Слайд 1Ломоносов Михаил Васильевич
«Отечеству послуживший…»
Выполнили учащиеся 8 класса
МОУ «Землянская ООШ»
Шабанова Ольга
Гребенченко
Алена
pptcloud.ru
Слайд 2« Математику уже затем учить следует, что она ум в
порядок приводит»
« Химия руками, математика очами физическими по справедливости называться
может»
« Какой свет может возжечь в химии математика, может предвидеть тот, кто посвящен в ее таинства, знает такие главы наук, удачно обработанные математически, как гидравлика аэрометрия, оптика; все, что до того было в этих науках темно, сомнительно, недостоверно, математика сделала ясным, достоверным, очевидным»
Слайд 3 Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на
севере России, близь г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали
его Михайлой Ломоносовым.
Слайд 4Ломоносов Михаил Васильевич (1711, с. Мишанинское Архангельской губ. - 1765,
Петербург) - ученый-просветитель. Род. в крестьянской семье помора (занимался морским
промыслом). С 10 лет Ломоносов помогал отцу в плаваниях. В 1722 - 1723, обучившись грамоте у дьячка, Ломоносов пристрастился к чтению.
"Грамматику" Мелетия Смотрицкого и "Псалтырь" Симеона Полоцкого Ломоносов называл "вратами своей учености".
Слайд 5Путь Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву
Слайд 6В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил
в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним
языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
В 1736 в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Германию для обучения "горным наукам".
Московская славяно-греко-латинская академия.
Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге
Слайд 7 В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В
1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 -
профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.
Слайд 8Диплом профессора химии Ломоносова. 1745.
М. В. Ломоносов и
В.
К. Тредиаковский — первые русские академики.
Слайд 9Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления.
Репродукция полотна А.Д. Кившенко.
1895 г.
Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню.
Слайд 10 Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя
торжественные оды, философские оды-размышления Утреннее размышление о Божием величестве (1743)
и Вечернее размышление о Божием величестве (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751), дидактическое Письмо о пользе стекла (1752), незаконченную героическую поэму Петр Великий (1756-1761), сатирические стихотворения (Гимн бороде, 1756-1757 и др.), философский Разговор с Анакреоном (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757-1761), героическую идиллию Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.
М. В. Ломоносов «Слово о явлениях воздушных…». 1753
«Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова. 1752
Слайд 11Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай"
- в связи с заметными событиями в жизни государства, например,
к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны (1747) он написал: "Науки юношей питают, / Отраду старым подают, / В счастливой жизни украшают, / В несчастной случай берегут". Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый: "великое северное сияние", "пользу стекла", "превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою" и т.п. Вместе с тем он не превращал своих стихи в рифмованные трактаты. Они полны величественных образов - например, солнце поэт назвал "Горящий вечно Океан", о ночном небе сказал: "Открылась бездна звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна". Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: "Сила восторга превратила натуралиста в поэта".
Слайд 12 В 1755 по инициативе Ломоносова и по его
проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных
к наукам", а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России
Слайд 13 Русский ученый-энциклопедист знал и ценил философское творчество
Лейбница и Декарта ("Декарту мы особливо благодарны за то, что
он ободрил ученых людей против Аристотеля и прочих философов - в их праве спорить и тем открыл дорогу к свободному философствованию"). Особое значение он придавал опытному познанию: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порожденных только воображением". В то же время в своих гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания: "Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берет с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при помощи остальных чувств". Ученый не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что "приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем". Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией: "Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии". Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением: "Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято". Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.
Слайд 14Характеристику личности Ломоносова дал А.С.Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки
была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".
Слайд 15 Академик М.В. Келдыш писал о нем так: "Ломоносов
принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества.
Необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова - это целая эпоха в истории нашей отечественной и мировой науки и культуры".
Слайд 16 4(15) апреля 1765 - М. В. Ломоносов умер
в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 17Памятник М. Ломоносову в Санкт-Петербурге. Скульпторы: Б. А. Петров, В.
Д. Свешников, Б. А. Архитекторы: И. А. Шахов, Э. А.
Тяхт. 1986
Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербур