Слайд 1Система Интернет-олимпиад СПбГУ
Тренировка
10 класс
Слайд 2Задание: 1
Равноускоренным.
Скорость тела возрастала.
Скорость тела убывала.
Равномерным.
Тело
покоилось.
Тело начинает двигаться из состояния покоя. На рисунке представлен
график зависимости от времени модуля F равнодействующей всех сил. Направление равнодействующей не изменяется со временем. Каким было движение тела в промежутке от t = 4 c до t = 6 c ?
Варианты ответов:
Слайд 3Задание: 2
18 м/с2
4.5 м/с2
0.33 м/с2
Среди ответов 1
- 4 нет правильного.
3.0 м/с2
По графику зависимости модуля
скорости от времени определите ускорение прямолинейно движущегося тела в момент времени t = 2 с.
Варианты ответов:
Слайд 4Задание: 3
m·V / 4
Среди ответов 1 - 4 правильного
нет.
m·V
m·V / корень( 2 )
m·V / 2
На горизонтальной поверхности без трения происходит абсолютно УПРУГОЕ столкновение двух одинаковых шаров. До удара первый шар имел скорость V, второй покоился. Определите суммарный импульс шаров после столкновения.
Варианты ответов:
Слайд 5Задание: 4
P2 = 2 · P1
P1 = P2
P2
= 4 · P1
P1 = 2 · P2
P1
= 4 · P2
Скорость легкового автомобиля в 2 раза больше скорости грузового, а масса грузового автомобиля в 2 раза больше массы легкового. Сравните значения импульсов легкового P1 и грузового P2 автомобилей.
Варианты ответов:
Слайд 6Задание: 5
3
1
4
2
Среди ответов 1 - 4
нет правильного.
На верхнем рисунке изображен вектор силы F1, с которой
Земля действует на Луну по закону всемирного тяготения. На каком из рисунков правильно показаны направление и точка приложения силы F2, возникающей по третьему закону Ньютона ?
Варианты ответов:
Слайд 7Задание: 6
3 м/с
18 м/с
12 м/с
2 м/с
6
м/с
В неподвижно стоящую у берега лодку прыгнул человек со скоростью
6 м/с. С какой скоростью начала двигаться лодка с человеком, если масса лодки 200 кг, масса человека 100 кг?
Варианты ответов:
Слайд 8Задание: 7
1 - 2 c
0 - 1 c
2
- 3 c
3 - 4 c
Ускорение везде положительно
или равно 0.
Тело движется прямолинейно. На рисунке представлен график скорости тела от времени. На каком промежутке времени ускорение отрицательно ?
Варианты ответов:
Слайд 9Задание: 8
2
4
1
3
Во всех точках одинакова.
На
рисунке представлена траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту.
В какой точке траектории кинетическая энергия имела минимальное значение ? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Варианты ответов:
Слайд 10Задание: 9
V / 4
V / 3
2V / 3
V / 2
V
Железнодорожный вагон массой m, движущийся со скоростью
V, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m и сцепляется с ним. С какой скоростью движутся вагоны после столкновения ?
Варианты ответов:
Слайд 11Задание: 10
9 Н
10 Н
Среди ответов 1 - 4 нет правильного.
0
11 Н
Лифт двигается вертикально вверх, замедляясь. Модуль ускорения
равен 1 м/с2. Определите вес тела массой 1 кг, находящегося в лифте. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Варианты ответов:
Слайд 12Задание: 11
T = 2 с, V = 0.5 Гц
T =12
с, V = 12 Гц
T =0.5 с, V =
2 Гц
T = 6 с, V = 6 Гц
T = 1 с, V = 1 Гц
За шесть секунд математический маятник совершает двенадцать колебаний. Чему равны период T и частота V колебаний ?
Варианты ответов:
Слайд 13Задание: 12
Среди графиков 1 - 4 нет правильного.
3
4
1
2
Модуль скорости тела, движущегося прямолинейно, изменялся во времени по
закону, представленному на рисунке (слева вверху). Выберите график изменения во времени равнодействующей всех сил.
Варианты ответов:
Слайд 14Задание: 13
2
4
Равнодействующая всех сил равна нулю.
1
3
Шар,
подвешенный на нити, равномерно движется по окружности в горизонтальной плоскости.
Какое направление имеет вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему ?
Варианты ответов:
Слайд 15Задание: 14
2
4
Равнодействующая всех сил равна нулю.
1
3
Шар,
подвешенный на нити, равномерно движется по окружности в горизонтальной плоскости.
Какое направление имеет вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему ?
Варианты ответов:
Слайд 16Задание: 13
1
3
5
2
4
На рисунке изображены векторы
скорости V и ускорения А мяча. Какое из представленных в
правой части рисунка направлений имеет вектор равнодействующей всех сил, приложенных к мячу ?
Варианты ответов:
Слайд 17Задание: 14
После достижения скорости V, направленной вниз.
Сразу после обрыва
троса.
После изменения направления движения.
Никогда.
Среди ответов 1 - 4
нет правильного.
Лифт двигался со скоростью V вертикально вверх под действием силы тяги моторов лифта. После обрыва троса он начал двигаться только под действием силы тяжести. В какой момент времени в лифте наступит состояние невесомости ?
Варианты ответов:
Слайд 19Задание 17
Измерьте среднюю и мгновенную скорость тележки (12 баллов)
По наклонному
рельсу из точки с координатой х=0 из состояния покоя начинает
равноускоренно двигаться тележка. Определите время движения тележки до её удара о стенку, а также её среднюю и конечную скорость на отрезке от x=0 до x=0.5 м
Время определите с точностью до тысячных, а остальные величины до сотых, и отошлите результаты на сервер. В промежуточных вычислениях сохраняйте не менее 4 значащих цифр. Оптические датчики срабатывают при пересечении светового луча датчика флажком тележки. Положение ворот с оптическими датчиками можно изменять при помощи мыши или задавая значения их координат х1 и х2 при помощи клавиатуры.
Внимание: задание можно выполнять только из проигрывателя BARSIC.
В калькуляторе можно использовать сложение, вычитание, умножение *, деление /, функции sqrt(x) - квадратный корень из x, а также sin(x), cos(x), tg(x), arcsin(x), arccos(x), arctg(x) и т.д., а также выражения любой сложности с использованием этих операций (не забывайте заключать части выражений в круглые скобки и ставить символ умножения).
Слайд 22Задание 17. Измерьте среднюю и мгновенную скорость тележки (12 баллов)
По
наклонному рельсу из точки с координатой х=0 из состояния покоя
начинает равноускоренно двигаться тележка. Определите время движения тележки до её удара о стенку, а также её среднюю и конечную скорость на отрезке от x=0 до x=0.5 м
Время определите с точностью до тысячных, а остальные величины до сотых, и отошлите результаты на сервер. В промежуточных вычислениях сохраняйте не менее 4 значащих цифр. Оптические датчики срабатывают при пересечении светового луча датчика флажком тележки. Положение ворот с оптическими датчиками можно изменять при помощи мыши или задавая значения их координат х1 и х2 при помощи клавиатуры.
Внимание: задание можно выполнять только из проигрывателя BARSIC.
В калькуляторе можно использовать сложение, вычитание, умножение *, деление /, функции sqrt(x) - квадратный корень из x, а также sin(x), cos(x), tg(x), arcsin(x), arccos(x), arctg(x) и т.д., а также выражения любой сложности с использованием этих операций (не забывайте заключать части выражений в круглые скобки и ставить символ умножения).
Слайд 24Задание 3: Сопротивления резисторов (30 баллов)
Найдите, чему равны сопротивления резисторов.
Соберите для этого необходимую электрическую схему, проведите измерения и выполните
расчеты. Добивайтесь максимальной точности измерений! Занесите результаты в отчёт, величины сопротивлений указывать с точностью до одного ома. Буква μ у диапазона означает "микро", буква m - "милли".
Элементы можно перетаскивать мышью и подключать к клеммам панели. К малым клеммам можно подсоединять мультиметр - измерительный прибор, позволяющий измерять токи, напряжения и сопротивления. Кроме того, к малым клеммам можно подсоединять перемычки - провода, имеющие практически нулевое сопротивление.
Тип измеряемой величины и предел измерительной шкалы мультиметра меняется с помощью поворота ручки. В данной работе измерение сопротивлений в мультиметре отключено. Внутреннее сопротивление мультиметра в режиме вольтметра очень велико, а в режиме амперметра очень мало.
При необходимости размер мультиметра можно увеличивать или уменьшать с помощью стрелок в его левом верхнем углу. Полярность подключения прибора можно менять путём перетаскивания клеммы с проводами, подключённой к мультиметру.
Напряжение источника постоянного тока регулируется перемещением его движка.
Щелчок мышью в области голубого поля элемента приводит к появлению диалога, в котором имеется возможность подписать этот элемент - указать его параметры. Подписывание элемента не означает, что данные параметры будут отосланы на сервер - это просто удобная этикетка для элементов.
Слайд 29Задание 4: Движение частицы в электрическом поле (16 баллов)
Заряженная частица
вылетает из электронной пушки и движется в постоянном электрическом поле,
создаваемом двумя параллельными пластинами, на которые подано постоянное напряжение. При этом движение является равноускоренным. Определите начальную скорость частицы, её ускорение вдоль оси y и время, прошедшее с момента вылета частицы из электронной пушки до столкновения с одной из пластин.
Скорость определите с точностью до целых, ускорение - с точностью до сотых, время движения - с точностью до тысячных. Полученные результаты занесите в отчет и отправьте на сервер.
Вертикальную и горизонтальную линейки можно перемещать. При считывании с их помощью результатов рекомендуется использовать увеличительное стекло, которое можно перемещать за рукоятку. Щелчок в любом месте окна возвращает первоначальный масштаб.
Выделение мышью области графика (нажать кнопку мыши и вести вправо вниз, а затем отпустить кнопку)- позволяет увеличивать изображение выбранной области графика. При необходимости можно опять выбрать нужный участок графика для показа во всём окне, и так далее.
Движение в обратном направлении (справа налево снизу вверх) в любой части того же окна либо вызов правой кнопкой мыши всплывающего меню и выбор пункта "Восстановить масштаб" восстанавливает первоначальный масштаб графика.
Слайд 31Перемещение вдоль оси ОУ
у = 5.1 см
Перемещение вдоль оси ОХ
х
= 12.45 см
Слайд 32Относительно оси х движение равномерное
Слайд 33Движение относительно оси оу равноускоренное
Слайд 35Задание 5: Вычислите среднюю скорость движения человека (5 баллов)
Вычислите среднюю
скорость движения человека, если первую треть пути он шел со
скоростью 1.2 м/с, а оставшуюся часть пути со скоростью 0.6 м/с. Ответ вводите с точностью до сотых.
Слайд 36Задание 6
Сколько энергии нужно затратить, чтобы расплавить лёд? (3 балла)
Сколько
энергии E нужно затратить, чтобы расплавить 3 кг льда при
температуре 0ºС? Удельная теплота плавления льда равна 330 кДж/кг.
Слайд 37Задание 7
Вычислите внутреннее сопротивление источника тока (3 балла)
К источнику
тока подключен реостат, при сопротивлениях реостата равных 6 Ом и
8 Ом получается одинаковая полезная мощность. Вычислить внутреннее сопротивление источника тока. Ответ вводить с точностью до сотых.
Вычисления проводить с точностью до 4 значащих цифр.
Слайд 38Задание 7
Вычислите внутреннее сопротивление источника тока (3 балла)
А
R
ε
r
Слайд 39Задание 19. Найдите площадь сечения трубки (10 баллов)
Давление газа в
горизонтальной запаянной трубке, разделенной столбиком ртути массой 8 г на
два объема по 48 см3, равно 12 кПа. Найти площадь сечения трубки (в квадратных сантиметрах), если при вертикальном положении трубки верхний объем газа больше нижнего на 4 см3. Температура постоянна, ускорение свободного падения считать равным 9.8 м/с2. Ответ вводить с точностью до сотых.
Слайд 40Литература
Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ
/ Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа,
2009. – 302 с.
Касьянов, В.А. Физика, 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных школ / В.А. Касьянов. – ООО "Дрофа", 2004. – 116 с.
Мякишев, Г.Я. и др. Физика. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных школ / учебник для общеобразовательных школ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев . –" Просвещение ", 2009. – 166 с.
О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш, А.А. Пинский, С.И. Кабардина, Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, Н.И. Шефер «Физика. 10 класс», «Просвещение», 2007 г.
Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с.
Перышкин, А. В., Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 198 с.
Система Интернет-олимпиад Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) / Электроннный ресурс/ http://barsic.spbu.ru/olymp/index.html.