Слайд 1 Выполнила:
учитель химии и биологии
МКОУ Большетарельская ООШ
Нечаева В.В.
2017г.
Вклад
Ломоносова М.В.
в дидактику химии
Слайд 2 (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) –область
педагогики, разрабатывающая методологию и теорию образования (воспитания и развития в
процессе обучения).
В России возникла в середине 18 века. Ее основоположником был великий русский ученый М.В.Ломоносов.
Дидактика-
Слайд 3
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765)
создатель научной химии и
первый ее преподаватель, один из величайших новаторов в истории химии
всех времен.
Слайд 4Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно
принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание
профессора химии.
Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»
Слайд 5В 1748 году М. В. Ломоносов создал первую в мире
научную и учебную химическую лабораторию.
Слайд 6В лаборатории в 1752 году М. В. Ломоносов читал лекции
для студентов по физической химии и написал для них "Введение
в истинную физическую химию". В этой и других работах
М. В. Ломоносова изложены его идеи и взгляды по вопросам дидактики химии.
Слайд 7 В научной лаборатории М.В. Ломоносов провел более четырех тысяч
опытов.
Он изучал:
влияние на вещество высоких и низких температур
и давления;
явления вязкости, капиллярности, кристаллизации;
образование растворов и растворимость в разных условиях;
явление преломления света;
действие электричества в растворах;
разработал технологию производства цветного стекла, которую применил в промышленной варке цветного стекла и изделий из него.
Работы М.В.Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.
Слайд 81741г.- «Элементы математической химии».
1743г.- «О действии химических растворителей вообще».
1749г.-
«О рождении и природе селитры».
1751г.- «О пользе химии».
1752г.-
«Введение в истинную физическую химию».
Основные труды М.В. Ломоносова в области химии
Слайд 9
Вклад М. Ломоносова в организацию химии как науки
В 1740-е годы
М.В. Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества. Атомы он называл
элементами, а молекулы – корпускулами.
1748 год – открыл закон сохранения массы вещества.
1758 – 1760 годы – Ломоносов дал четкую формулировку закона сохранения материи, точнее веса и движения.
Слайд 10Задачу химии Ломоносов видел в исследовании как состава доступных чувствам
тел, так и того, из чего впервые образуются составные тела,
начала.
Слайд 11В 1752 году М. В. Ломоносов для своих студентов написал
"Введение в истинную физическую химию". В этой и других работах
М. В. Ломоносова изложены его идеи и взгляды по вопросам дидактики химии.
Слайд 12Дидактические идеи М.В. Ломоносова:
Если до Ломоносова ученые рассматривали химию как
искусство получать вещества путем анализа и синтеза, то великий ученый
определил химию как науку о составе, свойствах и превращениях веществ.
Большое значение в преподавании химии М. В. Ломоносов придавал химическому эксперименту. По его суждению, словесное изложение научных положений необходимо сопровождать химическими опытами, так как исходным моментом познания является чувственное восприятие.
Слайд 13Ломоносов утверждал, что в познании химических явлений нельзя ограничиваться только
чувственным восприятием. Следует обобщать опытные данные, "проникать" во внутреннее строение
корпускул, в их движение. Чтобы теоретические знания стали истинными, необходимо проверять их методами наблюдения и опыта.
Ученый указывал на необходимость связи химии с практикой, с производством. Этой важной идеей проникнуто его "Слово о пользе химии". Он считает, что познания, приобретенные учением, разделяются на науки и художества (ремесло, промышленность), имеющие разные, но важные задачи.
Слайд 14М. В. Ломоносов утверждал, что успех преподавания во многом завис
от правильного применения слова. В "Риторике" он рекомендует изложение вести
чистым и ровным голосом, не сильным и не слабым, не монотонно, а повышая или понижая его, сопровождая речь адекватными ее содержанию движениями тела и головы. Он считал, что главные научные положения следует формулировать кратко и ясно, а затем диктовать их для записи учащимся.
Слайд 15Литература:
М.С. Пак. Дидактика химии: становление и развитие: Книга для учителя.-
СПб.: Изд – во РГПУ им.
А.И. Герцена. 2015
http://ru.wikipedia.org/
www.msu.ruomonosov/science/chem.html