Слайд 1Поэтапное формирование экспериментальных умений учащихся
Учитель физики ГОУ СОШ № 619
Колпакова Е. М.
Слайд 2Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения физики
ученик должен уметь
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для
измерения физических величин
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
Слайд 3Виды учебного физического эксперимента
Кратковременный фронтальный эксперимент
Лабораторные работы
Домашний эксперимент
Творческие экспериментальные задания
Контрольные
лабораторные работы
Слайд 4Принципы управления самостоятельной деятельностью
Дифференцированный подход к учащемуся с соблюдением посильности
учебных заданий;
Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;
Постепенное отдаление учителя и занятие им
позиции стороннего наблюдателя за процессом в период перехода ученика к самостоятельному выполнению работы;
Переход от контроля учителя к самоконтролю.
Слайд 5Кратковременный фронтальный эксперимент
Охватывает все темы курса физики
Тесно связан с изучаемым
на уроке материалом
Включается в отдельные этапы урока для решения различных
задач
Выполняется с небольшим количеством учебных приборов
Кратковременный (10-15 минут)
Не требует подробных записей
Является подготовительным этапом к одночасовой лабораторной работе
Слайд 6Кратковременный фронтальный эксперимент
Примеры заданий
1. Наблюдение теплового, магнитного и
химического действия электрического тока.
2.Исследование зависимости сопротивления проводника от площади
его сечения, длины и
материала проводника.
Слайд 7Домашний эксперимент
Эксперимент, направленный на
изучение человека как физического объекта
применение
бытовых технических приборов и предметов домашнего обихода
конструирование моделей приборов и
приспособлений
Слайд 10Виды инструкций
Подробная инструкция по выполнению задания
Формулировка цели и определение основных
этапов выполнения задания
Формулировка задания и устное проговаривание этапов работы
Самостоятельное выполнение
задания
Слайд 11Подробная инструкция
Последовательное соединение проводников
1. Соберите цепь по схеме. Измерьте
силу тока I1 через проводник R1. Подключите вольтметр к проводнику
R1. Измерьте напряжение U1 на проводнике R1.
2. Измерьте силу тока I2 через проводник R2. Подключите вольтметр к проводнику R2, как показано на схеме. Измерьте напряжение U2 на проводнике R2.
3. Подключите амперметр и вольтметр так, как показано на схеме. Измерьте напряжение U0. Измерьте силу тока I0.
4. Сравните силу тока I1, I2 и I0, сделайте вывод.
5. Найдите сумму напряжений U1 и U2 и сравните ее с напряжением U0. Сделайте вывод.
6. Рассчитайте сопротивление R1=U1/I1, R2=U2/I2, R0=U0/I0.
7. Вычислите сумму сопротивлений R1+R2 и сравните ее с R0. Сделайте вывод.
8. Выпишите полученные выводы.
Слайд 12Проверь себя
Выводы.
1. I0=I1=I2 При последовательном соединении общая
сила тока в любых частях цепи одинакова.
2. U0=U1+U2 Полное напряжение в цепи равно сумме
напряжений на отдельных участках цепи.
3. R0=R1+R2 Общее сопротивление цепи равно сумме
сопротивлений отдельных проводников.
Слайд 13
Тема: «Золотое правило» механики
(7 класс)
Задание 1 (З) На
основании опыта
1. установите соотношение между силами, действующими на рычаг, и
плечами этих сил;
2. между путями, пройденными точками приложения сил на рычаге, и этими силами.
Задание 2 (П) Рассчитайте работу сил, действующих на рычаг, и докажите, что рычаг выигрыша в работе не дает.
Слайд 14
Тема: Механическая работа (7 класс)
Задание 1. Вычислить работу, которая совершается
при поднятии бруска с пола на парту.
Задание 2. Вычислить работу,
которая совершается при перемещении бруска по парте.
Все необходимые измерения проделайте сами.
Слайд 15Творческие экспериментальные задания
Задания повышенной трудности
Предлагаются без описания работы, без наводящих
подсказок
Требуют самостоятельного поиска решений поставленной проблемы
Требуют отыскание оригинального метода решения
Слайд 16Творческие экспериментальные задания
1. Определите плотность неизвестного вещества в виде кусочков,
используя стеклянный стакан с водой, пробирку и измерительную линейку.
2. Определите
площадь картонной пластины неправильной формы, используя весы, ножницы, миллиметровую бумагу.
Слайд 17Контрольные лабораторные работы
Проводятся в конце учебного года
Все задания известны для
учащихся
Время выполнения 40-45 минут
Слайд 18Контрольная лабораторная работа
7 класс
Вариант 1
1.Измерьте массу тела
на рычажных весах.
2.Рассчитайте среднюю скорость шарика при его скатывании по
наклонному желобу.
Вариант 2
1.Измерьте силу трения при скольжении бруска по парте.
2.Определите массу воздуха в коробке.
Вариант 3
1.Измерьте атмосферное давление, используя барометр-анероид.
2.Рассчитайте работу силы при подъеме бруска по наклонной плоскости.
Слайд 19Контрольная лабораторная работа
8 класс
Вариант 1
1.Определите полюса немаркированного магнита.
2. Определите
работу электрического тока на резисторе.
Вариант 2
1. Измерьте влажность воздуха в
комнате.
2. Определите мощность электрического тока на резисторе.
Вариант 3
1. Измерьте оптическую силу линзы.
2. Исследуйте изменение температуры остывающей воды за 10 минут.
Вариант 4
1. Исследуйте особенности испарения от рода жидкости.
2. Определите электрическое сопротивление лампы.
Слайд 20Контрольная лабораторная работа
9 класс
Вариант 1
1.Определите направление магнитных линий внутри
катушки
2. Определите потенциальную энергию растянутой пружины.
Вариант 2
1.Измерьте период колебаний пружинного
маятника.
2. Исследуйте явление электромагнитной индукции.
Вариант 3
1.Измерьте скорость конца секундной стрелки будильника.
2. Исследуйте зависимость силы взаимодействие мотка с током и магнита от направления и величины силы тока в мотке.
Слайд 21Умения учащихся
Четко знают назначение приборов
Из произвольно расположенных приборов выбирают необходимые
Самостоятельно
планируют опыт
Собирают установку, делают измерения
Представляют результат в виде таблицы, графика
Используют
данные для вычисления
Слайд 22Результат
15 % учащихся выбирают экзамен по физике
100 % справляются с
экспериментальным заданием
Средний балл на экзамене 4,5 - 4,7