Слайд 1Основы социальной информатики
Урок 1
Основные этапы становления информационного общества
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Гришкова Татьяна Павловна
Слайд 2Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20
в. (США, Япония).
Понятие "информационного общества" – правопреемник понятия "постиндустриального
общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания", "образованное общество".
Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация.
Основные этапы становления информационного общества
Слайд 3Признаками информационного общества в настоящее время считают:
• культ знаний;
• информационная экономика;
• информационная культура;
• информационный рынок труда;
• информационная инфраструктура;
• информатизация социальных технологий;
• информационное законодательство.
Основные этапы становления информационного общества
Слайд 4Признаки информационного общества
Культ знаний означает, что в общественной морали
устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия.
Культ знаний – это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.
Слайд 5Признаки информационного общества
Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие
технологии (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение
данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов.
Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.
Слайд 6Признаки информационного общества
Информационная культура – часть общей культуры социума,
организующая социальную жизнь через информационную сферу.
Внешняя информационная культура есть
культура коммуникации и управления (данных и команд).
Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).
Слайд 7Признаки информационного общества
Информационный рынок труда должен охватывать более половины
трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества
должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).
Слайд 8Признаки информационного общества
Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной
сферы деятельности общества.
Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и
других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
Слайд 9Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и
служила основой для принятия решений на всех этапах развития общества
и государства.
В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений.
Информационные революции
Слайд 14Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже
большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы.
Информация
стала товаром, который продается и покупается.
Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны.
Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.
Информационное общество
Слайд 15Основные особенности и характеристики информационного общества:
наличие информационной инфраструктуры, состоящей
из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов
как запасов знаний;
массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС).
подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
Слайд 16Основные особенности и характеристики информационного общества:
новые формы и виды
деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность
в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);
возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;
практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, "чаты" по интересам в Интернет);
Слайд 17Основные особенности и характеристики информационного общества:
трансформация деятельности средств массовой
информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения
массовой информации - мультимедиа;
отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, "столкновение" и "ломка" национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.
Слайд 18Основы социальной информатики
Урок 2
Правовые нормы информационной деятельности человека
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Гришкова Татьяна Павловна
Слайд 19Дайте определение информационной революции.
Запишите информационную революцию и её результат.
Какова роль
информационных революций в развитии цивилизации?
В чем состоит процесс компьютеризации общества?
В
чем состоит процесс информатизации общества?
Какие этапы прошла в своем развитии вычислительная техника?
Закрепление пройденного
Слайд 20В ЭВМ 1 поколения использовались
Транзисторы
Большие интегральные микросхемы
Сверхбольшие интегральные схемы
Вакуумные электронные
лампы.
Закрепление пройденного
Слайд 21В основу классификации поколений эволюционного развития средств обработки информации в
большинстве случаев положено:
Быстродействие
Элементная база
Программное обеспечение
Набор устройств ввода/вывода.
Закрепление пройденного
Слайд 22Современный компьютер - это
Устройство для передачи сообщений.
Универсальное автоматическое программно управляемое
устройство для работы с информацией.
Быстродействующее вычислительное устройство.
Устройство для хранения информации.
Закрепление
пройденного
Слайд 23Правовые нормы информационной деятельности человека
Защита информации.
Меры обеспечения информационной безопасности.
Право в
Интернете.
Слайд 24Некоторые виды компьютерных преступлений (угроз):
Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации.
Нарушение работоспособности
компьютерной системы.
Подделка (искажение или изменение), то есть нарушение целостности компьютерной
информации.
Копирование информации с целью присвоения интеллектуальной собственности и другие.
Защита информации
Слайд 25Защищенная система – ИС, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая
свою работоспособность в условиях воздействия на неё множества угроз.
Средства нападения:
компьютерные вирусы, автоматизированные средства взлома, хакерские атаки и другие.
Стандарты информационной безопасности:
Россия – документы Гостехкомиссии.
США – «Оранжевая книга».
«Единые критерии безопасности информационных технологий» – США, Канада, Европа.
Меры обеспечения информационной безопасности
Слайд 26Авторское право
К защите информации относится осуществление авторских и имущественных прав
на интеллектуальную собственность (программное обеспечение в т.ч.)
В 1996 году в
Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации».
Слайд 27Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету:
Ни в одной
стране мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернету. Существующие нормативные (подзаконные)
акты регулируют частные аспекты функционирования сети.
Нормы, которые можно применить к правовым отношениям в Интернете, «разбросаны» по законодательным актам иных отраслей права (Содержатся в нормах, относящихся к интеллектуальной и промышленной собственности.
Право в Интернете
Слайд 28Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету:
Практически отсутствует регулирование
правовых отношений в Интернете на международном (межгосударственном) уровне. Основная проблема
заключается в том, что Интернет не имеет территориальных границ своего распространения.
Право в Интернете
Слайд 29Основы социальной информатики
Урок 3
Этические нормы информационной деятельности человека
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Гришкова Татьяна Павловна
Слайд 30Назовите профессии, относящиеся к информационной сфере.
Какие национальные информационные ресурсы вы
знаете?
Назовите основные виды компьютерных преступлений (угроз).
Какие принимаются меры обеспечения информационной
безопасности?
Как охраняется авторское право в Интернете?
Какие существуют проблемы охраны информации?
Закрепление пройденного
Слайд 31Природные ресурсы.
Материальные ресурсы.
Финансовые ресурсы.
Информационные ресурсы.
Закончите предложение: «Отдельные документы и массивы
документов в информационных системах – это»
Слайд 32Термины «информатизация» и «компьютеризация» означают одни и те же процессы.
Термины
«информатизация» и «компьютеризация» означают принципиально различные процессы.
Термин «информатизация» значительно шире
термина «компьютеризация».
Термины «информатизация» значительно уже термина «компьютеризация» .
Какое высказывание является истинным?
Слайд 33Увеличение количества избыточной информации в обществе.
Увеличение роли средств массовой информации.
Эффективное
использование информации в обществе.
Эффективное использование компьютеров в обществе.
Термин «информатизация общества
означает»:
Слайд 34Этические нормы информационной деятельности человека
Сетевой этикет.
Этикет для электронной почты.
Этикет для
общения в чате, форуме, телеконференции.
Слайд 35Понятие «сетевой этикет» появилось с появлением первой сетевой услуги –
электронной почты.
Важно соблюдать правила сетевого этикета для того, чтобы не
попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того, чтобы не доставить неприятности партнерам по общению в Интернете.
Сетевой этикет
Слайд 36Хорошим тоном считается указание темы письма.
Принято при ответе на письма
указывать в поле темы Re: исходная тема, или настроить почтовую
программу так, чтобы эта пометка автоматически появлялась.
При цитировании выделяйте фразу знаками
и отделяйте от ваших слов строкой.
Выделенный БОЛЬШИМИ БУКВАМИ текст считается несдержанным выражением, криком, давлением на собеседника.
Этикет для электронной почты
Слайд 37Принято подписывать официальные письма, сообщая о себе должность, ФИО, уведомлять
о полномочиях, представительстве.
Вежливо писать грамотно.
Отправляя вложенные файлы, потрудитесь узнать сможет
ли абонент получить их.
Можно использовать в личной переписке смайлики:
:-) :) - улыбка,
:-( :( - огорчение,
;-) - ирония, также используются другие смайлики.
Этикет для электронной почты
Слайд 38Правила хорошего тона предполагают знакомство – регистрацию.
Выбирайте псевдоним (ник) не
шокирующий чувства других собеседников.
Обращаясь конкретно к кому-либо, пишите в начале
строки ник.
Текст БОЛЬШИМИ БУКВАМИ также чаще всего не приемлем.
Не забывайте поздороваться и попрощаться.
Не употребляйте грубых слов и выражений в тексте.
Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции
Слайд 39Основы социальной информатики
Урок 4
Применение компьютерной техники в быту, обучении, на
рабочем месте
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 50 г.
Томска
Гришкова Татьяна Павловна
Слайд 40Задание:
Добавьте несколько слайдов презентации по данной теме.
Информацию можно взять из
учебника или Интернета.
Задание на две недели.
Применение компьютерной техники в быту,
обучении, на рабочем месте