Слайд 1ПЛАН:
ПОНЯТИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
ВИДЫ ИНТЕРФЕЙСОВ
ТЕМА: ПОНЯТИЕ ИНТЕРФЕЙСА
Слайд 21. ПОНЯТИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Интерфейс - совокупность технических, программных и методических
(протоколов, правил, соглашений) средств сопряжения в вычислительной системе пользователей с
устройствами и программами, а также устройств с другими устройствами и программами.
Слайд 3
Интерфейс пользователя - набор методов взаимодействия компьютерной программы и пользователя
этой программы.
Программный интерфейс - набор методов для взаимодействия между
программами.
Физический интерфейс - способ взаимодействия физических устройств.
Слайд 4ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
Пользовательский интерфейс - это совокупность программных и аппаратных средств,
обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.
Слайд 5ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С КОМПЬЮТЕРОМ
Слайд 6ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ГЕНЕРИРУЕТ СООБЩЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ТИПОВ:
запрос информации
запрос помощи
запрос операции или функции
ввод
или изменение информации
В ответ пользователь получает подсказки или справки; информационные
сообщения, требующие ответа; приказы, требующие действия; сообщения об ошибках и другую информацию.
Слайд 7ТИПЫ ИНТЕРФЕЙСОВ
1. процедурно-ориентированные:
- примитивные;
- меню;
- со свободной навигацией;
2. объектно-ориентированные:
-
прямого манипулирования.
Слайд 8ПРОЦЕДУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ
1)Обеспечивает пользователю функции, необходимые для выполнения задач;
2)Акцент делается на
задачи;
3)Пиктограммы представляют приложения, окна или операции;
4)Содержание папок и справочников отражается
с помощью таблицы-списка.
Слайд 9ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ
1)Обеспечивает пользователю возможность взаимодействия с объектами;
2)Акцент делается на входные
данные и результаты;
3)Пиктограммы представляют объекты;
4)Папки и справочники являются визуальными контейнерами
объектов.
Слайд 10ПРИМИТИВНЫЙ ИНТЕРФЕЙС
интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем и используется в
консольном режиме.
Слайд 11ИНТЕРФЕЙС МЕНЮ
позволяет пользователю выбирать операцию из специального списка, выводимого ему
программой.
Возможны два варианта организации меню:
- каждое окно меню занимает весь
экран
- на экране одновременно присутствуют несколько разноуровневых меню (Windows).
Слайд 12ИНТЕРФЕЙС СО СВОБОДНОЙ НАВИГАЦИЕЙ
Поддерживает концепцию интерактивного взаимодействия с ПО, визуальную
обратную связь с пользователем и возможность прямого манипулирования объектом (кнопки,
индикаторы, строки состояния).
Обеспечивает возможность осуществления любых допустимых операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты («горячие» клавиши и т.д.).
Слайд 13СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИНТЕРФЕЙСОВ
1) Командный интерфейс. Человек подает "команды" компьютеру, а
компьютер их выполняет и выдает результат человеку.
2) WIMP - интерфейс
(Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Диалог с пользователем ведется с помощью графических образов - меню, окон, других элементов.
3) SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения.
Слайд 15ПАКЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Этот вид технологии появился первым.
Идея ее проста: на
вход компьютера подается последовательность символов, в которых по определенным правилам
указывается последовательность запущенных на выполнение программ.
Слайд 16ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДНОЙ СТРОКИ
В качестве единственного способа ввода информации от человека
к компьютеру служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с
помощью монитора.
Эту комбинацию (монитор + клавиатура) стали называть терминалом, или консолью.
Слайд 17ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
Первая система с графическим интерфейсом 8010 Star Information System
группы PARC, появилась в 1981 году.
Первоначально визуальный интерфейс использовался
только в программах.
Постепенно он стал переходить и на операционные системы, для компьютеров Atari, Apple Macintosh и IBM .
Слайд 18ПРОСТОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
1) Выделение областей экрана.
2) Переопределение клавиш клавиатуры
в зависимости от контекста.
3) Использование манипуляторов и серых клавиш
клавиатуры для управления курсором.
4) Широкое использование цветных мониторов.
Примером использования интерфейса является файловая оболочка Nortron Commander и текстовый редактор Multi-Edit.
Слайд 19WIMP - ИНТЕРФЕЙС
Вся работа с программами, файлами и документами происходит
в окнах - очерченных рамкой частях экрана.
Все программы, файлы,
документы, устройства и другие объекты представляются в виде значков - иконок.
Все действия с объектами осуществляются с помощью меню.
Широкое использование манипуляторов для указания на объекты.
Примером программ с графическим интерфейсом является операционная система Microsoft Windows.
Слайд 20РЕЧЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
С середины 90-х годов, появилась так называемая "речевая технология"
SILK - интерфейса.
При этой технологии команды подаются голосом путем
произнесения специальных зарезервированных слов – команд:
- "Проснись" - включение голосового интерфейса.
- "Отдыхай" - выключение речевого интерфейса.
- "Открыть" - переход в режим вызова той или иной программы.
- "Буду диктовать" - переход из режима команд в режим набора текста голосом.
- "Режим команд" - возврат в режим подачи команд голосом.
Слайд 21БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ("МИМИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС")
Возникла в конце 90-х годов XX века.
Для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда,
размер зрачка и другие признаки.
Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация.
Слайд 22СЕМАНТИЧЕСКИЙ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) ИНТЕРФЕЙС
Возник в конце 70-х годов XX века, с
развитием искусственного интеллекта.
Он включает в себя и интерфейс командной
строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейс.
Основная его отличительная черта - это отсутствие команд при общении с компьютером.
Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов.
По сути это трудно называть интерфейсом - это уже моделирование "общения" человека с компьютером.