Слайд 2Цели урока;
Обучающие:
дать понятие о белках – природных биополимерах, их многообразных
функциях, химических свойствах белков;
•сформировать знания об уникальных особенностях строения белков;
•углубить
знания о взаимосвязи строения и функции веществ на примере белков;
•научить учащихся использовать знания смежных предметов для получения новых знаний.
Развивающие:
•развитие познавательного интереса учащихся, установление межпредметных связей;
•совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами.
Воспитательные:
•показать материальное единство органического мира;
•формирование научного мировоззрения;
•с помощью опыта “изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя” убедить учащихся, что спирт губительно воздействует на организм человека;
•патриотическое воспитание.
Слайд 3План урока;
1. Организационный момент.
2. Повторение и актуализация опорных знаний.
3. Объяснение
нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов.
6. Задание на
дом.
Слайд 41. Что называется аминокислотой? (Органические соединения, содержащие в молекулах одновременно
амино- и карбоксильные группы).
2. Какая функциональная группировка придает аминокислоте –
кислотные, какая – щелочные свойства? (Карбоксильные, аминогруппы).
3. Что представляет собой полипептидная цепь?
4. Каким особым свойством обладают аминокислоты? (Вступают в реакцию друг с другом).
5. В результате, какой реакции образуется пептидная связь? (Реакция поликонденсации).
6. Как называют соединение, образованное при взаимодействии трех аминокислот? (Трипептид)
7. Какие вещества являются “носителями жизни”? (Белки)
8. Сколько видов аминокислот входит в состав белков? (20)
9. Какие четыре химических элемента обязательно входят в состав белка? (C, H, O, N).
Слайд 5 Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя и
призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с
ничтожным и смешным…
Слайд 6Сегодня на уроке мы с вами будем изучать состав и
строение белков (1), химические свойства белков (2).
На столах учащихся находятся
план урока (Приложение № 1), опорные конспекты по теме «Белки» (Приложение № 2). Во время объяснения нового материала учащиеся фиксируют записи основных моментов в тетрадь.
Что такое белок?
Слайд 7Белки – сложные высокомолекулярные природные соединения, построенные из остатков α
- аминокислот.
Слайд 9Вопрос к классу.
Какие функции белков вы ещё знаете?
(Опорная, энергетическая,
рецепторная,
строительная).
Слайд 11Классификация белков (простые – протеины, сложные - протеиды).
Протеины содержат
только остатки аминокислот, а протеиды, содержат ещё и небелковую часть
(липо-, хромо-, глико-, нуклео-, фосфоропротеиды).
Слайд 18Вопросы к классу по первичному закреплению материала
11. Какой единый
принцип лежит в основе п
остроения первичной структуре.
12.Что собой представляет вторичная
структура белка? Какие связи стабилизируют вторичную структуру? ктуры белка?
13. Что собой представляет третичная структура белка?
Слайд 1914.Какую роль выполняют радикалы в третичной структуре?
15. Что собой
представляет четвертичная структура белка?
16. Какие химические свойства будут характерны
для белков?
Слайд 23Для белков характерны реакции, в результате которых выпадает осадок. Но
в одних случаях полученный осадок при избытке воды растворяется, а
в других – происходит необратимое свертывание белков, т.е. денатурация. Ренатурация – это процесс обратный денатурации.
К чему может привести денатурация?
- нарушение антигенной чувствительности белка;
- блокирование ряда иммунологических реакций;
- нарушение обмена веществ;
- воспаление слизистой оболочки ряда органов пищеварения (гастриты, колит);
- камнеобразование (камни имеют белковую основу).
Вывод: Денатурация белков – сложный процесс, при котором под влиянием внешних факторов: температура, действия химических реагентов, механического воздействия и ряда других, происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой макромолекулы. Первичная структура, а, следовательно, и химический состав белка не меняется. При денатурации изменяются физические свойства белка, снижается растворимость, теряется биологическая активность, меняется форма белковой макромолекулы, происходит агрегирование.
Слайд 25Гидролиз белка – это, прежде всего разрушение одного из важнейших
уровней организации белковой молекулы. Гидролиз белка - разрушение первичной структуры
белка под действием кислот, щелочей или ферментов, приводящее к образованию α- аминокислот, из которых он был составлен.
Слайд 29Ксантопротеиновая реакция - реакция на ароматические циклы.
Белок + HNO3(к) →
белый осадок → желтая окраска → оранжевая окраска
t + NH3
Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев.
Белки подвергаются гниению (под действием гнилостных бактерий), при этом образуются метан (CH4), сероводород (H2S), аммиак (NH3), вода и другие низкомолекулярные продукты.
Слайд 30ВЫВОД:
БЕЛКИ – биополимеры нерегулярного строения, мономерами которого являются 20 аминокислот
разных типов. В химический состав аминокислот входят: С, О, Н,
N, S. Белковые молекулы могут образовывать четыре простраственные структуры и выполняют в клетке и организме целый ряд функций: строительную, каталитическую, регуляторную, двигательную, транспортную и др.
Белки – основа живого на Земле, входят в состав кожи, мышечной и нервной ткани, волос, сухожилий, стенок сосудов животных и человека; это строительный материал клетки. Роль белков трудно переоценить, т.о. жизнь на нашей планете действительно можно рассматривать как способ существования белковых тел, осуществляющих обменом веществ и энергией с внешней средой.
Поскольку белок содержит разнообразные функциональные группы, он не может быть отнесен к какому-нибудь из ранее изученных классов соединений. В нем как в фокусе сочетаются признаки соединений, относящихся к различным классам. Это в сочетании с особенностями его структуры и характеризует белок как высшую форму развития вещества.
Можно процитировать слова Л. Полинга: “С полным основанием можно утверждать, что белки - самые важные из всех веществ, входящих в состав организмов животных и растений”.
Слайд 33«Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана
с каким-либо белковым телом».
Ф.Энгельс «Анти-Дюринг»
Знаменитый путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт
еще на пороге 19 века давал такое определение жизни:
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постепенный обмен веществ с окружающей их внешней природой; причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка».
Определение, данное Ф.Энгельсом в работе «Анти-Дюринг», позволяет задуматься над тем, как современная наука представляет процесс жизни.
«Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами».
4. Закрепление изученного материала.
1) Работа с диском «Органическая химия».
Качественный анализ органических веществ.
Учитель. Сейчас вы будете выполнять задание по изученной теме. За правильный ответ учащийся получает оценку 5 «отлично» в журнал.
Слайд 34Задание. Справа от себя найдите изображение колбы и пробирки и
сделайте клик
мышкой. Прочитайте внимательно задание, выделите мышкой второй
правый квадрат и сделайте клик. Перед вами задание. Вы должны определить,
что, в какой пробирке находится. Вам предлагаются вещества – белок, уксусная
кислота, крахмал, глицерин. Зная правильный ответ, с помощью мышки
перенесите название вещества в нужный столбец на место знака вопроса. Вам
дается три минуты для решения этой задачи.
(Глицерин, белок, крахмал, уксусная кислота).
На панели задач размещена презентация - тест «Белки».
2) Работа с презентацией - тестом « Строение белка».
На столах у учащихся находится задания теста «Строение белка». Подпишите ФИ, класс. Вам дается 5 минут на ответы ответов на этот тест.
Во время проверки ученики меняются своими работами и оценивают работу соседа. Варианты правильных ответов и критерии выставления оценок учитель открывает на доске. По окончании проверки каждый выставляет оценку и сдает тест учителю.
После сдачи работы, учитель предлагает одному из учеников ответить на вопросы презентации – теста «Строение белка» - на оценку.
(1 – 2; 2 – 1; 3 – 3; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 3.)
Слайд 355. Подведение итогов работы на уроке
Учащиеся считают количество полученных фишек
за правильные ответы. Учитель выставляет оценки в журнал.
Слайд 376. Задание на дом.
1) §17, прочесть, ответить на вопросы (используя
опорный конспект), стр. 122 – 128.
2) Задание10 (письменно).
3) Решить задачи
(по желанию, на оценку).
• Вычислите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 150 г 5%-ного раствора аминоуксусной кислоты с необходимым количеством гидроксида натрия. Сколько граммов 12%-ного раствора щелочи потребуется для реакции?
• Навеску аминоуксусной кислоты разделили на две порции в соотношении 1:2. Меньшую порцию нейтрализовали избытком раствора гидроксида натрия. При этом образовалось 29,1 г соли. Какую массу сложного эфира можно получить из большей порции аминоуксусной кислоты, если массовая доля выхода эфира составляет 73%? Для реакции этерификации использовали этанол.
4) Долгосрочное. Выполнить на выбор творческую работу:
1. Составить кроссворд.
2. Составить рекламу на белки.
3. Создать презентацию по теме «Превращения белков в организме. Синтез белка» (индивидуальная или групповая).