Слайд 1ИНФОРМАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ТЕХНИКЕ
Слайд 2ЧЕЛОВЕК: ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Примерно 40 тысяч лет назад в
процессе эволюции живой природы появился человек разумный (перевод с латинского
«homo sapiens»). Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит ее в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми.
Слайд 3СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Зрение - с помощью глаз информация воспринимается в
форме зрительных образов;
Слух - с помощью ушей и органов слуха
воспринимаются звуки (речь, музыка, шум и т. д.);
обоняние — с помощью специальных рецепторов носа воспринимаются запахи;
Вкус - рецепторы языка позволяют различить сладкое, соленое, кислое и горькое;
Осязание - рецепторы кожи (особенно кончиков пальцев) позволяют получить информацию о температуре объектов и типе их поверхности (гладкая, шершавая и т. д.).
Слайд 4СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с
помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только
1% — с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).
Полученную информацию в форме зрительных, слуховых и других образов человек хранит в памяти, обрабатывает с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения поставленных целей.
Слайд 5ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ СООБЩЕНИЙ.
Человек не может жить вне общества. В
процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию
в форме сообщений. На заре человеческой истории для передачи информации использовался язык жестов, затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью
сотен естественных языков
(русского, английского и т. д.).
Слайд 6ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ СООБЩЕНИЙ.
Для того чтобы информация была понятна, язык
должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее
количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.
Понятность — это одно из свойств информации
Слайд 7ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ
ЗНАНИЙ.
С самого начала человеческой истории возникла
потребность накопления информации для ее передачи во времени из поколения
в поколение и передачи в пространстве на большие расстояния. Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до нашей эры письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
Слайд 8ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ
ЗНАНИЙ.
Для того чтобы человек мог правильно
ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.
Полнота и точность — это еще два свойства информации.
Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Процесс систематического научного познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания, начался с середины XV века после изобретения книгопечатания.
Слайд 9ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ
ЗНАНИЙ.
Для долговременного хранения знаний (передачи из
поколения в поколение) и распространения их в обществе (тиражирования) необходимы
носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной.
До настоящего времени в качестве основного носителя информации используется бумага.
Слайд 10СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Широко известен термин «средства массовой информации» — СМИ
(газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена общества.
Такая информация должна быть достоверной, актуальной и полезной. Это свойства информации, важные для СМИ.
Слайд 11СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и
может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация не имеет
применения в настоящий момент времени, и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
Слайд 12ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕХНИКЕ
Слайд 13СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ.
Функционирование систем управления техническими устройствами связано с
информационными процессами, т. е. процессами приема, хранения, обработки и передачи
информации. Системы управления могут выполнять различные функции.
Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и пр.
Слайд 14СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ.
В некоторых случаях главную роль в процессе
управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое
устройство микропроцессор или подключенный компьютер.
Слайд 15РОБОТЫ.
Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления производственных, научных и
других работ. Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры,
но все они выполняют действия на основании заложенной в них программы обработки информации.
Слайд 16РОБОТЫ.
Промышленные роботы обычно
заменяют человека в тех отраслях
производства, где требуется проведение утомительных и однообразных работ (например, конвейерная
сборка автомобилей и электронных устройств), опасных технических работ (например, работа с радиоактивными материалами), а также работ, где присутствие
человека физически невозможно (например, автоматические
космические и глубоководные
аппараты).
Слайд 17РОБОТЫ.
В последние годы появились роботы, оснащенные органами чувств, аналогичными органам
чувств человека (зрение, слух, тактильные ощущения), имеющие память и способные
обрабатывать полученную информацию и осуществлять целенаправленные действия. Такие роботы могут работать дома (уже производится робот-пылесос), в больнице (экспериментальные образцы разносят больным лекарства), на других планетах (луноходы и марсоходы путешествуют по поверхностям небесных тел) и т. д.
Слайд 18ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
В современном информационном обществе главным ресурсом является
информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные
и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Слайд 19ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Во второй половине прошлого, XX века в
связи с бурным ростом объема информации начали создаваться специальные технические
устройства, предназначенные для обработки, хранения и приема/передачи информации в цифровой форме.
Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Подключаемые к компьютеру периферийные устройства (принтеры, сканеры, цифровые камеры и др.) позволяют вводить информацию в компьютер в
цифровой форме и представлять ее в форме, удобной для человека. Для передачи информации по компьютерным сетям используются модемы и другие сетевые устройства.
Слайд 20ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 1.1.3. -1.1.4. стр.12-18
Контрольные вопросы