Слайд 1
О необходимости включения компетентностного подхода в систему общего образования.
1. Изменение
                                                            
                                    
общественного строя, экономики страны привели к тому, что в рыночных
                                    условиях помимо знаний оказались особенно востребованными умения применять их на практике. 
2. В современном постиндустриальном обществе существенно изменились социально-профессиональные функции работников; оказались востребованными такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль и др. Т.е. все те компетенции, которые должны формироваться в школе и вузе.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
3. Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне
                                                            
                                    
национальных образовательных стандартов. В силу этого, необходимость его освоения российской
                                    образовательной системой очевидна.
4. Если ранее возникающие и провозглашаемые теоретически обосновывающиеся, практически внедряемые подходы (например, программирование, алгоритмизирование, проблемный, задачный, контекстный, системный, междисциплинарный и др. подходы) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» нормативно предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Необходимость перехода на компетентностный подход обучения
90-е годы, ЮНЕСКО
		Формирование у обучающихся
                                                            
                                    
знаний и умений не совсем отвечает потребностям инновационного развития экономики.
                                    
		 Российские школьники знают и умеют, чуть ли не больше всех школьников планеты.
 
 В способностях использовать свои знания существенно проигрывают своим сверстникам ведущих мировых стран.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Этапы становления компетентностного подхода в образовании (по И.А.Зимней)
Первый этап —
                                                            
                                    
1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция»,
                                    созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).
Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Третий этап (с 1990 г.)
Третий этап развития компетентностного подхода значимо
                                                            
                                    
характеризуется тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций,
                                    которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав “четыре столпа”, на которых основывается образование: 
   научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
Компетентностный подход в нормативных документах РФ
 
В России переход на компетентностно-
                                                            
                                    
ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной
                                    Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. , в Российской «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в Стратегии модернизации образования 2008 г. где предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода. 
Стратегия модернизации среднего образования обращает внимание на связь понятия компетенция с проблемой повышения качества образования «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Стратегия модернизации образования о компетентностном подходе
    
                                                            
                                    
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность
                                    и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Важными целями образования должны стать:
-
- развитие у учащихся самостоятельности и
                                                            
                                    
способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня
                                    правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: 
 
Опыт
                                                            
                                    
деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает
                                    как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. 
Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Компетентностный подход
Компетентностный подход (Педагогическая энциклопедия) - относительно новое явление в
                                                            
                                    
педагогике, системный подход, для которого характерно ориентация образования и воспитания
                                    на конечный практический результат.
Принципы компетентностного подхода:
 Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
 Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения
                                                            
                                    
познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
   
                                      Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
      Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность.
Компетенция
                                                            
                                    
– динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для
                                    эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. 
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Группы компетентностей (по Зимней И.А.)
1. Компетентности, относящиеся к самому себе
                                                            
                                    
как личности, как субъекту жизнедеятельности.
Компетенции:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение
                                    норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных
                                                            
                                    
знаний;
компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода
                                    и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии:
смысл жизни; проф. развитие; язык. и речевое развитие; овладение культурой родн. языка,владение иностр. языком.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Группы компетентностей (по Зимней И.А.)
2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека
                                                            
                                    
с другими людьми.
Компетенции:
компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей,
                                    друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие
                                                            
                                    
текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая
                                    переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
Так, согласно В.И. Байденко и др. «в перечень затребуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность».
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Группы компетентностей (по Зимней И.А.)
3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека,
                                                            
                                    
проявляющиеся во всех ее типах и формах.
компетенция познавательной деятельности: постановка
                                    и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение Интернет-технологиями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Аспекты реализации
компетентностного подхода в образовании 
Ключевые (базовые) – надпредметный характер
Общепредметные
                                                            
                                    
– межпредметный характер
Предметные – частнопредметный характер
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Компетентностный подход 
 - не вместо знаний, умений и навыков,
                                                            
                                    
а наряду с ними
Перед учителем химии ставится задача формирования у
                                    учащихся:
знаний сути ведущих химических теорий и наиболее важных фактов; 
умений использовать знания для объяснения и предсказания различных явления, 
базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 21Информационная компетентность
Способности:
понимать информацию;
осуществлять поиск информации;
логически представлять информацию;
использовать знания для объяснения
                                                            
                                    
и предсказания явлений;
понимать и использовать методы познания.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Информационная компетентность
Способность понимать информацию.
Проблема интенсивности обучения.
Постоянный рост объёма содержания образования
                                                            
                                    
и числа школьных предметов.
Получение образования - тяжёлый и мало привлекательный
                                    для молодёжи труд. 
«Не нужно гасить огонь познания избытком топлива»        Д.И. Менделеев
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Информационная компетентность
Формирование способностей поиска информации.   Проблема:
Построение и представление
                                                            
                                    
информации учащимися без понимания сути.
Проблема выводных химических знаний.
Не нужно запоминать;
                                    нужно знания выводить.
В силу многофакторности хим. явлений многое вывести невозможно!
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Многое вывести невозможно!
Как в школьном курсе логически вывести, что ряд
                                                            
                                    
напряжений металлов начинается с лития?
Как логически вывести, что у железа
                                    устойчивая степень окисления +3, а у меди +2, а у золота +3?
Как логически вывести значения относительных атомных масс химических элементов?
Использование знаний учащимися для объяснения и предсказания хим. явлений.
Проблема осознанности знаний.
Проблема теоретического уровня изучения химии.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25
Информационная компетентность
Понимать и использовать методы познания:
моделирование;
систематизация;
химический эксперимент.
Например, как изучать окислительно-восстановительные
                                                            
                                    
реакции?
	
Многоуровневость курса.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Коммуникативная компетентность
Обучение сотрудничеству в условиях сотрудничества.
Оптимальный уровень изучения химии иначе
                                                            
                                    
«каждый сам за себя».
Опыт и смысл сотрудничества.
Игровые технологии. КСО.
От сотрудничества
                                    к сотворчеству.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Способность к самоорганизации
Умения: 
ставить цели;
 планировать; 
ответственно относиться к здоровью;
                                                            
                                    
полноценно использовать личностные ресурсы.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Способность к самоорганизации
    Основной механизм самоорганизации
 смысловая
                                                            
                                    
рефлексия.
    Самоорганизация возможна при развитии
 волевой сферы
                                    учащихся и их трудолюбия. 
    Для воспитания самоорганизации уровень и
интенсивность обучения должны быть
оптимальны.
     К самоорганизации приводит опыт успешной
 деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Самообразование
   Готовность к образованию в течение все
 жизни.
                                                            
                                    
   Образование – стартовые условия успеха.
  
                                    Самообразование – условие постоянного
 успеха в жизни.
   Инновационная экономика страны 
обусловлена самообразованием граждан
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Самообразование
Обучение − сложная цепь осмыслений и переосмыслений объяснений фактов и
                                                            
                                    
явлений, понятий, сущности познания и, наконец, самого себя, своих возможностей
                                    и личностных смыслов в познании.
 Обучать познавать мир существенно важнее, чем организовывать учеников на выучивание формулировок основных положений относительно современных теорий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Самообразование и курс химии 
Выучить сразу как надо, или пройти
                                                            
                                    
путь
 осмысления и переосмысления в процессе 
выполнения опытов?
Например, не лучше
                                    ли сразу изучить теорию
 строения атома, а затем дать современные
представления об окислении и восстановлении?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Предметные компетенции в химии
понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно-научной
                                                            
                                    
картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимосвязанная
                                    с другими естественными науками;
представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Предметные компетенции в химии
 химическое мышление, умение анализировать явления окружающего
                                                            
                                    
мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом
                                    языке;
понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.;
практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Технология конструирования компетенций
Этапы: 
1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом
                                                            
                                    
конкретном учебном предмете; 
2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа
                                    компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35
1. При формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер,
                                                            
                                    
т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б)
                                    социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 362. Построение «Древа компетенций»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 373. Динамика развития предметной компетенции ученика
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38
Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением
                                                            
                                    
времени обучения:
а) увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции,
                                    например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;
б) происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит книга, а в старших классах – к книге добавляются электронные программные продукты, Интернет;
в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Компетентностно-ориентированные задания
В заданиях международного исследования TIMS, PISA проверяются умения:
- распознавать
                                                            
                                    
вопрос, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;
-
                                    выделять информацию (объекты, факт, экспериментальные данные и т.п.), необходимую для доказательства или подтверждения выводов при научном исследовании;
- делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации;
- демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать вывод, доказательства;
- демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Компетентностно-ориентированные задания
1) Задание с развернутым ответом: качественный вопрос (задача), который
                                                            
                                    
представляет собой:
- описание явления или процесса из жизни. Школьникам необходимо
                                    привести цепочку рассуждений, объясняющих, как протекает явление, особенности его свойств и т.п.
- описание наблюдения или опыта, для которого нужно предложить гипотезу; или гипотезу, для которой нужно предложить правильный выбор экспериментальной установки.
2) Задания с выбором ответа на основе текста, выходящего за рамки курса химии основной школы. Задания проверяют общеучебные и методологические умения; оценивают, насколько учащиеся могут объяснять явления окружающей действительности, пользуясь химическими знаниями, наличие знакомства с современными научными исследованиями, выполнение роли грамотного потребителя.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Компетентностно-ориентированные задания
1. Найдите в книгах (учебнике химии, справочнике, энциклопедии) химические
                                                            
                                    
названия и формулы веществ: поваренная соль, угарный газ, жженная магнезия,
                                    медный купорос, озон. Придумайте небольшой рассказ, с помощью которого можно было бы запомнить, чем первые четыре вещества отличаются от пятого.
2. Некоторые люди называют алхимический период развития химии потерянным тысячелетием. Другие считают, что алхимия дала людям сведения о большом числе веществ. Третьи утверждают, что алхимия – это не только период в развитии науки, а социокультурный феномен эпохи средневековья. Найдите аргументы «за» и «против» каждой из этих точек зрения.
3. Какими предметами Вы пользовались в течение дня (например, сегодняшнего)? Напишите название этих предметов, выясните, из каких веществ они были изготовлены. Какова «судьба» этих предметов и веществ после того, как они превращаются в отходы?
    Собранную информацию представьте в виде таблицы, обязательно указав, из какого источника (учебник, книга, газета, телепередача и т.п.) Вы ее получили.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Компетентностно-ориентированное задание состоит из:
- стимула,
- задачной формулировки,
- источника
                                                            
                                    
информации,
- бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
-
                                    инструмента проверки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции:
- мотивирует
                                                            
                                    
ученика на выполнение задания,
- включает ученика в контекст ситуативного задания.
Стимул
                                    должен быть настолько кратким, насколько это возможно. 
Он ни в коем случае не может содержать информации, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания, даже если такая информация позволяет прорисовать ситуацию более богато и живо. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Задачная формулировка точно указывает ученику на ту деятельность,
                                                            
                                    
которую он должен совершить. 
Задачная формулировка не может допускать различных
                                    толкований. 
Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса. 
Задачная формулировка должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.
Задачная формулировка должна быть учащемуся интересна.
Общим требованием является соответствие задачной формулировки возрасту чтения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45Сравним задачные формулировки:
1. Прочитайте текст и сделайте вывод о…
Эта формулировка
                                                            
                                    
не предполагает, что учащийся должен устно или письменно с кем-то
                                    делиться своим выводом. Предлагая такое задание, учитель не вправе требовать от учащегося ничего, кроме 1-2 предложений, содержащих собственно вывод. 
Сравните:
2. Прочитайте текст. Подготовьте краткое сообщение для своей группы, содержащее ваш вывод о… и не менее пяти аргументов в его поддержку. Выступите с сообщением для группы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
    В качестве инструмента проверки
                                                            
                                    
в составе компетентностно-ориентированного задания могут использоваться:
- ключ,
- модельный ответ,
- аналитическая
                                    шкала,
- бланк наблюдения за групповой работой.
Инструмент проверки должен позволять оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке.
Инструмент проверки должен ориентироваться на оценку тех действий, которые не были предписаны в задачной формулировке.