Слайд 1Урок информатики в 6 классе
Учитель : Сенякина Т.П.
Понятие как форма
мышления
Слайд 2Что такое «понятие»?
Понятие – отражение совокупности существенных признаков отдельного объекта
или класса однородных объектов..
Словами мы пользуемся, когда
говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем.
Понятие – это форма мышления
Слайд 3Понятие в языке выражается одним или несколькими словами.
Например:
компьютер,
персональный компьютер,
мальчик,
молодой человек,
информация,
звуковая информация
Слайд 4Как образуются понятия?
Большую роль в образовании понятий играет наука «Логика»
Слайд 5Логика
Логика – наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений
и доказательств.
Слайд 6основные логические приемы формирования понятий:
Анализ,
Синтез,
Сравнение
Абстрагирование
Обобщение
Слайд 7 Анализ
Анализ - мысленное разделение объекта на составные
части или выделение признаков объекта.
Слайд 8Синтез
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или
его признаков, полученных в процессе анализа. (Так ребенок разбирающий или
собирающий игрушку производит своеобразный анализ).
Слайд 9Сравнение
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным
или несущественным признакам.
«Все познается в сравнении» - гласит народная
мудрость.
Слайд 10 Абстрагирование
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и
отвлечение от других.
Выделяем существенные признаки и отделяем их от
несущественных
Слайд 11Обобщение
Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.
(Например: класс носителей информации, класс растений)
Слайд 12Содержание понятия
Содержание понятия - это все существенные признаки объекта или
класса объектов, отраженные в понятии.
Слайд 13Объем понятия
Объем понятия - множество объектов, каждому из которых присущи
признаки, составляющие содержание понятия.
Выделяют единичные и общие понятия.
Слайд 14. Единичное понятие скрывает конкретный объект, тот самый о котором
идет речь.
(А.С.Пушкин)
За общим понятием скрывается множество однородных объектов – класс объектов.
(Значки программ
рабочего стола)
Слайд 15. Закрепление материала. Вопросы:
1.Вспомните в каких ситуациях вы сталкивались с
анализом на уроках русского языка, математики.
2. Какое из понятий «последовательность»
и «множество» аналогично понятию «класс»?
3. Чем обычно характеризуются объекты реальной действительности?
4. Чем характеризуются понятия?
5. Что такое содержание понятия?
6.Раскройте содержание понятий «клавиатура», «редактирование текста», «операционная система»?
7.Что такое объём понятий?
8. В чем разница между единичными и общими понятиями? Приведите пример.