Слайд 1Импульс.
Закон сохранения импульса
Учитель физики МКОУ Зональная СОШ
Безуглов
Виктор Викторович
Слайд 2Цели урока:
Усвоить понятие импульса тела
Изучить закон сохранения импульса
Выделить объекты и
процессы с точки зрения целого и частей
Составлять учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
Развить способность брать на себя инициативу в организации совместного действия
Научиться решать задачи на закон сохранения
Слайд 3Научные факты
1. При быстром движении магнита над шариком шарик
едва сдвигается с места, при медленном движении магнита над шариком
шарик начинает двигаться вслед за магнитом.
Слайд 42. Если медленно тянуть лист бумаги, стакан перемещается вместе с
бумагой. Если лист бумаги быстро выдернуть из-под стакана, стакан останется
на прежнем месте.
Слайд 53. Пуля массой 10 г, движущаяся со скоростью 5 м/с,
может быть остановлена листом картона. Пулю массой 10 г, движущуюся
со скоростью 900 м/с, нельзя остановить даже с помощью трех толстых досок.
4. Отдача при выстреле из орудия, ружья.
Слайд 65. При упругом взаимодействии шаров они разлетаются с определенными скоростями.
Слайд 7Гипотезы
1. Результат взаимодействия тел зависит не только от значения
силы, но и от времени ее действия.
2. Для характеристики движения
тела важны значения массы и скорости движения.
3.В замкнутой системе тел импульс системы сохраняется.
Слайд 8Импульс силы
I - импульс силы.
Импульс силы равен произведению вектора
силы на время её действия.
Направление импульса силы совпадает с направлением
силы.
[I]=[F]⋅[t]= ньютон⋅секунда = Н⋅с
Слайд 9Импульс тела
p - импульс тела (Рене Декарт, 1596-1650)
Импульс тела
равен произведению массы тела на скорость его движения.
Направление импульса тела
совпадает с направлением скорости тела.
[p]=[m]⋅[υ]=
килограмм⋅метр в секунду =(кг⋅м)/с
Слайд 10Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося
тела, если известны все действующие на тело силы. Но часто
бывает очень сложно определить действующие на тело силы.
Поэтому для решения многих задач используют еще одну важнейшую физическую величину- импульс тела
Слайд 11Соотношение между импульсом силы и импульсом тела
Импульс силы равен
изменению импульса тела (второй закон Ньютона в импульсной форме).
Слайд 12Математический вывод закона сохранения импульса
В соответствие с третьим законом
Ньютона силы F1 и F2 равны по модулю и направлены
в противоположные стороны:
F1 = -F2
По 2 закону : m1 a1 =- m2 a2
Ускорение : a1= ( v/1 – v1 ) / t ; a2= ( v/2 - v2 ) / t
m1 ( v/1 – v1 ) / t = - m2 ( v/2 – v2 ) / t сократим уравнение на t
Получим : m1 ( v/1 - v1 ) = -m2 ( v/2 - v2 )
Или : m1 v/1 – m1v1 =- m2 v/2 + m2 v2
Сгруппируем члены уравнения :
m1 v/1 + m2v/2 = m1 v1 + m2 v2
Учитывая , что m v = р
р/1 +р/2 = р1 + р2
Правые части уравнений представляют собой суммарный импульс шаров после их взаимодействия, а левые–до взаимодействия
Проекции на Ось Х : m1 v1х + m2v2х = m1 v/1х + m2 v/2 х
Слайд 13Закон сохранения импульса
Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему,
остается постоянной при любых взаимодействиях тел между собой.
Слайд 14Реактивное движение
Реактивное движение – движение всего тела за счёт
отделения от него части тела.
Для ракеты формула имеет вид,
где М и m – массы ракеты и газа соответственно, u и υ - скорости ракеты и газа соответственно
К.Э. Циолковский
Слайд 16Применение, проявление
Ракеты, реактивные двигатели в авиации, космонавтике
Водометные катера.
Движение
живых существ: кальмаров, каракатиц, осьминогов
Слайд 25Решение задач
С какой скоростью будет двигаться ракета, если средняя
скорость выхлопных газов 1 км/с, а масса горючего составляет 80%
от всей массы ракеты?
Слайд 26Решение задач
С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью
1 м/с, прыгает мальчик массой 50 кг в горизонтальном направлении
со скоростью 7 м/с (относительно берега). Какова скорость лодки после прыжка мальчика, если мальчик прыгает с кормы в противоположную сторону движению лодки.
Слайд 27Решение задач
По железнодорожному полотну движется платформа с песком
массой 20 т со скоростью 1м/с. Её догоняет горизонтально летящий
со скоростью 800м/с снаряд массой 50 кг и врезается в песок без взрыва. С какой скоростью будет двигаться платформа с застрявшем в песке снарядом?
Слайд 28Решение задач
На гладком льду стоит спортсмен (его масса 80 кг)
на коньках и держит в руках ядро массой 8 кг.
Затем он бросает ядро горизонтально; последнее приобретает при этом скорость 20м/с относительно льда. С какой скоростью будет двигаться спортсмен после толчка?
Слайд 29Решение задач на отдачу
УСЛОВИЕ:
Чему равна v1 отдачи ружья
m1= 4 кг при выстреле из него пули m2=5 г
с v2= 300 м/с?
Слайд 30Снаряд m1= 100 кг, летящий с v1=500м/с, попадает в вагон
с песком m2= 10 т и застревает в нем. Какую
скорость v’2 приобретает вагон, если он двигался навстречу снаряду с v2= 10м/с?
Слайд 31ЗАДАЧА О РАЗРЫВЕ СНАРЯДА
УСЛОВИЕ:
Снаряд, летящий со скоростью 500 м/с,
разорвался на два осколка. Скорость первого осколка массой 5 кг
возросла на 200 м/с в направлении движения снаряда. Определите скорость второго осколка, если его масса 4 кг.
Слайд 32ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§ 21,22
упр. 20(2), 21(1)
учебник А. В.
Перышкин, Е. М. Гутник “Физика-9”.
По желанию можно нарисовать рисунки
по изученной теме
Слайд 33Список литературы:
В. Я. Лыков Эстетическое воспитание при обучении физике. Книга
для учителя. -Москва “ПРОСВЯЩЕНИЕ”1986.
В. А. Волков Поурочные разработки по
физике 9 класс. - Москва “ ВАКО”2004.
А. А. Харитонова История физики учебное пособие - Саранск 2003.
Под редакцией профессора Б. И. Спасского. Хрестоматия по физике. -МОСКВА “ПРОСВЯЩЕНИЕ”1987.
И. И. Мокрова Поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина “Физика. 9класс”. - Волгоград 2003.