Слайд 1Эта всесильная химия
Для 9 – 11 классов
Подготовила Горбатюк Т.П.
Мы химию повсюду
наблюдаем:
Желтеют листья или дождь идет,
Плоды ли на деревьях созревают,
Или трава зеленая растет.
Слайд 3Великий волшебник :
«Вода – это найдрагоценнейшее
ископаемое на Земле». Запасы ее огромны. Вода – не только
хороший растворитель во многих химических процессах, но и катализатор.
Слайд 4ОПЫТ 1
Порошок алюминия смешиваем с
йодом (твердым веществом). К смеси добавляем всего несколько капель воды
– и реакция проходит очень бурно!
Слайд 5Обращение к знатокам:
Отобразить в виде уравнения реакции то, что происходит;
Определить
тип реакции;
Разобрать ее с точки зрения знаний о химизме реакции.
Слайд 6Уравнение реакции:
2 Al + 3
І 2 = 2 Al I 3
0 +3
Al - 3 e ? Al восстановитель
0 -1
I2 + 2 e ? 2 I окислитель
Слайд 7Мир всемогущ благодаря стихиям природы
Когда-то великий город Помпеи погиб
под лавою вулкана Везувий
Слайд 8Великий волшебник:
Такую же великую силу может иметь химическая
реакция, перед которой отступает все живое и неживое…
В миниатюре вулкан имеет такой вид:
Слайд 9ОПЫТ 2
На металлическую пластинку насыпаем
немного двухромовокислого аммония; сверху посыпаем порошком магния. Делаем углубление, которое
смачиваем спиртом. Спирт поджигаем палочкой, смоченной в кашице смеси перманганата калия и серной кислоты.
Слайд 11Уравнение реакции:
(NH4)2Cr2O7 ? Cr2O3 + N2 + 4
H2O
-3 0
2 N - 3 e ? N2 восстановитель
+8 +3
Cr + 5 e ? Cr окислитель
Слайд 12
Однажды группа путешественников спустилась в
пещеру и остановилась в изумлении: на стенах цветными красками были
изображены фигуры оленей и бизонов.
Слайд 13
картинка разных красок или древние наскальные рисунки
Слайд 14Великий волшебник
Мы сейчас посмотрим как изменяется
окраска одного и того же вещества в зависимости от среды.
Слайд 15ОПЫТ 3
1стакан – раствор KMnO4 + H2SO4 (конц)
2стакан - раствор KMnO4 + NaOH
3стакан - раствор KMnO4
Во все стаканы добавляю фенолфталеин.
Слайд 16Великий волшебник
Во время грозовых разрядов азот превращается
в азотную кислоту, а она, попадая в почву, образует нитраты.
«От летних гроз и урожай хорош».
Азотные удобрения получают из аммиака Именно NH3 считают волшебной палочкой, открывшей путь азотной промышленности. Химики заставляют протекать реакции в необходимом направлении.
Слайд 18ОПЫТ 4 «дым без огня»
За 2 минуты до
начала опыта стакан ополаскиваем раствором NH4OH, чтобы несколько капель его
осталось на дне. В другой стакан – несколько капель концентрированной HCl. Подносим стаканы друг к другу и соединяем их.
Определить тип реакции, записать уравнение.
Слайд 20Великий волшебник
Возможности химии безграничны: есть очень сильные вещества
– окислители, например, соляная кислота и калий перманганат, которые могут
зажечь костер без огня.
Слайд 21ОПЫТ 5
В фарфоровой чашке смесь из КМnO4 и конц.
Н2SO4. Вокруг смеси раскладываем опилки так, чтобы они не касались
смеси. Смачиваем вату спиртом и выдавливаем на смесь. Огонь зажигается, опилки загораются
Слайд 22Уравнение реакции:
5C2H5OH + 4KMnO4 + 6H2SO4 =
5C2H4O2
+ 4KMnSO4 + 2K2SO4 + 11H2O