Слайд 1Урок – исследование по теме «Карбоновые кислоты»
Автор: учитель химии высшей
                                                            
                                    
категории Потехина Галина Витальевна
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели: 
Формирование представлений о карбоновых кислотах, их классификации, строении, способах
                                                            
                                    
получения и применения. 
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает
                                    изучение классификации, строения, свойств, способов получения и применения карбоновых кислот.
Карбоновые кислоты, сложные эфиры, реакция этерификации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Планируемые результаты:
 Личностные умения:
Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
Проявление
                                                            
                                    
творческого отношения к процессу обучения.
 Метапредметные умения:
Познавательные умения:
Находить сходство и различие
                                    между объектами, обобщать полученную информацию.
Вести наблюдение.
Прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
 Коммуникативные умения:
Формулировать высказывание.
Согласовывать позиции и находить общее решение.
Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения:
Распознавать карбоновые кислоты, называть их по тривиальной и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих их химические свойства и способы получения.
Осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности.
 
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Технология изучения темы 
1. Самоопределение к деятельности
 
Цели:
Актуализировать имеющиеся знания
                                                            
                                    
по темам «Спирты», «Альдегиды».
Мотивировать обучающихся к изучению темы.
 
 Ситуативное задание:
  
                                     Для осознанного восприятия новой темы необходимо вспомнить некоторые понятия из предыдущих тем.
Какие вещества называют спиртами? 
Приведите общую формулу и примеры спиртов.
Какие вещества называют альдегидами? 
Приведите общую формулу и примеры альдегидов.
Что произойдет при окислении этих веществ?
К какому классу можно отнести образующиеся вещества?
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51.Регулятивный результат
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
2. Коммуникативный
                                                            
                                    результат
Умение выполнять учебные задания в паре.
3. Предметный результат
Умение давать определение
                                    основным понятиям темы, составлять уравнения реакций, 
характеризующих химические свойства, способы получения карбоновых кислот.
Планируемые результаты
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
2. Учебно – познавательная деятельность
 Цели:
 
  	 Научить:
Формулировать понятия: карбоновые
                                                            
                                    
кислоты, карбоксильная группа, реакция этерификации.
Составлять формулы гомологов и изомеров карбоновых
                                    кислот. Называть кислоты по тривиальной и международной номенклатуре.
Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства и получение кислот.
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Объяснять значение карбоновых кислот в жизни человека.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Планируемые результаты:
 
Личностный результат
	Проявление интереса к поставленной проблеме.
 
Предметный результат
	Умение называть вещества
                                                            
                                    
изученных классов, составлять формулы важнейших представителей этих классов.
 
Коммуникативные результаты
	Умение работать
                                    с информацией на опережение.
	Умение работать в паре.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Характеристика основных видов деятельности (на уровне УУД):
 Исследовать физические и химические
                                                            
                                    
свойства карбоновых кислот.
Моделировать их строение.
 Различать виды изомерии, характерные для
                                    карбоновых кислот.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции. 
Объяснять зависимость свойств кислот от их состава и строения.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения карбоновых кислот.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот.
Описывать генетическую связь между карбоновыми кислотами и представителями уже изученных классов органических соединений.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
3. Учебные задания и методы работы с информацией
 Создание проблемной ситуации:
 	Обучающиеся
                                                            
                                    
с помощью учителя формулируют проблему урока- исследования: изучить незнакомое органическое
                                    вещество, определив его молекулярную формулу, сделать предположения о его строении и свойствах. Подтвердить предположения в ходе исследования и сделать вывод о принадлежности вещества к определенному классу органических соединений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10 Задание 1. Решение расчетной задачи на вывод молекулярной формулы
                                                            
                                    
исследуемого вещества.        
                                         
	Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.
 Задание 2. Моделирование строения вещества. 
	Учитель предлагает учащимся записать возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назвать их.
 Задание 3. Лабораторная работа (проводится по карте – инструкции).
	Учитель предлагает учащимся в ходе экспериментальной деятельности, используя имеющиеся реактивы, изучить физические и химические свойства выданного им незнакомого органического вещества и сделать вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.
 Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
	Учитель предлагает обучающимся записать уравнения проделанных ими химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
 Задание 5. Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» и подготовьте рассказ.
 Задание 6. Получение кислот. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты.
 Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений. 
 
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 11Планируемые результаты
1.Регулятивный результат
	 Умение выполнять учебное задание в соответствии с
                                                            
                                    
целью.
 
2. Коммуникативный результат
	Умение выполнять учебные задания в паре.
 
3. Предметный результат
	Умение
                                    давать определение основным понятиям темы, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, способы получения карбоновых кислот.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Задание 6. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения
                                                            
                                    
карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной
                                    кислоты.
 
Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13
Диагностика качества освоения темы
 
Цель: установить степень усвоения темы «Карбоновые кислоты»
 
                                                            
                                    
Учащиеся выполняют тест по вариантам.
 
Регулятивный результат
Умение выполнять задание в соответствии
                                    с целью.
 
Предметный результат
Умение составлять формулы карбоновых кислот, давать им названия, определять продукты реакций.
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Интеллектуально – преобразовательная деятельность 
 Цели:
	Стимулировать интерес к выполнению заданий частично
                                                            
                                    
– поискового и эвристического характера.
	Научить школьников ориентироваться в различных вариантах
                                    выполнения задания.
	Планировать действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
 Варианты заданий
 Задание 1.(репродуктивный уровень). Запишите уравнения реакций между следующими веществами:
	Уксусная кислота и магний
	Муравьиная кислота и оксид алюминия
	Пропионовая кислота и гидроксид калия
 Задание 2. (частично – поисковый уровень). Ответьте на вопросы.
	Как отличить муравьиную кислоту от других карбоновых кислот. Составьте уравнение соответствующей реакции.
	Какие кислоты отвечают общей формуле С5H10O2? Составьте формулы и названия этих кислот.
 Задание 3. (эвристический уровень). 
	Эта кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем . Из нее приготовляют эссенцию, используемую в пищевой промышленности для консервирования овощей, грибов.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 15Планируемые результаты
 
Личностный результат
	Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный
                                                            
                                    
результат
	Умение использовать методы наблюдений и прогнозирования для выполнения задания.
Регулятивный результат
	Умение
                                    выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный результат
	Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.
 
 
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16	Рефлексивная деятельность
Цели:
 
Научить школьников:
	Соотносить полученный результат с поставленной целью.
	Оценивать результат своей
                                                            
                                    
деятельности.
	Оценивать результат учебной деятельности.
 
Самоанализ и самооценка ученика 	
  Задание 1 (самоанализ).
                                    Составьте краткое сообщение на тему «Карбоновые кислоты».
 
Задание 2 (самооценка). Закончите предложения.
	Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)
…………………………………………………………………
	Я не доволен(льна) тем, что сегодня…………………………
 
 
Результаты деятельности заполняются учителем после освоения темы учащимися.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Литература
 
 
Булакова Н.А., Квашнин Е.Г. Интерактивное оборудование и Интернет – ресурсы
                                                            
                                    
в школе. Химия 10. – М.: Просвещение – регион, 2011.
Габриелян
                                    О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия. Задачи и упражнения. - М.: Просвещение, 2006.
Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия. Иллюстративный курс. – М.: Просвещение, 2008.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Карта – инструкция к уроку.
  Вам выдано для исследования органическое
                                                            
                                    
вещество, необходимо определить его состав, изучить физические и химические свойства
                                    и, на основании проделанной исследовательской работы, сделать вывод о принадлежности выданного вещества к определенному классу органических соединений.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Задание 1. Решите задачу.
 	Определите молекулярную формулу вещества по следующим
                                                            
                                    данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30.
                                    При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.
1 часть
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Задание 2. Моделирование строения вещества.
 Запишите возможные структурные формулы исследуемого
                                                            
                                    
вещества, его изомеров и назовите их.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21 Задание 3. Лабораторная работа.
Определите физические свойства выданного вам вещества:
                                                            
                                    
цвет и запах, соблюдая правила техники безопасности.
В планшетку поместите индикаторы:
                                    метилоранж и лакмус. На каждый кусочек бумаги нанесите каплю раствора изучаемого вещества. Сравните изменение окраски индикаторов  и сделайте вывод о возможных свойствах вещества.
В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте каплю фенолфталеина и по каплям добавляйте изучаемый раствор до изменения окраски. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в сокращенном ионном виде.
К растворам вещества в разных пробирках добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) медь г) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результаты испытаний. и сделайте вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Запишите уравнения проделанных химических реакций,
                                                            
                                    
используя выведенную формулу кислоты.
 Задание 5. Карбоновые кислоты находят широкое
                                    применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» (учебник стр. 88) и подготовьте рассказ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 232 часть
 
Выполните любое из предложенных заданий.
 Задание 1 (репродуктивный уровень).
 Запишите
                                                            
                                    
уравнения реакций между следующими веществами:
Уксусная кислота и магний
Муравьиная кислота и
                                    оксид алюминия
Пропионовая кислота и гидроксид калия
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24 Задание 3. (эвристический уровень).
		Эта кислота широко распространена в природе
                                                            
                                    
– содержится в выделениях    животных (моче, желчи,
                                    испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем Из нее приготовляют эссенцию, используемую в пищевой промышленности для консервирования овощей, грибов, рыбы. Назовите кислоту.
 
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Задание 2. (частично – поисковый уровень).
 Ответьте на вопросы:
Как отличить
                                                            
                                    
муравьиную кислоту от других карбоновых кислот. Составьте уравнение соответствующей реакции.
Какие
                                    кислоты отвечают общей формуле С5H10O2? Составьте формулы и названия этих кислот.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26 «Мысленный эксперимент». Вам выданы пробирки со спиртом, альдегидом, фенолом
                                                            
                                    
и кислотой. Определите, в какой из пробирок находится то или
                                    иное вещество, используя необходимые реагенты.