Слайд 1
Метапредметный подход в обучении химии
Учитель химии
МБОУ «СОШ №
31» г.Энгельса ЭМР
Саратовской области
Дорошенко Инна Ивановна
Слайд 2«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.
Слайд 3
Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны
для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от
друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Слайд 4Метапредметы
По А.В.Хуторскому
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету,
как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
По
Ю.В. Громыко:
«Это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности».
Слайд 5
Традиционный подход
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
2. Осознание понятий
и работа с ним в рамках учебного предмета.
Метапредметный подход
1. Промысливание
( не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Слайд 6Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться.
Слайд 7Метапредметные связи
интегрируют как можно больше учебных предметов на основе мыследеятельностного
подхода к обучению (ФГОС второго
поколения, 2010 г.)
Слайд 8Метапредметные или межпредметные связи?
Межпредметные связи: предметы естественно-научного цикла +химия
Метапредметные связи:
предметы ЛЮБОГО цикла +химия
Ю. Громыко, директор ИСО РАПН, д.ф.н,
профессор
Слайд 9
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть
химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих
трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
М. В. Ломоносов
Слайд 10
Одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь
понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество.
Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии. Приведу несколько примеров таких заданий.
Слайд 11
1.«Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие
дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой
светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я».
Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?
Слайд 12
2.Объясните, почему кальцинированную соду Na2 СO3 можно использовать для мытья
и чистки посуды.
Слайд 13
3.Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа
СО и диоксида углерода СO2 в выхлопных газах превысило установленную
норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую технику;
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;
в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Как вы думаете, какое решение должен принять Иван Петрович? Почему?
Слайд 154.Угарный газ не задерживается обычными противогазами, поэтому для защиты от
него используют дополнительный гопкалитовый патрон, в котором СО окисляется диоксидом
марганца MnO2. Определите срок годности патрона, содержащего 261г MnO2, если установлено, что при работе с ним на некотором химическом предприятии в атмосфере, содержащей примеси СО, масса патрона через каждые сутки увеличивалась в среднем на 4,2г.