Слайд 1Учитель физики и информатики
МОУ ООШ с. Котоврас
Алексанов Сергей Викторович
Урок
информатики
в 5 классе
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Слайд 2Проверка домашнего задания
1. Носитель информации – это …
2. Что
служит носителями информации?
3. Какой носитель информации является
основным?
4.
Перечислите свойства бумаги, как
носителя информации?
Слайд 4Тема урока:
«ПЕРЕДАЧА
ИНФОРМАЦИИ»
Слайд 5Передача информации
Люди постоянно участвуют в процессе передачи информации. Они передают
друг другу просьбы, приказы, отчеты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.
Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач
Слайд 6Передача информации
Любой процесс передачи информации упрощенно можно представить следующей схемой:
В
передаче информации всегда участвуют две стороны:
тот, кто передает информацию (источник
информации),
тот, кто ее получает (приемник информации)
Органы чувств человека играют роль биологических информационных каналов.
Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Информационным каналом можно считать письмо или записку.
Источник
информации
Приемник
информации
Информационный канал
Слайд 7Характер передачи информации
Односторонний
Двусторонний
Слайд 8Односторонняя передача информации
При переходе дороги на регулируемом перекрестке вы (приемник
информации), а светофор (источник информации).
А что является информационным каналом?
Слайд 9Двусторонняя передача информации
Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией
с компьютером, давая различные команды. Компьютер принимает и обрабатывает вашу
информацию, а результат обработки отображает на экране монитора.
(Источником и приемником информации является и человек и компьютер).
Приведите пример двусторонней передачи информации?
Слайд 10Примеры приема и передачи информации в живой природе
Луговые цветы, испуская
ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен
нектар, который можно взять.
Свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме.
Слайд 12Как передавали информацию в прошлом
Первоначально люди использовали лишь средства ближней
связи – речь, слух, зрение.
О надвигающейся опасности можно было предупредить
криком, правда, его могли услышать на расстоянии всего нескольких сот метров.
Звук барабана, особенно популярный среди африканских племен, был способен донести сигнал тревоги уже на несколько километров.
Слайд 13Как передавали информацию в прошлом
У австралийских аборигенов до сих пор
сохранилось специальное слово, означающее «читать дым».
Известно также применение костровой связи
на Кавказе. Дозорные находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность, сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. Сигнал, передаваемый от одного дозорного к другому, быстро преодолевал большие расстояния.
Слайд 14Как передавали информацию в прошлом
Для передачи информации на дальние расстояния
использовали гонцов. Иногда гонцы передавали в качестве послания предметы.
Слайд 15Как передавали информацию в прошлом
При необходимости передать на большое расстояние
более сложное сообщение гонцы заучивали послания наизусть (часто в виде
песен).
С развитием письменности появилось такое средство дальней связи, как почта.
Слайд 16Научные открытия и средства передачи информации
В 40-х годах XIX века
русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге телеграфную линию, соединившую
Зимний дворец и Генеральный штаб.
Слайд 17Научные открытия и средства передачи информации
В 1876 году в Америке
был изобретен телефон, позволивший использовать для общения не телеграфный код,
а человеческий язык.
Слайд 18Научные открытия и средства передачи информации
В 1895 году
русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и
кабелей.
Слайд 19Научные открытия и средства передачи информации
До 20-х годов XX века
для телеграфной и радиосвязи использовался специальный код придуманный французским изобретателем
Морзе.
Слайд 20Научные открытия и средства передачи информации
В конце 30-х
годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн
кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной
Слайд 21Научные открытия и средства передачи информации
Сегодня кроме вещательного телевидения существует
кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса.
Спутниковая связь
охватывает всю планету.
Слайд 22Научные открытия и средства передачи информации
В 1969 году в США
начала функционировать первая компьютерная сеть. Она положила начало формированию компьютерной
сети Интернет
Компьютерная сеть – средство оперативного обмена информацией
Слайд 23Подведение итогов
Сегодня на уроке мы узнали:
Как осуществляется передача информации.
Что относится
к источникам информации.
Что относится к приемнику информации.
Что относится к информационным
каналам.
Передача информации бывает односторонняя и двусторонняя.
Слайд 24Подведение итогов
В качестве закрепления рассмотреть вопросы и задания на странице
23-24 учебника.
Слайд 25Домашнее задание
Учебник § 1.5 – учить
Стр. 24 учебника упр. 8
http://pedsovet.su/load/14-1-0-1289