Слайд 1Формирование терминологической грамотности учащихся
Слайд 2Термин –
слово или сочетание слов, которые являются точным обозначением
определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни
и т.д.
Слайд 3Понятие
Родовое слово (что такое?)
=
Существенный признак(и)
(что характерно?)
+
Город
+
=
населенный пункт
- людность которого
составляет не менее
12 тыс. человек
- 80 % из
них
выполняют не сельскохозяйствен-ные функции
Слайд 4Учителю следует:
осознавать существование терминологических проблем у учащихся;
знать причины терминологической неграмотности;
уметь подбирать, а при необходимости и разрабатывать методики эффективной работы
с терминологическим аппаратом
Слайд 5Причины, обуславливающие важность регулярной работы над терминами:
незнание сущности большинства терминов
биологической, географической, химической науки;
с первых уроков изучения любого курса обучающиеся
сталкиваются с терминами, сущность которых раскрывается значительно позже;
представление учащихся о целом ряде терминов с самого начала имеет искаженный характер
Слайд 6Толкование понятия
Народ – население той или иной страны, нация, национальность,
народность.
Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных
отношений на базе единства языка и территории и развивающейся жизни и культуры.
Нация (от лат. nation – племя, народ) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность – принадлежность к какой-либо нации, народности.
Племя – народности, связанные общностью происхождения и языка.
Этнос (от греч. ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и оригинальный стереотип поведения.
Все определения понятий из Большого толкового словаря русского языка под ред. С.А. Кузнецова.
Слайд 7 африканцы, вепсы, россияне, католики, расы, эскимосы, русские, аборигены,
монголы, славяне, метисы, югославы, армяне, латиноамериканцы, греки, индусы и т.д.
Слайд 8Первая методика
Сущность: подбор фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить
вводимый термин
Алгоритм действий:
Фиксирование термина, вычленение его ведущих признаков.
Рекультивация – полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного хозяйственной деятельностью человека, включающее два этапа: технический и биологический.
2. Подбор фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить изучаемый термин.
Например, овраг, террикон, карьер (см. таблицу)
3. На основе анализа таблицы полное осмысление термина, и включение его в существующую терминологическую систему учащегося.
Слайд 10Вторая методика
Сущность: усваивается сходные по смыслу и звучанию понятия на
основе привязывания их к фактам, явлениям, событиям
Алгоритм действий:
Фиксируются определения сходных
по звучанию терминов.
Например, субурбанизация, дезурбанизация, ложная урбанизация.
2. Определяются существенные признаки каждого понятия.
3. Приводятся примеры фактов, явлений, событий, попадающих под сущность определения.
Слайд 12Третья методика
Сущность: работа с терминами, имеющими некоторые сходные существенные признаки.
Фиксирование
толкования понятий.
Например; море, залив, пролив.
Анализ терминов
и выделение их общих признаков.
Определение частных признаков.
Подбор примеров, характеризующих изучаемые термины
Слайд 14Четвертая методика
Водопад – падение воды в реке с пересекающего русло
крутого уступа, сложенного твердыми горными породами
Слайд 16Пятая методика
Литосфера –
твердая
оболочка Земли,
включающая
земную кору
и верхнюю
мантию
Что значит твердая?
Какие
еще
есть
оболочки?
Что такое земная кора?
Что такое мантия?
Что значит верхняя?
Слайд 18Задания на проверку сформированности терминологической грамотности
Вставьте пропущенные слова.
Горные породы и минералы, которые человек использует в своей
повседневной жизни и хозяйственной деятельности называются _______________. Такие магматические горные породы, как гранит и _________ – ценные строительные материалы. Осадочные породы: уголь, газ и __________ – важнейшие виды топлива. В зависимости от использования выделяют топливные полезные ископаемые, рудные и _________ полезные ископаемые. Топливные полезные ископаемые еще называют __________. Эти полезные ископаемые чаще всего встречаются на ____________, а рудные в ________. Руды – это горные породы, в состав которых входит ___________, например, алюминий, железо, свинец, цинк и др. Поиск полезных ископаемых требует знания особенностей рельефа, геологической истории территории. Процесс поиска полезных ископаемых называется _________.
Слайд 19 Вам предлагаются три понятия, объединенных общим признаком. Определите этот
признак.
Барометр, термометр, гигрометр.
Межень, паводок, половодье.
Низменность, возвышенность, плоскогорье.
Монголоидная, европеоидная, негроидная.
Слайд 20Вам предлагаются четыре понятия, три из которых объединены общим признаком.
Найдите и подчеркните «четвертое лишнее», поясните: почему вы выбрали именно
его?
Жерло, кратер, лава, эпицентр.
1:5000; 1:200000; в 1 см – 10 км; 1:83000000 .
Литосфера, мантия, атмосфера, ядро.
Экваториальный, субтропический, умеренный, арктический.
Криволесье, тайга, лесостепь, лесотундра .
Энергоемкость, грузооборот, водоемкость, металлоемкость.
Слайд 21Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная
связь, найдите пару третьему слову.
Давление – барометр, влажность – ...
Рельеф
– горизонталь, температура – …
Болото – осушение, пустыня – ...
Байкал – тектоническое, Ладожское – …
Река – аллювий, ледник – ...
Русские – индоевропейская языковая семья, ингуши – …
Слайд 22Постановка вопроса
Дайте определение понятия «миграция».
Закончите предложение: миграция – это…
ЕГЭ по
географии
В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной
экономической интеграции?
К началу ХХI века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВПП превышала 50%.
По запасам природного газа в мире особо выделяются два региона - Зарубежная Азия и СНГ.
В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце ХХ в. были ниже среднемировых.
Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Слайд 23ЕГЭ по географии
В каком из следующих утверждений содержится информация
об отрасли международной специализации?
Торговля услугами растет быстрее торговли товарами, и
на нее приходится уже примерно 1/3 всей мировой торговли.
В последние два-три десятилетия в США, Западной Европе и Японии темпы роста объемов производства черных и цветных металлов резко изменилось.
Основа экономики Саудовской Аравии – добыча нефти, которая дает 98 % экспортной выручки.
Роботостроение в наши дни стало одной из важных наукоемких отраслей машиностроения.
Слайд 24Этимология – раздел языкознания,
исследующий происхождение слов, их
первоначальную структуру и
семантические связи
Морфема – минимальная часть слова
(корень, суффикс, приставка),
которая
дает возможность понимать
смысл русских и иностранных слов
Дем –
Логос –
Поли –
Анти –
Гео –
Антропо –
Моно –
?