Слайд 1
О необходимости включения компетентностного подхода в систему общего образования.
1. Изменение
общественного строя, экономики страны привели к тому, что в рыночных
условиях помимо знаний оказались особенно востребованными умения применять их на практике.
2. В современном постиндустриальном обществе существенно изменились социально-профессиональные функции работников; оказались востребованными такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль и др. Т.е. все те компетенции, которые должны формироваться в школе и вузе.
Слайд 2
3. Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне
национальных образовательных стандартов. В силу этого, необходимость его освоения российской
образовательной системой очевидна.
4. Если ранее возникающие и провозглашаемые теоретически обосновывающиеся, практически внедряемые подходы (например, программирование, алгоритмизирование, проблемный, задачный, контекстный, системный, междисциплинарный и др. подходы) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» нормативно предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
Слайд 3Необходимость перехода на компетентностный подход обучения
90-е годы, ЮНЕСКО
Формирование у обучающихся
знаний и умений не совсем отвечает потребностям инновационного развития экономики.
Российские школьники знают и умеют, чуть ли не больше всех школьников планеты.
В способностях использовать свои знания существенно проигрывают своим сверстникам ведущих мировых стран.
Слайд 4Этапы становления компетентностного подхода в образовании (по И.А.Зимней)
Первый этап —
1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция»,
созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).
Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».
Слайд 5
Третий этап (с 1990 г.)
Третий этап развития компетентностного подхода значимо
характеризуется тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций,
которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав “четыре столпа”, на которых основывается образование:
научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности.
Слайд 6
Компетентностный подход в нормативных документах РФ
В России переход на компетентностно-
ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной
Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. , в Российской «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в Стратегии модернизации образования 2008 г. где предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
Стратегия модернизации среднего образования обращает внимание на связь понятия компетенция с проблемой повышения качества образования «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Слайд 7Стратегия модернизации образования о компетентностном подходе
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность
и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Слайд 8Важными целями образования должны стать:
-
- развитие у учащихся самостоятельности и
способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня
правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Слайд 9
При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:
Опыт
деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает
как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.
Слайд 10Компетентностный подход
Компетентностный подход (Педагогическая энциклопедия) - относительно новое явление в
педагогике, системный подход, для которого характерно ориентация образования и воспитания
на конечный практический результат.
Принципы компетентностного подхода:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Слайд 11
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения
познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Слайд 12
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность.
Компетенция
– динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для
эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Слайд 13Группы компетентностей (по Зимней И.А.)
1. Компетентности, относящиеся к самому себе
как личности, как субъекту жизнедеятельности.
Компетенции:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение
норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
Слайд 14
компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных
знаний;
компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода
и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии:
смысл жизни; проф. развитие; язык. и речевое развитие; овладение культурой родн. языка,владение иностр. языком.
Слайд 15Группы компетентностей (по Зимней И.А.)
2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека
с другими людьми.
Компетенции:
компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей,
друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
Слайд 16
компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие
текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая
переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
Так, согласно В.И. Байденко и др. «в перечень затребуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность».
Слайд 17Группы компетентностей (по Зимней И.А.)
3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека,
проявляющиеся во всех ее типах и формах.
компетенция познавательной деятельности: постановка
и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение Интернет-технологиями.
Слайд 18Аспекты реализации
компетентностного подхода в образовании
Ключевые (базовые) – надпредметный характер
Общепредметные
– межпредметный характер
Предметные – частнопредметный характер
Слайд 19Компетентностный подход
- не вместо знаний, умений и навыков,
а наряду с ними
Перед учителем химии ставится задача формирования у
учащихся:
знаний сути ведущих химических теорий и наиболее важных фактов;
умений использовать знания для объяснения и предсказания различных явления,
базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер.
Слайд 21Информационная компетентность
Способности:
понимать информацию;
осуществлять поиск информации;
логически представлять информацию;
использовать знания для объяснения
и предсказания явлений;
понимать и использовать методы познания.
Слайд 22Информационная компетентность
Способность понимать информацию.
Проблема интенсивности обучения.
Постоянный рост объёма содержания образования
и числа школьных предметов.
Получение образования - тяжёлый и мало привлекательный
для молодёжи труд.
«Не нужно гасить огонь познания избытком топлива» Д.И. Менделеев
Слайд 23Информационная компетентность
Формирование способностей поиска информации. Проблема:
Построение и представление
информации учащимися без понимания сути.
Проблема выводных химических знаний.
Не нужно запоминать;
нужно знания выводить.
В силу многофакторности хим. явлений многое вывести невозможно!
Слайд 24Многое вывести невозможно!
Как в школьном курсе логически вывести, что ряд
напряжений металлов начинается с лития?
Как логически вывести, что у железа
устойчивая степень окисления +3, а у меди +2, а у золота +3?
Как логически вывести значения относительных атомных масс химических элементов?
Использование знаний учащимися для объяснения и предсказания хим. явлений.
Проблема осознанности знаний.
Проблема теоретического уровня изучения химии.
Слайд 25
Информационная компетентность
Понимать и использовать методы познания:
моделирование;
систематизация;
химический эксперимент.
Например, как изучать окислительно-восстановительные
реакции?
Многоуровневость курса.
Слайд 26Коммуникативная компетентность
Обучение сотрудничеству в условиях сотрудничества.
Оптимальный уровень изучения химии иначе
«каждый сам за себя».
Опыт и смысл сотрудничества.
Игровые технологии. КСО.
От сотрудничества
к сотворчеству.
Слайд 27Способность к самоорганизации
Умения:
ставить цели;
планировать;
ответственно относиться к здоровью;
полноценно использовать личностные ресурсы.
Слайд 28Способность к самоорганизации
Основной механизм самоорганизации
смысловая
рефлексия.
Самоорганизация возможна при развитии
волевой сферы
учащихся и их трудолюбия.
Для воспитания самоорганизации уровень и
интенсивность обучения должны быть
оптимальны.
К самоорганизации приводит опыт успешной
деятельности.
Слайд 29Самообразование
Готовность к образованию в течение все
жизни.
Образование – стартовые условия успеха.
Самообразование – условие постоянного
успеха в жизни.
Инновационная экономика страны
обусловлена самообразованием граждан
Слайд 30Самообразование
Обучение − сложная цепь осмыслений и переосмыслений объяснений фактов и
явлений, понятий, сущности познания и, наконец, самого себя, своих возможностей
и личностных смыслов в познании.
Обучать познавать мир существенно важнее, чем организовывать учеников на выучивание формулировок основных положений относительно современных теорий.
Слайд 31Самообразование и курс химии
Выучить сразу как надо, или пройти
путь
осмысления и переосмысления в процессе
выполнения опытов?
Например, не лучше
ли сразу изучить теорию
строения атома, а затем дать современные
представления об окислении и восстановлении?
Слайд 32Предметные компетенции в химии
понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно-научной
картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимосвязанная
с другими естественными науками;
представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;
Слайд 33Предметные компетенции в химии
химическое мышление, умение анализировать явления окружающего
мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом
языке;
понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.;
практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами
Слайд 34Технология конструирования компетенций
Этапы:
1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом
конкретном учебном предмете;
2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа
компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения;
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
Слайд 35
1. При формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер,
т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б)
социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
Слайд 362. Построение «Древа компетенций»
Слайд 373. Динамика развития предметной компетенции ученика
Слайд 38
Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением
времени обучения:
а) увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции,
например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;
б) происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит книга, а в старших классах – к книге добавляются электронные программные продукты, Интернет;
в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.
Слайд 39Компетентностно-ориентированные задания
В заданиях международного исследования TIMS, PISA проверяются умения:
- распознавать
вопрос, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;
-
выделять информацию (объекты, факт, экспериментальные данные и т.п.), необходимую для доказательства или подтверждения выводов при научном исследовании;
- делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации;
- демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать вывод, доказательства;
- демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.
Слайд 40Компетентностно-ориентированные задания
1) Задание с развернутым ответом: качественный вопрос (задача), который
представляет собой:
- описание явления или процесса из жизни. Школьникам необходимо
привести цепочку рассуждений, объясняющих, как протекает явление, особенности его свойств и т.п.
- описание наблюдения или опыта, для которого нужно предложить гипотезу; или гипотезу, для которой нужно предложить правильный выбор экспериментальной установки.
2) Задания с выбором ответа на основе текста, выходящего за рамки курса химии основной школы. Задания проверяют общеучебные и методологические умения; оценивают, насколько учащиеся могут объяснять явления окружающей действительности, пользуясь химическими знаниями, наличие знакомства с современными научными исследованиями, выполнение роли грамотного потребителя.
Слайд 41Компетентностно-ориентированные задания
1. Найдите в книгах (учебнике химии, справочнике, энциклопедии) химические
названия и формулы веществ: поваренная соль, угарный газ, жженная магнезия,
медный купорос, озон. Придумайте небольшой рассказ, с помощью которого можно было бы запомнить, чем первые четыре вещества отличаются от пятого.
2. Некоторые люди называют алхимический период развития химии потерянным тысячелетием. Другие считают, что алхимия дала людям сведения о большом числе веществ. Третьи утверждают, что алхимия – это не только период в развитии науки, а социокультурный феномен эпохи средневековья. Найдите аргументы «за» и «против» каждой из этих точек зрения.
3. Какими предметами Вы пользовались в течение дня (например, сегодняшнего)? Напишите название этих предметов, выясните, из каких веществ они были изготовлены. Какова «судьба» этих предметов и веществ после того, как они превращаются в отходы?
Собранную информацию представьте в виде таблицы, обязательно указав, из какого источника (учебник, книга, газета, телепередача и т.п.) Вы ее получили.
Слайд 42СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Компетентностно-ориентированное задание состоит из:
- стимула,
- задачной формулировки,
- источника
информации,
- бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
-
инструмента проверки.
Слайд 43СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции:
- мотивирует
ученика на выполнение задания,
- включает ученика в контекст ситуативного задания.
Стимул
должен быть настолько кратким, насколько это возможно.
Он ни в коем случае не может содержать информации, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания, даже если такая информация позволяет прорисовать ситуацию более богато и живо.
Слайд 44СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Задачная формулировка точно указывает ученику на ту деятельность,
которую он должен совершить.
Задачная формулировка не может допускать различных
толкований.
Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса.
Задачная формулировка должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.
Задачная формулировка должна быть учащемуся интересна.
Общим требованием является соответствие задачной формулировки возрасту чтения.
Слайд 45Сравним задачные формулировки:
1. Прочитайте текст и сделайте вывод о…
Эта формулировка
не предполагает, что учащийся должен устно или письменно с кем-то
делиться своим выводом. Предлагая такое задание, учитель не вправе требовать от учащегося ничего, кроме 1-2 предложений, содержащих собственно вывод.
Сравните:
2. Прочитайте текст. Подготовьте краткое сообщение для своей группы, содержащее ваш вывод о… и не менее пяти аргументов в его поддержку. Выступите с сообщением для группы.
Слайд 46СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
В качестве инструмента проверки
в составе компетентностно-ориентированного задания могут использоваться:
- ключ,
- модельный ответ,
- аналитическая
шкала,
- бланк наблюдения за групповой работой.
Инструмент проверки должен позволять оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке.
Инструмент проверки должен ориентироваться на оценку тех действий, которые не были предписаны в задачной формулировке.