Слайд 1Щелочноземельные металлы
Учитель МОУ СОШ № 130
Разнополова О.П.
130
Слайд 2Цели:
Обобщить и систематизировать знания о щелочноземельных металлах
Уметь характеризовать элементы по
положению в периодической таблице
Знать физические и химические свойства
применение соединений
щелочноземельных металлов
Слайд 3Положение в периодической таблице.
Строение атома
В периодической системе находятся в
главной подгруппе II группы.
Являются сильными восстановителями, отдают 2 ē, во
всех
соединениях проявляют степень окисления +2.
Mg +12 2ē, 8ē, 2ē
Ca +20 2ē, 8ē, 8 ē, 2ē
Sr +38 2ē, 8ē, 18 ē, 8ē, 2ē
Ba +56 2ē, 8ē, 18 ē, 18 ē, 8ē, 2ē
Слайд 4Физические свойства
цвет пламени
þ t
плавления
1,74г/см3 651 С0
1,54г/см3 851С0
2,63г/см3 770С0
3,76г/см3 710С0
Mg
Ca
Sr
Ba
Слайд 5Химические свойства
2Me0 +O2 → 2Me+2O-2
Me0 +H2 → Me+2H2
Me0
+Cl02 → Me+2Cl2
Me0 +S0 → Me+2S-2
Me0 +2HCl →
Me+2Cl2 + H2
Me0 +2HOH → Me+2(OH)2 +Н2
Слайд 6Соединения щелочноземельных
металлов
Оксиды щелочноземельных металлов легко реагируют
с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей.
Слайд 7BaSO4
Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские
лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.
Слайд 8Ca3(PO4)2
Входит в состав фосфоритов и
апатитов, а также в состав костей и зубов. В организме
взрослого человека содержится 1 кг Са в виде фосфата кальция.
Слайд 9CaCO3
Карбонат кальция – одно из самых
распространённых на Земле соединений. Его содержат горные породы – мел,
мрамор, известняк.
Слайд 10CaSO4∙ 2H2O
Встречается в природе в
виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в
медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков.
Слайд 11MgCO3
Широко применяется в производстве стекла, цемента,
кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы в
шлак.
Слайд 12Са(ОН)2
Гидроксид кальция или гашёная известь с
песком и водой называется известковым раствором и широко используется в
строительстве. При нагревании разлагается на оксид и воду.
Слайд 13Проверка знаний
Сравните атомы элементов, поставив знаки
или = вместо *:
а) заряд ядра: Mg *
Ca, Na *Mg, Ca * К;
б) число электронных слоев: Mg * Ca, Na * Mg,
Ca * К;
в) число электронов на внешнем уровне: Mg * Ca, Na *Mg, Ca * К;
г) радиус атома: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * K;
д) восстановительные свойства: Mg * Ca, Na * Mg,
Ca * K.
Слайд 14 Проверь себя
(самостоятельная работа )
Дополните схемы взаимодействия щелочноземельных металлов с неметаллами общими формулами
и названиями продуктов реакции.
Запишите конкретные уравнения реакции, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса:
а) М+ S ____________ б) М+ N2 ____________________________
в) М+ Н 2 _____________ г) М+ С12 ___________________
Пример: ___________________ Пример: _________________________
Допишите уравнения реакций:
а) Са + H2O→ ……………………….
б) Mg + НСl→……………………….
в) Ва + О2→………………………..
Осуществить превращения по схеме:
Ме → МеО → Ме(ОН)2 → МеSО4
Слайд 15Домашнее задание:
§ 12. упр. № 5, 8
Написать уравнения реакций с
помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися
на уроке.
Слайд 16Используемая литература
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
Габриелян
О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа,
2008
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная
книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание