Слайд 1Урок химии для 9 класса
Учитель Амвросиевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней
№2 Хорошко Е.А.
5klass.net
Слайд 2Тема урока:
Щелочные металлы, инертные элементы и галогены
Слайд 3Цель урока:
познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами
щелочных металлов, инертных элементов и галогенов; раскрыть их значение для
организма человека; продолжать формировать умения составлять уравнения химических реакций.
Слайд 4Щелочные металлы:
Li, Na, K, Rb, Cs, Fr.
Щелочные металлы – это
химические элементы с резко выраженными металлическими свойствами.
Щелоччые металлы находятся в
1 группе главной подгруппы.
Всегда в соединениях одноваленты.
Слайд 5История открытия щелочных металлов
В 1807г. в Англии Г.Деви открыл
натрий и калий: “натрун” - сода, “алкали” - щелочь.
В 1817г.
в Швеции А.Арфедсон открыл литий: “литос” - камень.
В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий “темно-красный” и цезий “небесно-голубой”.
В 1939г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны.
Слайд 6
Физические свойства.
Литий, натрий, калий, рубидий в свободном состоянии
серебристо-белые металлы, цезий имеет золотисто-желтый цвет. Обратить внимание на их
мягкость, все металлы очень мягкие и пластичные. Наибольшей твердостью обладает литий, остальные металлы легко режутся ножом и могут быть раскатаны в фольгу. Плотность металлов возрастает от лития к цезию, а температуры плавления – уменьшаются.
Слайд 7Задание №1
Используя таблицу 2 на странице 122 учебника ,
дайте характеристику физических свойств щелочных металлов.
Слайд 8Химические свойства щелочных металлов
Как щелочные металлы реагируют с водой…
Как натрий
реагирует с калием…
Составить уравнения химических реакций.
Слайд 92Li+S=Li2S (сульфид)
2Na+2H2O=2NaOH9 щелочь)+H2
2Na+Cl2=2NaCl(хлорид)
4Li+O2=2Li2O (оксид )
6Li+N2=2Li3N ( нитрид)
2Na+H2=2NaH (гидрид)
Слайд 10Типичные основные оксиды.
Реагируют
1.с водой
Li2O + H2O = 2LiOH(гидроксид лития)
2
.с кислотными оксидами
Na2O + SO3 =Na2SO4
3. с кислотами:
K2O +
2HNO3 = 2KNO3 + H2O
Слайд 11Сильные основания (щелочи) основность увеличивается в ряду
(LiOH – NaOH
– KOH – RbOH –CsOH); реагируют с кислотными оксидами:
2NaOH
+ CO2 = Na2CO3 + H2O
- кислотами:
LiOH + HCl = LiCl + H2О
с солями:
NaOH+CuCl2=2NaCl+Cu(OH)2
Слайд 12
Суточная потребность и основные источники поступления: составляет 0,25% от массы
тела.
Общее содержание калия в организме человека составляет примерно 250г. Суточная
потребность в калия составляет 1,5-2 г.
ЗНАЧЕНИЕ К ДЛЯ ОРГАНИЗМА
Слайд 13Лучшими натуральными источниками калия являются цитрусовые, томаты, все зеленые овощи
с листьями, листья мяты, семечки подсолнуха, бананы, картофель.
Калий в виде
хлористого калия выделяется в основном почками, в количестве 4,5г - этим обусловлено его мочегонное действие. С солями калия всегда выделяется много воды. В меньшей степени калий выделяется кишечником и незначительное количество - с потом.
Слайд 14ЗНАЧЕНИЕ Na ДЛЯ ОРГАНИЗМА
Суточная потребность составляет 0.08 % от
массы тела. Нормы суточного потребления не существует, но считается, что
потребность взрослого человека составляет около 9-16 грамм хлорида натрия в сутки. При физических нагрузках, в жаркое время года (повышенной температуры окружающей среды), у шахтеров, спортсменов которые участвуют в беге на длительные дистанции суточная потребность возрастает до 20 грамм поваренной соли в сутки.
Слайд 15Функции:
1.регулирует состояние водно-солевого обмена;
2. участвует в регуляции работы
ферментов;
3. Проведение нервного импульса
4.Калий и натрий оба важны для нормального
роста и состояния организма. Они являются антагонистами на клеточном уровне, т.е. повышение содержания натрия приводит к уменьшению калия в клетке.
Слайд 16ГАЛОГЕНЫ-
химические элементы главной подгруппы VII группы таблицы Менделеева.
Реагируют почти со
всеми простыми веществами, кроме некоторых неметаллов. Все галогены — энергичные
окислители, поэтому встречаются в природе только в виде соединений. С увеличением порядкового номера химическая активность галогенов уменьшается, химическая активность галогенов-ионов F−, Сl−, Вr−, I− уменьшается.
Слайд 17
К галогенам относятся фтор F, хлор Cl, бром Br, иод
I , астат At. Пока не синтезированный 117-й элемент, унунсептий
Uus, также находится формально в группе галогенов, однако по химическим свойствам может существенно отличаться от них, как и астат. Представляют собой:
Слайд 18Фтор - зеленовато-жёлтый газ, очень ядовит, попытка получить в свободном
виде в больших количествах чревата последствиями.
Хлор - зеленоватый газ. Тяжёлый,
также очень ядовитый с резким запахом.
Бром - красно-бурая жидкость. Ядовита. Поражает обонятельный нерв. Очень летуч, поэтому содержится в запаянных ампулах
Иод - фиолетово-чёрные кристаллы. Очень легко возгоняется. Ядовит.
Астат - очень радиоактивен, поэтому о нём мало известно.
Слайд 19ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Общая формула галогенов – Г2
Взаимодействие галогенов с металлами, образуется
соли
F—реагирует при обычных условиях, при нагревании и с золотом ,
серебром, платиной.
Al u Zn—в атмосфере фтора воспламеняются
Zn +F2 =ZnF2
2Al +3 F2 = 2Al F3
Слайд 20Взаимодействие галогенов с водородом
Фтор реагирует с водородом без нагревания, идет
в темноте, хлор –на свету, бром- при нагревании, йод- при
более сильном нагревании.
H2 + F2 =2НF фтороводород
H2 + Cl2 =2НCl хлороводород
H2 + Br2 =2НBr бромоводород
Слайд 21Задания для закрепления материала:
Определите место щелочных металлов, галогенов , инертных
элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Охарактеризовать физические свойства щелочных металлов,
галогенов , инертных элементов.
Охарактеризовать химические свойства щелочных металлов, галогенов , инертных элементов, записать соответствующие уравнения реакций.