: с суши на море
Б) можно:
с моря на сушу
В) Нельзя
Слайд 59Нагретый медный брусок вплотную придвинули к стальному. Как изменилась внутренняя
энергия брусков?
А) Медного увеличилась, стального уменьшилась
Б) Медного уменьшилась, стального увеличилась
В)
У обоих не изменилась
Слайд 60Олово переведено из одного агрегатного состояния в другое. При этом
его внутренняя энергия уменьшилась. Что произошло?
А) Затвердело
Б) Расплавилось
В) Не изменилось
Слайд 61Домашнее задание:
Упражнение 8, №№ 1092, 1095.
Слайд 62Итоги урока:
Обобщили полученные знания по теме «Тепловые явления»
Изучили условия протекания
процессов плавления и кристаллизации вещества и связанные с ними явления
Экспериментально
подтвердили изученные теоретические знания