Разделы презентаций


Углеводороды алкены

Содержание

Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере непредельного углеводорода - этилена

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АЛКЕНЫ – НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ПОЛУЧЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ.

pptcloud.ru

АЛКЕНЫ – НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ПОЛУЧЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ. pptcloud.ru

Слайд 2Учебная цель:
изучить способы получения,
химические свойства
и применение

алкенов
на примере непредельного углеводорода - этилена

Учебная цель:  изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере непредельного углеводорода - этилена

Слайд 3Эпиграф к уроку
«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно»

Д.И.Менделеев

Эпиграф к уроку«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно»Д.И.Менделеев

Слайд 4 Лист самоанализа учебной деятельности учащегося ___________ по теме «Получение, химические

свойства и применение алкенов»

Лист самоанализа учебной деятельности учащегося ___________  по теме «Получение, химические свойства и

Слайд 5Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Какие углеводороды называются алкенами?
Какова общая формула

алкенов?
Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его.
Почему

в отличие от алканов алкены в природе практически не встречаются?
Какие способы получения алкенов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкены?
Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов?
Для чего используют алкены?
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:Какие углеводороды называются алкенами?Какова общая формула алкенов?Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда

Слайд 6ПРОМЫШЛЕННЫЕ
СПОСОБЫ
ПОЛУЧЕНИЯ АЛКЕНОВ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
КРЕКИНГ
АЛКАНОВ
ДЕГИДРИРОВАНИЕ
АЛКАНОВ
ДЕГИДРАТАЦИЯ
СПИРТОВ
ДЕГАЛОГЕНИРОВАНИЕ
ДЕГИДРО-
ГАЛОГЕНИРОВАНИЕ

ПРОМЫШЛЕННЫЕСПОСОБЫПОЛУЧЕНИЯ АЛКЕНОВЛАБОРАТОРНЫЕКРЕКИНГ АЛКАНОВДЕГИДРИРОВАНИЕАЛКАНОВДЕГИДРАТАЦИЯСПИРТОВДЕГАЛОГЕНИРОВАНИЕДЕГИДРО-ГАЛОГЕНИРОВАНИЕ

Слайд 7ПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ
КРЕКИНГ АЛКАНОВ



АЛКАН → АЛКАН + АЛКЕН

С БОЛЕЕ ДЛИННОЙ

С МЕНЕЕ ДЛИНОЙ
УГЛЕРОДНОЙ УГЛЕРОДНОЙ
ЦЕПЬЮ ЦЕПЬЮ


ПРИМЕР:
t=400-700C
С10Н22 → C5H12 + C5H10
декан пентан пентен



ПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯКРЕКИНГ АЛКАНОВАЛКАН  →  АЛКАН + АЛКЕН     С БОЛЕЕ ДЛИННОЙ

Слайд 8ПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ
ДЕГИДРИРОВАНИЕ АЛКАНОВ

АЛКАН → АЛКЕН + ВОДОРОД

ПРИМЕР:


Ni, t=500C
Н3С - СН3 → Н2С = СН2 + Н2
этан этен
(этилен)


ПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯДЕГИДРИРОВАНИЕ АЛКАНОВ АЛКАН  →  АЛКЕН + ВОДОРОДПРИМЕР:

Слайд 9ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ
ДЕГИДРАТАЦИЯ СПИРТОВ

СПИРТ → АЛКЕН + ВОДА

ПРИМЕР:

t≥140C,

Н Н Н2SO4(конц.)
Н-С – С-Н → Н2С = СН2 + Н2О
Н ОН этен
этанол (этилен)

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯДЕГИДРАТАЦИЯ СПИРТОВСПИРТ → АЛКЕН + ВОДАПРИМЕР:

Слайд 10ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

ДЕГАЛОГЕНИРОВАНИЕ


ПРИМЕР:

t
Н2С – СН2 + Zn → Н2С = СН2 + ZnBr2
Br Br этен
1,2-дибромэтан (этилен)






ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯДЕГАЛОГЕНИРОВАНИЕПРИМЕР:

Слайд 11ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

ДЕГИДРОГАЛОГЕНИРОВАНИЕ

УДАЛИТЬ ВОДОРОД ГАЛОГЕН ДЕЙСТВИЕ

ПРИМЕР:

спиртовой
H H раствор
Н-С–С-Н+KOH→Н2С=СН2+KCl+H2O
Н Cl этен
хлорэтан (этилен)

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯДЕГИДРОГАЛОГЕНИРОВАНИЕ          УДАЛИТЬ ВОДОРОД  ГАЛОГЕН

Слайд 12 Типы химических реакций, которые характерны для алкенов
Реакции присоединения.
Реакции полимеризации.
Реакции окисления.

Типы химических реакций, которые характерны для алкеновРеакции присоединения.Реакции полимеризации.Реакции окисления.

Слайд 13Реакции присоединения
1. Гидрирование.
CН2 = СН2 + Н2 СН3 – СН3

Этен этан
Условия реакции: катализатор – Ni, Pt, Pd

2. Галогенирование.
1 2 3
CН2 = СН – СН3 + Сl – Сl СН2 – СН – СН3
пропен
Cl Cl
1,2-дихлорпропан
Реакция идёт при обычных условиях.

Реакции присоединения1.	Гидрирование.CН2 = СН2 + Н2  	СН3 – СН3

Слайд 14Электрофильное присоединение
Молекула галогена не имеет собственного диполя,
однако в близи

π-электронов происходит поляризация
ковалентной связи, благодаря чему галоген ведёт себя
как

электрофильный агент.
Электрофильное присоединение	Молекула галогена не имеет собственного диполя, однако в близи π-электронов происходит поляризацияковалентной связи, благодаря чему галоген

Слайд 15Реакции присоединения
3. Гидрогалогенирование.
1

2 3

4 1 2 3 4
СН2 = СН – СН2 – СН3 + Н – Сl CН3 – СН – СН2 – СН3

Бутен-1 Cl
2-хлорбутан
4. Гидратация.
1 2 3 1 2 3
CН2 = СН – СН3 + Н – ОН СН3 – СН – СН3
пропен
ОН
пропанол-2
Условия реакции: катализатор – серная кислота, температура.
Присоединение молекул галогеноводородов и воды к молекулам алкенов происходит в соответствии с правилом В.В. Марковникова.
Реакции присоединения3.	Гидрогалогенирование.    1       2

Слайд 16Гидрогалогенирование гомологов этилена
Правило В.В. Марковникова
Атом водорода присоединяется к наиболее гидрированному

атому углерода при двойной связи, а атом галогена или гидроксогруппа

– к наименее гидрированному.

Гидрогалогенирование гомологов этиленаПравило В.В. МарковниковаАтом водорода присоединяется к наиболее гидрированному атому углерода при двойной связи, а атом

Слайд 17СХЕМЫ РЕАКЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

СХЕМЫ РЕАКЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Слайд 18Реакции окисления

Реакция Вагнера. (Мягкое окисление раствором перманганата калия).

3СН2 = СН2

+ 2КМnО4 + 4Н2О

3СН2 - СН2 + 2МnО2 + 2КОН

ОН ОН

Или

С2Н4 + (О) + Н2О С2Н4(ОН)2

этандиол

этен

Реакции окисления		Реакция Вагнера. (Мягкое окисление раствором перманганата калия).3СН2 = СН2 + 2КМnО4 + 4Н2О

Слайд 19РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ
МЯГКОЕ ОКИСЛЕНИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАСТВОРОМ ПЕРМАНАГАНАТА КАЛИЯ

(реакция Е.Е.Вагнера)
Н2С=СН2 + [O] + H2O H2C -

CH2
OH OH
этиленгликоль
(этандиол-1,2)
! Качественная реакция на непредельность углеводорода – на кратную связь.

РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ МЯГКОЕ ОКИСЛЕНИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАСТВОРОМ ПЕРМАНАГАНАТА КАЛИЯ (реакция Е.Е.Вагнера)Н2С=СН2 + [O] + H2O

Слайд 201. Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия приводит
к образованию

двухатомных спиртов (реакция Вагнера):
KMnO4
СН2=СН2 + [O] + H2O 

HOCH2CH2OH
этилен этиленгликоль (этандиол)
Полное уравнение реакции:
3СН2=СН2 + 2KMnO4 + 4H2O  3HOCH2CH2OH + 2KOH + 2MnO2
Электронный баланс:
2 MnO4 + 2 H2O + 3e  MnO2 + 4 OH восстановление
3 C2H4 + 2 OH  2e  C2H4(OH)2 окисление

2 MnO4 + 4 H2O + 3 C2H4  2 MnO2 + 2 OH + 3 C2H4(OH)2
В ходе этой реакции происходит обесцвечивание фиолетовой окраски водного раствора KMnO4. Поэтому она используется как качественная реакция на алкены.
1. Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия приводитк образованию двухатомных спиртов (реакция Вагнера):KMnO4 СН2=СН2 + [O]

Слайд 21РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ

ГОРЕНИЕ АЛКЕНОВ

ПРИМЕР:


2С2Н6 + 7О2

4СО2 + 6Н2О
РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯГОРЕНИЕ АЛКЕНОВ ПРИМЕР:           2С2Н6 + 7О2

Слайд 22Возможные продукты окисления алкенов
эпоксиды
диолы
альдегиды
или кетоны
кислоты

Возможные продукты окисления алкеновэпоксидыдиолыальдегидыили кетоныкислоты

Слайд 23РЕАКЦИЯ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ
Это процесс соединения одинаковых молекул в более крупные.
ПРИМЕР: n

CH2=CH2 (-CH2-CH2-)n

этилен полиэтилен
(мономер) (полимер)

n – степень полимеризации, показывает число молекул, вступивших в реакцию
-CH2-CH2- структурное звено
РЕАКЦИЯ ПОЛИМЕРИЗАЦИИЭто процесс соединения одинаковых молекул в более крупные.ПРИМЕР: n CH2=CH2     (-CH2-CH2-)n

Слайд 24Реакции полимеризации (свободно-радикальное присоединение)
Полимеризация – это последовательное соединение одинаковых молекул в

более крупные.

σ σ σ
СН2 = СН2 + СН2 = СН2 + СН2 = СН2 + …
π π π
σ σ σ
– СН2 – СН2 – + – СН2 – СН2 – + – СН2 – СН2 –

… – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – …
Сокращённо уравнение этой реакции записывается так:
n СН2 = СН2 (– СН2 – СН2 –)n
Этен полиэтилен
Условия реакции: повышенная температура, давление, катализатор.
Реакции полимеризации (свободно-радикальное присоединение)Полимеризация – это последовательное соединение одинаковых молекул в более крупные.

Слайд 25Применение этилена

Применение этилена

Слайд 27 Практическая работа
Получение и изучение свойств этилена.

Цель работы: получить этилен и провести опыты, характеризующие его свойства.

Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, лабораторный штатив, винт, лапка, пробка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, фильтровальная бумага; этанол, речной песок, концентрированная серная кислота, раствор перманганата калия.
Порядок выполнения работы.
З а д а н и е 1. Получение этилена.
В целях безопасности работы с концентрированными веществами учителем заранее приготавливается смесь, состоящую из 2-3 мл этилового спирта и 6-9 мл концентрированной серной кислоты. Для того, чтобы избежать толчков жидкости при кипении, в смесь добавляется прокалённый речной песок.
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите её в штативе (см. рис. 1). Осторожно нагрейте.
З а д а н и е 2. Химические свойства этилена.
1. Опустите конец газоотводной трубки поочерёдно в пробирку с раствором перманганата калия (ниже уровня раствора) (см. рис 1) и в пробирку с раствором брома. Что происходит с раствором перманганата калия? Что происходит с раствором брома? Сделайте вывод о непредельном характере этилена.
2. Протрите конец газоотводной трубки фильтровальной бумагой, поверните трубку вверх и подожгите выделяющийся этилен. Каким пламенем горит этилен: светящимся, несветящимся или коптящим? Почему?
Приложение 4
Рис. 1 Получение этилена и изучение его свойств.
Практическая  работа Получение и изучение свойств этилена.  Цель работы: получить этилен и провести опыты,

Слайд 28 Рис. 1 Получение этилена и изучение его свойств.

Рис. 1 Получение этилена и изучение его свойств.

Слайд 29Интересно…
Великое удивление старого отшельника
Многим памятна необыкновенная история

семейства Лыковых, которое по религиозным мотивам удалилось от человеческого общества

в глухую тайгу и прожило там, не видя людей, с 1936 года до начала 80-х г.г.. К этому стоит добавить, что глава семейства Карп Осипович Лыков и до отшельничества от самого рождения жил на староверческой заимке, с широким миром не общаясь.
И вот – встреча с людьми! Много поразительных достижений вошло в человеческий обиход за эти долгие десятилетия, но что всё-таки более всего поразило старого отшельника?
Журналист «Комсомольской правды» В. Песков, который рассказывал об этой семье на страницах газеты, отметил: «Из всего, что могло его поразить , на первое место надо поставить не электричество, не самолёт…не приёмник, из которого слышался «бабий греховный глас» Пугачёвой, поразил больше всего прозрачный пакет из полиэтилена. «Господи, что измыслили – стекло, а мнётся!»
Пожалуй, выбор объекта для удивления нас, нынешних, разочарует. А между тем, всё дело в том, что мы, избалованные дети цивилизации, легко привыкаем к самым удивительным вещам. Стоит добавить, что в год, когда семья Лыковых ушла в тайгу, полиэтилена не только не было в помине, но даже сама принципиальная возможность его получения ставилась под сомнение
Интересно…Великое удивление старого отшельника   Многим памятна необыкновенная история семейства Лыковых, которое по религиозным мотивам удалилось

Слайд 30 О полиэтилене…
Полиэтилен – довольно «старый» пластик. Исследователи фирмы JCJ в

1933 году подвергли сжатию под высоким давлением этилена в аппарате,

полученном из Голландии. Они хотели изучить свойства этилена при высоком давлении, но вместо этого этилен заполимеризовался в полиэтилен. К сожалению, процесс полимеризации плохо воспроизводился; иногда полиэтилен получался; а иногда – нет. Тщательные исследования позволили обнаружить в реакционной камере очень маленькие трещинки. Они пропускали ровно столько воздуха, сколько надо, чтобы в камере началась полимеризация – благодаря содержащемуся в воздухе кислороду. Понадобилось много усилий, чтобы разработать промышленный процесс полимеризации этилена: если кислорода было слишком мало, полимеризация не шла, а если слишком много – вся установка взлетала на воздух.
Многие историки считают, что успех во Второй мировой войне частично принадлежит полиэтилену. Этот пластик является чудесным изолятором для высокочастотных устройств. Такой материал был крайне необходим при конструировании только что изобретённых радаров, благодаря которым можно было следить за курсом немецких бомбардировщиков и поднимать по тревоге истребители. Без полиэтилена не было бы радаров, без радаров не было бы заблаговременного сигнала воздушной тревоги, не было бы успешной обороны.
О полиэтилене… Полиэтилен – довольно «старый» пластик. Исследователи фирмы JCJ в 1933 году подвергли сжатию под

Слайд 31Интересно…
Этилен – вредитель
Во многих странах большое количество

урожая пропадает из-за увядания плодов. Например, в США количество увядших,

а значит, пропавших фруктов, составляет четверть всего урожая. Причина этого состоит в том, что фрукты при созревании выделяют газ этилен, который способствует их созреванию. Когда этого газа становится больше определённого количества, процесс созревания намного ускоряется как на дереве, так и в хранилище. Быстро созревший, а возможно, и уже увядший плод приводит к быстрому созреванию и даже к порче (к увяданию) всего урожая.
Американские фермеры, спасая урожай от порчи, пользуются созданным несколько лет назад устройством. Оно представляет собой картридж, заполненный перманганатом калия, который поглощает этилен и предотвращает процесс увядания плодов.
Интересно…Этилен – вредитель   Во многих странах большое количество урожая пропадает из-за увядания плодов. Например, в

Слайд 32Решите задачу
Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором

составляет
85,7 %. Относительная плотность этого углеводорода по азоту равна

2.
При сжигании углеводорода массой 0,7 г образовались оксида углерода (IV) и вода количеством вещества по 0,05 моль каждое. Относительная плотность паров этого вещества по азоту равна 2,5. Найдите молекулярную формулу алкена.
При сжигании углеводорода массой 11,2 г получили 35,2 г оксида углерода (IV) и 14,4 г воды. Относительная плотность углеводорода по воздуху 1,93. Найдите молекулярную формулу вещества.
Решите задачуНайдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 	85,7 %. Относительная плотность этого углеводорода

Слайд 33Проверь
М(СхНY)=70 г/моль
n(Н)=0,1 моль
n(С)=0,05 моль
x : y = 0,05

: 0,1 = 1 : 2
Простейшая формула СН2
Истинная – С5Н10


Ответ: С5Н10

М(СхНY)=56 г/моль
m(СхНY)=11,2 г
n(СО2)= 0,8 моль
n(Н2О)=0,8 моль
n(С)= 0,8 моль
n(Н)=1,6 моль
x : y = 0,8 : 1,6 = 1 : 2
Простейшая формула СН2
Истинная – С4Н8
Ответ: С4Н8

Задача 2

Задача 3

Задача 1

Проверь М(СхНY)=70 г/мольn(Н)=0,1 мольn(С)=0,05 моль x : y = 0,05 : 0,1 = 1 : 2Простейшая формула

Слайд 34 Используя правило Марковникова, напишите уравнения следующих реакций присоединения:
а) СН3-СН=СН2

+ НСl  ?
б) СН2=СН-СН2-СН3 + НBr  ?
В) СН3-СН2-СН=СН2

+ НОН  ?

Используя правило Марковникова, напишите уравнения следующих реакций присоединения:   а) СН3-СН=СН2 + НСl

Слайд 35Проверь:
Ответы: а) СН3-СН=СН2 + НСl  СН3-СНCl-СН3

б) СН2=СН-СН2-СН3

+ НBr  СН3-СНBr-СН2-СН3

в) СН3-СН2-СН=СН2 + НОН

 СН3-СН2-СН-СН3

ОН

Проверь:Ответы: а) СН3-СН=СН2 + НСl  СН3-СНCl-СН3  б) СН2=СН-СН2-СН3 + НBr  СН3-СНBr-СН2-СН3  в) СН3-СН2-СН=СН2

Слайд 36 Осуществить превращения:

+ КОН(спирт),t

+ НBr + Na
СН3-(СН2)2-СН2Br  Х1  Х2  Х3
Осуществить превращения:

Слайд 37Проверь:
Ответы: Х1 бутен-1

Х2 2-бромбутан
Х3

3,4-диметилгексан

Проверь:Ответы: Х1 бутен-1        Х2 2-бромбутан

Слайд 38СИНКВЕЙН
1 строка – имя существительное (тема синквейна)
2 строка – два

прилагательных

(раскрывающие тему синквейна)
3 строка – три глагола (описывают действия)
4 строка – фраза или предложение
(высказывают своё отношение к теме)
5 строка – синоним (слово-резюме)
СИНКВЕЙН1 строка – имя существительное (тема синквейна)2 строка – два прилагательных

Слайд 39СИНКВЕЙН
Этилен
Ненасыщенный, активный
Горит, обесцвечивает, присоединяет
Этилен – представитель непредельных углеводородов
Алкен

СИНКВЕЙНЭтиленНенасыщенный, активныйГорит, обесцвечивает, присоединяетЭтилен – представитель непредельных углеводородовАлкен

Слайд 40ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Оценка «3»: параграф 4, ТПО стр. 24-25, № 5-7



Оценка «4»: Хомченко И.Г.: 20.21

Оценка «5»: Составить цепочку превращений, используя

материал по темам «Алканы» и «Алкены»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕОценка «3»: параграф 4, ТПО стр. 24-25, № 5-7 Оценка «4»: Хомченко И.Г.: 20.21Оценка «5»: Составить

Слайд 41СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!

СПАСИБОЗА РАБОТУ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика