Разделы презентаций


Формирование терминологической грамотности учащихся

Содержание

Термин – слово или сочетание слов, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование терминологической грамотности учащихся

Формирование терминологической грамотности учащихся

Слайд 2Термин –
слово или сочетание слов, которые являются точным обозначением

определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни

и т.д.
Термин – слово или сочетание слов, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники,

Слайд 3Понятие
Родовое слово (что такое?)
=
Существенный признак(и)
(что характерно?)
+
Город
+
=
населенный пункт
- людность которого

составляет не менее
12 тыс. человек

- 80 % из

них
выполняют не сельскохозяйствен-ные функции
ПонятиеРодовое слово (что такое?)=Существенный признак(и)(что характерно?)+Город+=населенный пункт - людность которого составляет не менее 12 тыс. человек -

Слайд 4Учителю следует:
осознавать существование терминологических проблем у учащихся;
знать причины терминологической неграмотности;


уметь подбирать, а при необходимости и разрабатывать методики эффективной работы

с терминологическим аппаратом

Учителю следует:осознавать существование терминологических проблем у учащихся;знать причины терминологической неграмотности; уметь подбирать, а при необходимости и разрабатывать

Слайд 5Причины, обуславливающие важность регулярной работы над терминами:
незнание сущности большинства терминов

биологической, географической, химической науки;
с первых уроков изучения любого курса обучающиеся

сталкиваются с терминами, сущность которых раскрывается значительно позже;
представление учащихся о целом ряде терминов с самого начала имеет искаженный характер

Причины, обуславливающие важность регулярной работы над терминами:незнание сущности большинства терминов биологической, географической, химической науки;с первых уроков изучения

Слайд 6Толкование понятия
Народ – население той или иной страны, нация, национальность,

народность.
Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных

отношений на базе единства языка и территории и развивающейся жизни и культуры.
Нация (от лат. nation – племя, народ) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность – принадлежность к какой-либо нации, народности.
Племя – народности, связанные общностью происхождения и языка.
Этнос (от греч. ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и оригинальный стереотип поведения.

Все определения понятий из Большого толкового словаря русского языка под ред. С.А. Кузнецова.
Толкование понятияНарод – население той или иной страны, нация, национальность, народность.Народность – общность людей, исторически сложившаяся в

Слайд 7 африканцы, вепсы, россияне, католики, расы, эскимосы, русские, аборигены,

монголы, славяне, метисы, югославы, армяне, латиноамериканцы, греки, индусы и т.д.

африканцы, вепсы, россияне, католики, расы, эскимосы, русские, аборигены, монголы, славяне, метисы, югославы, армяне, латиноамериканцы, греки,

Слайд 8Первая методика
Сущность: подбор фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить

вводимый термин
Алгоритм действий:
Фиксирование термина, вычленение его ведущих признаков.

Рекультивация – полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного хозяйственной деятельностью человека, включающее два этапа: технический и биологический.
2. Подбор фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить изучаемый термин.
Например, овраг, террикон, карьер (см. таблицу)
3. На основе анализа таблицы полное осмысление термина, и включение его в существующую терминологическую систему учащегося.


Первая методикаСущность: подбор фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить вводимый терминАлгоритм действий:Фиксирование термина, вычленение его ведущих

Слайд 10Вторая методика
Сущность: усваивается сходные по смыслу и звучанию понятия на

основе привязывания их к фактам, явлениям, событиям
Алгоритм действий:
Фиксируются определения сходных

по звучанию терминов.
Например, субурбанизация, дезурбанизация, ложная урбанизация.
2. Определяются существенные признаки каждого понятия.
3. Приводятся примеры фактов, явлений, событий, попадающих под сущность определения.


Вторая методикаСущность: усваивается сходные по смыслу и звучанию понятия на основе привязывания их к фактам, явлениям, событиямАлгоритм

Слайд 12Третья методика
Сущность: работа с терминами, имеющими некоторые сходные существенные признаки.
Фиксирование

толкования понятий.
Например; море, залив, пролив.
Анализ терминов

и выделение их общих признаков.
Определение частных признаков.
Подбор примеров, характеризующих изучаемые термины

Третья методикаСущность: работа с терминами, имеющими некоторые сходные существенные признаки.Фиксирование толкования понятий.   Например; море, залив,

Слайд 14Четвертая методика
Водопад – падение воды в реке с пересекающего русло

крутого уступа, сложенного твердыми горными породами

Четвертая методикаВодопад – падение воды в реке с пересекающего русло крутого уступа, сложенного твердыми горными породами

Слайд 15Зрительный ряд

Зрительный ряд

Слайд 16Пятая методика
Литосфера –
твердая
оболочка Земли,
включающая
земную кору
и верхнюю
мантию
Что значит твердая?
Какие

еще
есть
оболочки?
Что такое земная кора?
Что такое мантия?
Что значит верхняя?

Пятая методикаЛитосфера – твердаяоболочка Земли,включающая земную коруи верхнююмантиюЧто значит твердая?Какие еще есть оболочки?Что такое земная кора?Что такое

Слайд 17Шестая методика

Шестая методика

Слайд 18Задания на проверку сформированности терминологической грамотности
 Вставьте пропущенные слова.

Горные породы и минералы, которые человек использует в своей

повседневной жизни и хозяйственной деятельности называются _______________. Такие магматические горные породы, как гранит и _________ – ценные строительные материалы. Осадочные породы: уголь, газ и __________ – важнейшие виды топлива. В зависимости от использования выделяют топливные полезные ископаемые, рудные и _________ полезные ископаемые. Топливные полезные ископаемые еще называют __________. Эти полезные ископаемые чаще всего встречаются на ____________, а рудные в ________. Руды – это горные породы, в состав которых входит ___________, например, алюминий, железо, свинец, цинк и др. Поиск полезных ископаемых требует знания особенностей рельефа, геологической истории территории. Процесс поиска полезных ископаемых называется _________.

Задания на проверку сформированности терминологической грамотности Вставьте пропущенные слова.   Горные породы и минералы, которые человек

Слайд 19 Вам предлагаются три понятия, объединенных общим признаком. Определите этот

признак.
Барометр, термометр, гигрометр.
Межень, паводок, половодье.
Низменность, возвышенность, плоскогорье.
Монголоидная, европеоидная, негроидная.

 Вам предлагаются три понятия, объединенных общим признаком. Определите этот признак.Барометр, термометр, гигрометр.Межень, паводок, половодье.Низменность, возвышенность, плоскогорье.Монголоидная,

Слайд 20Вам предлагаются четыре понятия, три из которых объединены общим признаком.

Найдите и подчеркните «четвертое лишнее», поясните: почему вы выбрали именно

его?

Жерло, кратер, лава, эпицентр.
1:5000; 1:200000; в 1 см – 10 км; 1:83000000 .
Литосфера, мантия, атмосфера, ядро.
Экваториальный, субтропический, умеренный, арктический.
Криволесье, тайга, лесостепь, лесотундра .
Энергоемкость, грузооборот, водоемкость, металлоемкость.

Вам предлагаются четыре понятия, три из которых объединены общим признаком. Найдите и подчеркните «четвертое лишнее», поясните: почему

Слайд 21Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная

связь, найдите пару третьему слову.

Давление – барометр, влажность – ...
Рельеф

– горизонталь, температура – …
Болото – осушение, пустыня – ...
Байкал – тектоническое, Ладожское – …
Река – аллювий, ледник – ...
Русские – индоевропейская языковая семья, ингуши – …

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная связь, найдите пару третьему слову.Давление – барометр,

Слайд 22Постановка вопроса
Дайте определение понятия «миграция».
Закончите предложение: миграция – это…
ЕГЭ по

географии
 В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной

экономической интеграции?
К началу ХХI века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВПП превышала 50%.
По запасам природного газа в мире особо выделяются два региона - Зарубежная Азия и СНГ.
В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце ХХ в. были ниже среднемировых.
Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Постановка вопросаДайте определение понятия «миграция».Закончите предложение: миграция – это…ЕГЭ по географии В каком из высказываний содержится информация

Слайд 23ЕГЭ по географии
 В каком из следующих утверждений содержится информация

об отрасли международной специализации?
Торговля услугами растет быстрее торговли товарами, и

на нее приходится уже примерно 1/3 всей мировой торговли.
В последние два-три десятилетия в США, Западной Европе и Японии темпы роста объемов производства черных и цветных металлов резко изменилось.
Основа экономики Саудовской Аравии – добыча нефти, которая дает 98 % экспортной выручки.
Роботостроение в наши дни стало одной из важных наукоемких отраслей машиностроения.
ЕГЭ по географии В каком из следующих утверждений содержится информация об отрасли международной специализации?Торговля услугами растет быстрее

Слайд 24Этимология – раздел языкознания,
исследующий происхождение слов, их
первоначальную структуру и


семантические связи
Морфема – минимальная часть слова
(корень, суффикс, приставка),
которая

дает возможность понимать
смысл русских и иностранных слов

Дем –

Логос –

Поли –

Анти –

Гео –

Антропо –

Моно –

?

Этимология – раздел языкознания, исследующий происхождение слов, ихпервоначальную структуру и семантические связиМорфема – минимальная часть слова (корень,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика