Слайд 1Тема урока: Принцип программного управления
Слайд 2Джоном фон Нейманом в 1945 г. были описаны основные принципы
построения компьютеров, которые до сих пор являются стандартом практически для
всех компьютеров. Одним из них является программное управление.
В основе принципа программного управления лежит представление алгоритма решения любой задачи в виде программы вычислений.
Алгоритм – точное предписание, определяющее процесс преобразования исходных данных в конечный результат.
При решении задачи применим общий алгоритм:
получить исходные данные;
найти решение;
сообщить ответ.
Программа (для компьютера) – это упорядоченная последовательность команд, подлежащая обработке. Программа описывает операции, которые нужно выполнить процессору компьютера для решения поставленной задачи.
Команда – это инструкция машине на выполнение элементарной операции. Набор операций, которые может выполнять компьютер, и правил их записи образуют машинный язык.
Структура команды в общем случае имеет вид:
Слайд 3Исторически сложилась тенденция к увеличению количества команд в машинном языке.
Разработчики считали, что чем больше в нем команд, тем шире
возможности по обработке данных.
В настоящее время совершается переход на RISC-процессоры, основной характеристикой которых является сокращение набора команд и упрощение их структуры.
Слайд 4Суть принципа программного управления заключается в следующем:
все вычисления, предписанные алгоритмом
решения задачи, должны быть представлены в виде программы, состоящей из
последовательности управляющих слов-команд;
каждая команда содержит указания на конкретную выполняемую операцию, место нахождения (адрес) операндов и ряд служебных признаков. Операнды – это переменные, значения которых участвуют в операциях преобразования данных. Список всех переменных (входных и данных, промежуточных значений и результатов вычислений) является неотъемлемым элементом любой программы;
для доступа к программам, командам и операндам используются их адреса, в качестве которых выступают номера ячеек памяти компьютера, предназначенных для хранения объектов;
команды программы расположены в памяти друг за другом, что позволяет микропроцессору организовывать выборку цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти и выполнять команду за командой.
для перехода к выполнению не следующей по порядку команды, а к какой-то другой, используются команды условного или безусловного переходов. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды «стоп». Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.
Слайд 5Обычно программы хранятся во внешней памяти ПЭВМ и для выполнения
передаются в оперативную память.
Некоторые программы постоянно размещаются в памяти (ядро
операционной системы, архиватор Zip Magic, монитор антивирусной программы Касперский Антивирус и др.) и называются резидентными, а другие – загружаются только на время выполнения, а затем удаляются из памяти, и называются транзитными.
Часть машинных программ, обеспечивающих автоматическое управление вычислениями и используемых наиболее часто, может размещаться в постоянном запоминающем устройстве – реализовываться аппаратно.
Программы, записанные в ПЗУ, составляют базовую систему ввода/вывода (BIOS), которая является промежуточным звеном между программным обеспечением компьютера и его электронными компонентами.
Её компоненты обеспечивают выполнение всех операций ввода/вывода в соответствии со специфическими особенностями работы каждого из периферийных устройств данного компьютера (драйверы стандартных устройств), тестируют работу памяти и устройств компьютера при включении электропитания (тест), а также выполняют загрузку операционной системы.
Слайд 6Контрольные вопросы:
Для чего предназначена интерфейсная система микропроцессора?
Технология макро-слияния (Macro Fusion)
Для чего
предназначены буферные регистры?