Разделы презентаций


Метод решения тематических задач по химии с помощью заданного алгоритма.

Содержание

Аннотация Решение расчетных задач по предметам естественно–политехнического цикла: математика, физика, химия, биология – это системно сложенная «цепочка» последовательных действий отклонение от которых вероятнее всего приведет учащегося к неверному

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Метод
составления и решения разноуровневых тематических, расчетных задач по

химии
с помощью заданного алгоритма.
/Обучающая программа по химии /
Абайский район,

Карагандинская область,
КГУ «Акбастауская СОШ».

Подготовила: Дружинина Е.И.,
учитель химии, I – квалификационная категория.

2015г.

Метод составления и решения разноуровневых тематических, расчетных  задач по химии с помощью заданного алгоритма./Обучающая программа по

Слайд 2Аннотация
Решение расчетных задач по предметам естественно–политехнического

цикла: математика, физика, химия, биология – это системно сложенная «цепочка»

последовательных действий отклонение от которых вероятнее всего приведет учащегося к неверному решению задачи в целом.
Процент учащихся в классе решающих задачи уровня «4» и «5» /в среднем/ от 5-20%, что является не лучшим показателем успеваемости по предмету. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при начальном этапе решения тематического или расчетного задания:
запись условия;
формулы;
последовательность действий.
А если рассмотреть проблему изнутри? Что поможет ученику пройти существующую для него преграду, для успешного решения задачи?
Метод решения задач с помощью заданного алгоритма – один из возможных помощников, как учителя, так и для ученика. Алгоритм решения задач по химии / в данной работе/ имеет уровневую структуру, что позволяет учащемуся право выбора своих возможностей и при умелом психологическом подходе учителя повысить его самооценку и мотивировать его в дальнейшем повысить степень сложности выполняемого задания.
Данная работа рассчитана, как для учителей /химии, физики, биологии/, так и для учащихся. Методика легко воспринимается, обладает гибкостью при необходимости может быть скорректирована учителем-предметником /под специфику своей работы/.
Аннотация    Решение расчетных задач по предметам естественно–политехнического цикла: математика, физика, химия, биология – это

Слайд 3познакомить учителей химии /учащихся/ с методом составления химических задач с

помощью заданного алгоритма.

способствовать развитию навыков составления и

решения разноуровневых, тематических и
расчетных задач по химии;
научить практическим навыкам работы с
уровневым алгоритмом;
создать творческую среду для развития
логического мышления и интеллектуального
потенциала учащихся.

Цель:


Задачи:

познакомить учителей химии /учащихся/ с методом составления химических задач с помощью заданного алгоритма. способствовать развитию навыков составления

Слайд 4Ожидаемый результат:

умение решать задачи по химии учащимися, является основным

компонентом успешного освоения учебного материала по предмету, выполнение олимпиадных заданий,

подготовке к ЕНТ. Однако, как показывает педагогический опыт учителя химии, учащиеся чаще всего испытывают сложности при записи первоначальных данных и сложности в построении логической цепочки дальнейшего решения задач;
метод позволяет избегать данные ошибки, так как ученик «видит» задачу изнутри, самостоятельно вносит данные, выбирает уровень сложности, составляет цепь последовательных действий;
овладение данной методикой будет способствовать повышению познавательного интереса к изучению химии в целом;
поможет учащимся повысить свой творческий, интеллектуальный потенциал, развить логическое мышление.
Ожидаемый результат: умение решать задачи по химии учащимися, является основным компонентом успешного освоения учебного материала по предмету,

Слайд 5Суть метода:
с помощью заданного алгоритма и уровня сложности

предлагаемого задания, учащиеся /с помощью учителя/ обучаются составлению и решению

химических задач.

Zn + H2SO4 = ?

Пример установочного , уровневого алгоритма,
для составления задач.

-«2».

-«3».

-«4».

-«5».

Оценочные
уровни:

m (в-ва)=?

(в-ва)=?

V(г)=?

Суть метода: с помощью заданного алгоритма и уровня сложности предлагаемого задания, учащиеся /с помощью учителя/ обучаются составлению

Слайд 6С чего начать?
Как выстроить логическую
цепочку алгоритма?
Как оценить полученный
результат?

С чего начать?Как выстроить логическую цепочку алгоритма?Как оценить полученный результат?

Слайд 7Принцип составления алгоритма
первого уровня сложности.
Примечание: по мере изучения учебного

материала /8, 9,10-11 кл./ усложняются и установочные алгоритмы т.е. они

могут включать в себя несколько параллелей /тематических и расчетных компонентов/ образуя полноценную уровневую контрольную работу. На один алгоритм возможно составление от 5…. 10… задач.

«3».

Zn + H2SO4 = ?

Начальный уровень нацелен на успешное выполнение задания 98% учащихся класса, правильное выполнение которого, по первичной шкале оценивается не выше «3». В зависимости от пройденного материала учитель сам определяет ступенчатость уровневых заданий по темам.

Пример: тема «Решение расчетных задач по химическим уравнениям» 8 класс.

1.Задайте химическое уравнение, например:

/Уравнение можно дать в полном виде или усложнить задание, что бы дополнительно проверить базовый уровень учащихся, т.е. дописать, уровнять, определить тип реакции/.

2. Предложите учащимся найти массу одного из образованного в результате реакции вещества:

m (в-ва)=?

/Ученик самостоятельно вносит числовые значения, составляет «условие/дано» задачи, решает со всеми правилами оформления. Решение остановиться на данном уровне или перейти на более высокий /по оцениванию/- учащийся принимает самостоятельно.
Однако, роль учителя ( на данном этапе) создать среду успеха для учащихся, которая будет мотивировать его не останавливаться на достигнутом.

Принцип составления алгоритма первого уровня сложности.Примечание: по мере изучения учебного материала /8, 9,10-11 кл./ усложняются и установочные

Слайд 8Принцип составления алгоритма
второго уровня сложности.
«4».
Второй уровень рассчитан на

успешное выполнение задания 60 - 75% учащихся класса, правильное выполнение

которого, по шкале оценивается не выше «4». Уровень должен включать в себя работу с химическими формулами и понятиями. Учащиеся при составлении условия задачи опираются на данные полученные при решении первого уровня.

Zn + H2SO4 = ?

3. Предложите найти количество вещества по известной массе /найденной при решении первого уровня например:

1 уровень

2 уровень

m (в-ва)=?

(в-ва)=?

Примечание: при выполнении второго уровня, учащиеся должны показать умения и навыки работы с химической формулой, верно производить математический расчет.

Принцип составления алгоритма второго уровня сложности.«4». Второй уровень рассчитан на успешное выполнение задания 60 - 75% учащихся

Слайд 9Принцип составления алгоритма
третьего уровня сложности.
«5».
Третий уровень рассчитан на

успешное выполнение задания 10 - 15% учащихся класса, правильное выполнение

которого, по шкале оценивается на «5». Уровень должен включать в себя работу с несколькими химическими формулами и понятиями возможно добавлением дополнительной химической реакции.

Zn + H2SO4 = ?

1 уровень

2 уровень

3 уровень

m (в-ва)=?

(в-ва)=?

V(г)=?

Примечание: можно использовать соревновательный момент /ограничивая время выполнения работы/ если учащийся успешно выполнил первый уровень и приступил к выполнению второго, но справился на 50-60% учитель может поставить отметку « 4 - ». Так же при успешном выполнении 1,2 и 50-60% третьего уровня учитель может поставить отметку « 5 – ».

Принцип составления алгоритма третьего уровня сложности.«5». Третий уровень рассчитан на успешное выполнение задания 10 - 15% учащихся

Слайд 10Пример составления установочного
алгоритма задач на растворы 8-9 классы.
NaCl
H2O
C6H12O6
m(ве-тв)=?


m(р)=? (№1,№2)
m(Н2О)=?
Растворы
NaCl
C6H12O6
m(ве-ва)
m(р.)
W(р.)=?
m(ве-ва)
m(Н2О)
W(р.)=?
W(р.)
m

(р.)
m(Н2О)=?
m(ве-ва)=?
m1 (р.)
m2 (р.)
W1(р.)
W2(р.)
mоб.(ве-ва)=?
mоб.(Н2О)=?
Примечание: при составлении разноуровневых задач учащиеся могут

воспользоваться предложенной схемой (1,2 уровень), учащиеся прошедшие 1,2 и работающие с 3 уровнем могут самостоятельно составить задачу.
При последовательном решении 1-3 уровней можно использовать данные уже решенных задач.
Пример составления установочного алгоритма задач на растворы 8-9 классы.NaClH2OC6H12O6m(ве-тв)=?m(р)=? (№1,№2)m(Н2О)=?РастворыNaClC6H12O6m(ве-ва)m(р.)W(р.)=?m(ве-ва)m(Н2О)W(р.)=?W(р.)m (р.)m(Н2О)=?m(ве-ва)=? m1 (р.)m2 (р.)W1(р.)W2(р.)mоб.(ве-ва)=?mоб.(Н2О)=?Примечание: при составлении разноуровневых

Слайд 11Приемы составления разноуровневых, тематических
заданий по химии.
1. Например, даны реакции

ионного обмена 9 класс.


1) BaCl2+Na2SO4=
2) NaOH+HNO3=
3) Na2CO3+H2SO4=
4) K2SO4+HCl=


Дописать, уравнять химические

реакции, указать какие из них идут, какие не идут до конца.

Написать полные ионные уравнения, реакций идущих до конца.

Составить полные и сокращенные ионные уравнения реакций идущих до конца.

Приемы составления разноуровневых, тематических заданий по химии.1. Например, даны реакции ионного обмена 9 класс.1) BaCl2+Na2SO4=2) NaOH+HNO3=3) Na2CO3+H2SO4=4)

Слайд 122. Окислительно–восстановительная реакция 8 класс.
KMnO4 + HCl = KCl + MnCl2 + Cl2+H2O

Проставьте степени окисления над знаками элементов, которые меняются подчеркните их.
 

Выделить элементы, изменяющие степени окисления и определить число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем.

Уравнять число приобретенных и отдаваемых электронов,
устанавливая тем самым коэффициенты для соединений,
в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления. Подобрать коэффициенты для всех остальных участников реакции.

2. Окислительно–восстановительная реакция 8 класс.KMnO4 + HCl = KCl + MnCl2 + Cl2+H2O  Проставьте степени окисления над знаками элементов, которые

Слайд 13
Напишите структурные формулы:
А) 2,2,4-триметил -3,3 –диэтилгексен-5;

Б) 2,3 – дихлор -2,3 –диметил –4,4 –дипропилпентан.

Определить класс и

привести название для веществ, формулы которых/11 класс/:
А) СН3 –СН2 –ОН    
Б) СН3 – СН = СН- СН3                                                  
В) СН2=СН2
Г) СН3 – СН2 –СН2
СН3   
                                                                         
Д) Н2С = СН – СН3
Е) СН3 –СН- СООН
С2Н5

        
             
                                                                                       

Определить допущенные ошибки, исправить ,назвать и
определить класс органического соединения.



СН3=СН2-СН-СН-СН3-С2Н3-СН3-СН2

СН3

СН3

СН3

С3Н7

С2Н5

С2Н5

3. Варианты уровневых заданий по органической химии 11 класс.

Напишите структурные формулы: А) 2,2,4-триметил -3,3 –диэтилгексен-5;  Б) 2,3 – дихлор -2,3 –диметил –4,4

Слайд 14Пример уровневых
контрольных работ.
5
5
5
4
5
4
4

Пример уровневых контрольных работ.5554544

Слайд 15Итоговая контрольная работа за 1 четверть по химии 8 класса.
Тема:

«Первоначальные химические понятия. Химические уравнения».
Задание 1. Определить валентности элементов по

формуле вещества :
1) CO2 ; 2) Сu2O ; 3) K3N ; 4) AlBr3 5) MgS ; 6) SO3 ; 7) N2O5.

Назвать химические соединения.

Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из:

Ca и PO4 - Si и O2-
Fe и SO4 - Zn и CL2 -
Ca и OH - Fe и S -
Al и SO4 - Na2 и SiO4 -
K и Br - C и O2 -
H и NO3 - Na и OH -

Назвать химические соединения.

Задание 3.
Подчеркнуть формулы сложных веществ.

Расставить коэффициенты в уравнениях.

Определить типы химических реакций:
а) Al + S = Al2S3
б) Zn + HCl = ZnCl2 + H2
в) Au2O3 = Au + O2
г) P2O5 + H2O = H3PO4

Задание 4. Составить и решить разноуровневую задачу.

Р +О2- Р2О5

W(%) (Р) -?
W(%) (О)-?


m(Р2О5)=?

(Р2О5)=?

V(г)=?

Задание 5./ на опережение. Осуществить следующее превращение.

Cu Cu O Cu SO4 Cu(OH)2 Cu Сl2

Итоговая контрольная работа за 1 четверть по химии 8 класса.Тема: «Первоначальные химические понятия. Химические уравнения».Задание 1. Определить

Слайд 16Контрольная работа по теме «Реакции ионного обмена» 9 класс..

1. Выпишите отдельно кислоты,

основания, оксиды, соли: AlCl3, Cu(OH)2, Н2SO4, CO2, Fe(NO3)3    2. Выпишите отдельно кислоты, основания, оксиды, соли и дайте им названия:
AlCl3, Cu(OH)2, Н2SO4, CO2, Fe(NO3)3, HCl, Fe2O3.
3. Составьте уравнения реакций, определите их тип, реакции обмена запишите в ионном виде: А) Zn O + HCl ? Б) Ва + O2 ? В) Al + H2SO4 ? 4. Закончите молекулярные уравнения возможных химических реакций, определите их тип,
составьте соответствующие им ионные уравнения: А) Cu(NO3)2 + HCl ? Б) P + O2 ? В) Fe(OH)3 + H2SO4 ? Г) Cu(OH)2 ? 5. Решите цепочку превращений, определите тип химических реакций, составьте соответствующие им
ионные уравнения.  А) С - СO2 - Н2СO3 - Na2CO3 - Н2СO3  6. Задача:








Cu(NO3)2+NaOH=

NaOH+CuSO4=

Na2SO4 и Н2О ; добавить Н2О

m(NaOH)=?

m(Na2SO4)=?

1.) W% (рас-ра)=?

2.) W% (нов. рас-ра)=?

Контрольная работа по теме «Реакции ионного обмена» 9 класс..

Слайд 17Разноуровневый
динамический
тренажер.
/для изучения или повторения пройденного материала по химии/.
Na2SO4
Cu (OH)2
Ag2O3
Fe(OH)3
H2O
NaCl
Au
Ba
Pb
O2

Разноуровневыйдинамический тренажер./для изучения или повторения пройденного материала по химии/.Na2SO4Cu (OH)2Ag2O3Fe(OH)3H2ONaClAuBaPbO2

Слайд 19Назвать химические элементы.
N
C
H
F
Be
He
O
B
Na
Ar
Ca
Si
Al
S
Mg
C
P
Ne
Li
Ar
O
K
B
Ca
N

Назвать химические элементы.NCHFBeHeOBNaArCaSiAlSMgCPNeLiArOKBCaN

Слайд 21Прочитать формулы химических соединений.
MgSO4
SO3
Ca(OH)2
Fe2O3
NaCl
Al(OH)3
H2O
H3PO4
H2S
NaOH
H2CO3
Pb(OH)3
ZnCl2

Прочитать формулы химических соединений. MgSO4SO3Ca(OH)2Fe2O3NaClAl(OH)3H2OH3PO4H2SNaOHH2CO3Pb(OH)3ZnCl2

Слайд 23MgSO4
SO3
Ca(OH)2
Fe2O3
NaCl
Al(OH)3
H2O
H3PO4
H2S
NaOH
H2CO3
Pb(OH)3
ZnCl2
Определить класс неорганических соединений.

MgSO4SO3Ca(OH)2Fe2O3NaClAl(OH)3H2OH3PO4H2SNaOHH2CO3Pb(OH)3ZnCl2Определить класс неорганических соединений.

Слайд 24Вывод
Использование данного метода: «Решения разноуровневых, тематических и расчетных задач

по химии с помощью заданного алгоритма» - поможет учителю:
создать

среду успеха среди обучающихся;
повысить мотивацию к обучению;
раскрыть творческие способности,
как самого учителя так и ученика;
способствовать развитию логического
мышления участников образовательного процесса.
Овладение методом поможет ученику:
научиться составлять и решать расчетные задачи
по химии;
повысить познавательный интерес к изучению
точных наук;
приобрести уверенность в своих силах, повысить
свою самооценку.






Вывод Использование данного метода: «Решения разноуровневых, тематических и расчетных задач по химии с помощью заданного алгоритма» -

Слайд 25Желаю успеха!

Желаю успеха!

Слайд 26Используемая литература.
1. Абкин Г.Л. Методика решения задач по химии. М.:

Просвещение, 1971. – 200 с.  2. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по

химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001. – 70 с.  3. Андреева М.П. Овладение студентами педагогических ВУЗов методическими приемами обучения учащихся решению задач по химии. // Химия и методика преподавания. 2005, № 3. – С. 23-26.  4. Аранская О.С. Сборник задач и упражнений по химической технологии и биотехнологии. Минск: Университетское, 1989. – 296с  5. Аркавенко Л.Н., Гапонцеа В.Л., Белоусова О.А. Для чего классифицировать расчетные задачи. // Химия в школе. 1998, № 3. – С. 60-63.  6. Артемьев В.П. Задание по методике преподавание химии. Тесты и усложненные задачи Пенза, 2002. 122 с.  7. Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 2003, № 2. – С. 51-55.  8. Бондарь Д.А., Гариев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 1997, № 3. – С. 44-48.  9. Бондарь Д.А., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку. // Химия в школе. 1999, №2. – С. 31-34.  10. Бондарь Д.А., Гариев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 1997, № 6. – С. 61-64. 
11. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. // Химия в школе. 1993, № 5. – С. 46-54. 
12. Шишкин Е.А. Пути решения расчетной задачи. // Химия в школе. 2005, № 4. – С. 46-52. 

Используемая литература. 1. Абкин Г.Л. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1971. – 200 с.  2. Аликберова Л.Ю.,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика