Слайд 1
C +O2 = CO2
CaCO3 = CaO + CO2
Zn
+ 2HCl = ZnCl2 + H2
NaOH + HCl =
NaCl + H2O
Слайд 2Типы химических реакций в органической химии.
Слайд 3ЦЕЛЬ УРОКА:
познакомиться
с классификацией
органических реакций
по характеру
химических
превращений.
Слайд 4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Сумма баллов
Слайд 5Реакции органических веществ можно разделить на четыре типа:
Замещения;
Присоединения;
Отщепления (элиминирования);
Перегруппировки (изомеризации)
Субстрат
– это главное органическое вещество, которое участвует в реакции.
Реагент –
это другой компонент этой реакции.
Слайд 6Реакции замещения
Реакции замещения - реакции, в результате которых происходит замена
одного атома или группы атомов в исходной молекуле на другие
атомы или группы атомов.
Характерны для веществ, имеющих простые одинарные связи.
Происходят при сильном освещении.
Слайд 7Метан
Метан – алкан
(предельный углеводород).
Атом углерода в молекуле метана связан
с атомами водорода простыми одинарными связями.
Так как алканы -
насыщенные
углеводороды,
к ним
не могут присоединяться другие вещества.
Алканы вступают в реакции
замещения.
Слайд 8ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЭТИХ РЕАКЦИЯХ.
CH4 + Cl2 = CH3Cl
+ HCl
CH3OH + HBr = CH3Br + H2O
Слайд 9ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
Соедините
уксусную кислоту и порошок магния.
Что наблюдаете?
К какому типу относится эта реакция?
Напишите уравнение реакции.
Слайд 10ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
2CH3 COOH + Mg =
= (CH3 COO)2Mg +
H2
Тип реакции?
Слайд 11Реакции присоединения.
Реакции присоединения – реакции, в результате которых два
или более молекул реагирующих веществ соединяются в одну.
Происходят
с веществами, у которых есть
двойные или тройные связи.
Эти вещества называются алкены и алкины,
например, этен С2Н4 и этин С2Н2
Слайд 12Ацетилен
Этин (ацетилен) относится к классу Алкинов, которые имеют тройную
связь.
Эта связь
ненасыщена,
поэтому возможен ее
быстрый разрыв.
Для алкинов характерны реакции
присоединения - водорода, галогенов, воды и т.д.
Реакции присоединия-
1.Гидрирование.
2.Галогенирование:
фторирование;
хлорирование;
бромирование;
иодирование.
3.Гидрогалогенирование:
гидрофторирование;
гидрохлорирование;
гидробромирование;
гидроиодирование.
4.Гидратация.
Слайд 14
Реакции присоединения-
1.Гидрирование.
+Н2
2.Галогенирование:
фторирование; +F2
хлорирование; +Cl2
бромирование; +Br2
иодирование. +J2
3.Гидрогалогенирование:
гидрофторирование; +HF
гидрохлорирование; +HCl
гидробромирование; +HBr
гидроиодирование. +HJ
4.Гидратация. + Н2O
Слайд 15РЕАКЦИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ.
CH2=CH2 + Cl2 → CH2Cl
- CH2Cl
Слайд 16 РЕАКЦИИ ОТЩЕПЛЕНИЯ.
Реакции отщепления – реакции, в результате которых
из одного соединения образуется несколько новых соединений.
Реакции отщепления являются обратными
процессами реакций присоединения.
Слайд 17КАКИЕ ТИПЫ РЕАКЦИЙ ВЫ НАБЛЮДАЕТЕ?
CH3-CH3 → CH2=CH2 + H2
CH2=CH2 +
H2 → CH3-CH3
Слайд 18 ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
Получение этилена и
его окисление
перманганатом калия.
Слайд 19 ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
Получение этилена
и его
окисление
перманганатом калия.
C2H5OH→ CH2=CH2 + H2O
CH2=CH2 + [O] → CH2 -CH2
I I
OH OH
Слайд 20РЕАКЦИИ ИЗОМЕРИЗАЦИИ.
Реакции изомеризации – реакции, в результате которых образуются изомерные
друг другу вещества.
В них происходит изменение химического строения исходного соединения.
Особенность
– отсутствие каких-либо реагентов и побочных продуктов
CH3-CH2-CH2-CH3 → CH3 –CH -CH3
I
CH3
Условия реакции-
катализатор,
температура.
Особенность-
отсутствие каких-либо реагентов и побочных продуктов.
Подпишите типы
химических реакций.
Слайд 22ЗАДАНИЕ.
1 вариант.
1. Присоединения, гидрирование.
2. Изомеризация.
3. Элиминирование, дегидратация.
4. Отщепления, дегидрирование.
5. Присоединения,
бромирование.
2 вариант.
1. Элиминирование, дегидрирование.
2. Присоединения, гидрирование.
3. Присоединения, гидратация.
4. Изомеризация.
5. Присоединения, хлорирование.
Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Разработать памятку
в виде схемы, таблицы
диаграммы
по определению
типов химических реакций
в органической химии.
25-22 балла – «5»
21-17 баллов
– «4»
16-10 баллов – «3»
< 10 баллов – «2»
Слайд 26
Как я чувствовал себя на уроке?
С каким настроением работал?
Доволен
ли уроком?
Какие затруднения возникали?
Как преодолеть эти учебные
проблемы?