Слайд 1
Дода Наталья Генондовна
Постановка проблемного обучения на уроках информатики
базовой
школы
Магистерская диссертация
на соискание академической степени магистр
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Макарова Нина Петровна
Слайд 2Исследователи проблемного обучения:
Махмутов М.И, Селевко Г.К.,
Лернер И.Я., Оконь В., Подласый
И.П.,
Харламов И.Ф., Новик И.А., Лапчик М.П.,
Бочкин А.И., Макарова Н.П., Монахов В.М.,
Смирнов
С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н.,
Паклина Е.П., Белецкая Л.В.,
Осипенко Л.Е., Поснов Н.Н. и др.
Слайд 3
Актуальность:
1) наличие разрозненного либо неупорядоченного характера материала по теме исследования,
а именно применительно к школьному курсу информатики;
2) отсутствие пригодной для
немедленного использования в педагогической деятельности методики создания проблемных ситуаций при наличии некоторого объема разработок по отдельным темам курса;
3) отсутствие основательного экспериментального подтверждения эффективности учебного процесса при использовании проблемного обучения
Слайд 4Связь работы с научными исследованиями кафедры информатики и вычислительной техники
УО «ГрГу»
Тема «Разработка и исследование методов, моделей, алгоритмов и программного
обеспечения для решения задач образования и производства»
Слайд 5
Объект исследования:
организация преподавания информатики в базовой школе
Предмет исследования:
постановка проблемного
обучения в преподавании различных тем базового курса информатики
Слайд 6
Цель исследования:
разработка организации проблемного обучения в курсе информатики
Слайд 7
Гипотеза:
проблемное обучение в процессе преподавания информатики повысит качественный уровень
приобретаемых школьниками знаний, умений, навыков,
- если в основе
проблемного обучения лежит система разработанных учителем проблемных ситуаций;
- если в процессе проблемного обучения в качестве одного из важных акцентов определения качества обучения выделяется удовлетворение личностных потребностей учащихся;
- если при организации проблемного обучения широко используются НИТ;
- если происходит обучение школьников методам самостоятельного поиска и анализа новых знаний и способов действий для решения возникших проблемных заданий.
Слайд 8
Задачи:
1. Проанализировать имеющийся опыт постановки проблемного обучения применительно к
школьному курсу информатики базовой школы.
2. Изучить возможности проблемного обучения для
повышения качества знаний, умений и навыков школьников в образовательной, предметной области «Информатика».
3. Разработать учебно-методический комплекс.
Слайд 9Состав учебно-методического комплекса:
постановка системы проблемных ситуаций в процессе преподавания отдельных
тем;
примеры планов-конспектов творческих проблемных уроков;
примеры сценариев проблемных уроков с использованием
межпредметных связей с другими школьными дисциплинами;
примерный вариант самостоятельной работы с использованием проблемных задач и заданий;
примеры проблемных задач с профессиональной направленностью;
компьютерные педагогические средства обучения по определенным темам проблемного характера.
Слайд 10Положения, выносимые на защиту:
1. Использование проблемного обучения в преподавании курса
информатики базовой школы повышает качество ЗУН учащихся и их степень
познавательной самосто-ятельности в учебном процессе.
2. Учебно-методический комплекс на основе проблемного обучения.
Слайд 11Научная новизна исследования и личный вклад
Впервые рассматривается применительно к школьному
курсу информатики проблемное обучение как целостный тип.
Выявлено повышение качества приобретаемых
ЗУН и степени самостоятельности учащихся в учебном процессе в результате использования проблемного обучения.
Разработан учебно-методический комплекс, предусматривающий возможность использования проблемного обучения в преподавании информатики.
Слайд 12
расширение методических и
дидактических возможностей
использования проблемного обучения
на уроках информатики
посредством учебно-методического
комплекса.
Практическая значимость полученных результатов исследования
Слайд 13Результаты исследования
опубликованы в материалах
республиканской научной конференции
НИРС-2004
(г. Гродно).
Слайд 14Структура работы
Глава 1. «Научно-методические основы постановки проблемного обучения в курсе
информатики базовой школы»
обзор литературы;
содержание понятия «проблемное обучение»;
значимость организации проблемного обучения;
критерии
оценки эффективности проблемного обучения;
способы создания и разрешения проблемных ситуаций.
Слайд 15Проблемное обучение – это целостный тип обучения информатике, основанный на
создании учителем системы проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся
по ее разрешению и усвоению готовых выводов информатики с помощью вопросов и указаний учителя, самостоятельного поиска и анализа информации в справочных системах, материалах и ее обработки с помощью НИТ.
Слайд 16Схема личностных потребностей школьника, реализуемых в процессе проблемного обучения
Слайд 17Критерии оценки эффективности
объем усвоенного материала;
глубина и прочность приобретенных знаний, умений
и навыков;
время, затрачиваемое на изучение учебного материала;
следствия обучения, то есть
возможности последующего самостоятельного интел-лектуального развития школьника;
развитие воспитательных способностей обучаемого.
Слайд 18Проблемная ситуация вызывается:
столкновением школьников с неизвестными понятиями;
подведением учеников к
возникновению различных противоречий, получению опровержений предположений;
наличием нескольких возможных разрешений возникшей
ситуации;
побуждением учителем обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, находить наиболее рациональный способ решения проблемы;
постановкой проблемных задач;
- формулировкой учителем проблемных вопросов.
Слайд 19Разрешение проблемной ситуации:
проблемную лекцию;
эвристическую беседу с участием учителя и
учеников;
проблемная демонстрация (как показ необходимого способа действия или получения знаний
и умений);
самостоятельная исследовательская и поисковая работа нахождения решения или информации каждого ученика в справочной литературе, учебниках, справочных системах изучаемого программного средства, глобальной сети Internet и коллективное подведение итогов всем классом;
проведение школьниками ассоциаций и аналогий с ранее полученными знаниями или жизненными ситуациями;
практическое применение учащимися знаний и умений;
деятельность учащихся по анализу полученных результатов и практическому их применению .
Слайд 20Глава 2. «Методика организации проблемного обучения в курсе информатики базовой
школы»
организация проблемного обучения при создании непредвиденных ситуаций;
межпредметные и профориентационные аспекты
проблемного обучения;
использование новых информационных технологий;
описание экспериментальной работы
Слайд 21Непредвиденные ситуации:
нужная информация не была своевременно усвоена на должном уровне;
рассматриваемый
материал изучается более глубоко на последующих уроках информатики;
отдельные учащиеся воспринимают
новую информацию более длительный период;
по причине пропусков учащихся по болезни;
изучаемый материал имеет тесную связь с другими школьными дисциплинами (математикой, физикой, биологией и т.д.), при этом необходимые знания по смежной дисциплине еще не получены.
Слайд 22Результаты использования межпредметных связей информатики с другими школьными дисциплинами
формирование умений
анализа, поиска закономерностей, исследований и т.п. для решения межпредметных задач;
формирование
умений использования знаний из других школьных предметов;
формирование умений использования компьютера как технического средства на уроках информатики с целью разрешения проблемной ситуации при решении задач межпредметного содержания;
формирование умений выбора подходящего программного средства для решения задачи и умений
Слайд 23- профинформирующие задачи (для формули-ровки сюжетов задач используются словесные модели
событий);
- профактивизирующие задачи (в формули-ровке задач присутствуют словесные модели количественной
стороны явлений либо межпредметное содержание задачи проявляется в процессе ее решения).
Типы используемых задач
Слайд 24Три этапа эксперимента:
констатирующий;
созидательно-преобразующий;
контрольный.
Слайд 25Анкета
1. Обычно вы читаете внимательно условие задачи?
a) да;
б)
нет;
c) скорее да, чем нет;
д) скорее нет, чем да
2. В
коллективном обсуждении (условия задачи, ее решения и т.п.) вы принимаете активное участие?
а) да;
б) нет;
c) скорее да, чем нет;
д) скорее нет, чем да.
3. Найдя одно решение задачи, продолжаете ли вы поиск другого, возможно более рационального?
a) да;
б) нет;
c) скорее да, чем нет;
д) скорее нет, чем да.
Слайд 26Результаты анкетирования экспериментальной группы
Слайд 27Результаты статистической обработки
Ряд 1 – контрольная группа;
Ряд 2 – экспериментальная
группа.
Слайд 28Результаты статистической обработки
Слайд 29Результаты статистической обработки
Слайд 30Результаты статистической обработки
Слайд 31
1. Исследование является актуальным.
ВЫВОДЫ
Слайд 32
2. Использование проблемного обучения в процессе преподавания информатики повышает познавательный
интерес учащихся к предмету и его содержанию посредством, в том
числе, удовлетворения личностных потребностей.
ВЫВОДЫ
Слайд 33
3. В ходе эксперимента подтверждена необходимость использования проблемного обучения с
целью повышения качества знаний, умений и навыков школьников по предмету
и степени их самостоятельности в процессе обучения.
ВЫВОДЫ
Слайд 34
4. В ходе эксперимента подтверждена целесообразность использования учебно-методического комплекса на
основе организации системного подхода к проблемному обучению информатике и использования
новых информационных технологий, который повысил уровень активности и самостоятельности школьников в учебном процессе.
ВЫВОДЫ
Слайд 35
5. Требуется дальнейшая теоретическая и практическая проработка форм и методов
организации проблемного обучения в преподавании непрерывного курса информатики.
ВЫВОДЫ