Слайд 1Реляционные системы управления базами данных
Основные концепции.
Слайд 2Основные функции СУБД
Прикладное программное обеспечение
Система управления базами данных
База данных
ППО, пользователи
Операционная
система
«железо»
Обеспечение доступа ППО к базе данных
Управление базой данных
Слайд 3СУБД
Программные составляющие СУБД включают в себя ядро и сервисные средства
(утилиты).
Ядро СУБД – это набор программных модулей, необходимый и достаточный
для создания и поддержания БД, то есть универсальная часть, решающая стандартные задачи по информационному обслуживанию пользователей.
Сервисные программы предоставляют пользователям ряд дополнительных возможностей и услуг, зависящих от описываемой предметной области и потребностей конкретного пользователя.
Системой управления базами данных называют программную систему, предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных для множества приложений, поддержания её в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к содержащимся в ней данным в рамках предоставленных им полномочий.
Слайд 4Классификация СУБД
По степени универсальности СУБД делят на два класса:
СУБД
общего назначения (СУБД ОН)
специализированные СУБД (СпСУБД).
Специализированные СУБД создаются в тех случаях,
когда ни одна из существующих СУБД общего назначения не может удовлетворительно решить задачи, стоящие перед разработчиками. Причин может быть несколько:
не достигается требуемого быстродействия обработки данных;
необходима работа СУБД в условиях жёстких аппаратных ограничений;
требуется поддержка специфических функций обработки данных.
СпСУБД предназначены для решения конкретной задачи.
Создание СпСУБД – дело весьма трудоёмкое.
Слайд 5Классификация СУБД
По методам организации хранения и обработки данных СУБД делят
на
Централизованные
Распределённые.
Первые работают с БД, которая физически
хранится в одном месте (на одном компьютере). Большинство централизованных СУБД перекладывает задачу организации удалённого доступа к данным на сетевое обеспечение, выполняя только свои стандартные функции.
По модели данных различают иерархические, сетевые, реляционные, объектно-реляционные и объектно-ориентированные СУБД.
Слайд 6Требования к реляционным СУБД (по Кодду)
Явное представление данных (The Information
Rule). Информация должна быть представлена в виде данных, хранящихся в
ячейках. Данные, хранящиеся в ячейках, должны быть атомарны. Порядок строк в реляционной таблице не должен влиять на смысл данных.
Гарантированный доступ к данным (Guaranteed Access Rule). К каждому элементу данных должен быть гарантирован доступ с помощью комбинации имени таблицы, первичного ключа строки и имени столбца.
Полная обработка неизвестных значений (Systematic Treatment of Null Values). Неизвестные значения (NULL), отличные от любого известного значения, должны поддерживаться для всех типов данных при выполнении любых операций.
Слайд 7Требования к реляционным СУБД (по Кодду)
Доступ к словарю данных в
терминах реляционной модели (Dynamic On-Line Catalog Based on the Relational
Model). Словарь данных должен сохраняться в форме реляционных таблиц, и СУБД должна поддерживать доступ к нему при помощи стандартных языковых средств.
Полнота подмножества языка (Comprehensive Data Sublanguage Rule). Система управления реляционными базами данных должна поддерживать единственный язык запросов, который позволяет выполнять все операции работы к данным:
операции определения данных,
операции манипулирования данными,
управление доступом к данным,
управление транзакциями.
Слайд 8Требования к реляционным СУБД (по Кодду)
Поддержка обновляемых представлений (View Updating
Rule). Обновляемое представление должно поддерживать все операции манипулирования данными, которые
поддерживают реляционные таблицы: операции выборки, вставки, модификации и удаления данных.
Наличие высокоуровневых операций управления данными (High-Level Insert, Update, and Delete). Операции вставки, модификации и удаления данных должны поддерживаться не только по отношению к одной строке реляционной таблицы, но по отношению к любому множеству строк.
Слайд 9Требования к реляционным СУБД (по Кодду)
Физическая независимость данных (Physical Data
Independence). Приложения не должны зависеть от используемых способов хранения данных
на носителях, от аппаратного обеспечения компьютеров, на которых находится реляционная база данных.
Логическая независимость данных (Logical Data Independence). Представление данных в приложении не должно зависеть от структуры реляционных таблиц.
Слайд 10Требования к реляционным СУБД (по Кодду)
Независимость контроля целостности (Integrity Independence).
Вся информация, необходимая для поддержания целостности, должна находиться в словаре
данных. СУБД должна выполнять проверку заданных ограничений целостности и автоматически поддерживать целостность данных.
Независимость от распределенности (Distribution Independence). База данных может быть распределенной, может находиться на нескольких компьютерах, и это не должно оказывать влияние на приложения.
Согласование языковых уровней (Non-Subversion Rule). Не должно быть иного средства доступа к данным, отличного от стандартного языка работы с данными. Если используется низкоуровневый язык доступа к данным, он не должен игнорировать правила безопасности и целостности, которые поддерживаются языком более высокого уровня.
Слайд 11Основные функции реляционной СУБД
Поддержка многопользовательского доступа.
Обеспечение физической целостности данных.
Управление доступом.
Настройка
РСУБД.
подключение внешних приложений к БД;
модификация параметров организации среды
хранения;
изменение структуры хранимых данных или их размещения в среде хранения (реорганизация БД);
модификацию концептуальной схемы данных (реструктуризация БД).
Слайд 12Требования к составу и функциям СУБД
Хранение, извлечение и обновление данных.
Каталог
(ССД), доступный конечным пользователям.
Поддержка транзакций.
Служба управления параллельной работой.
Службы восстановления.
Службы контроля
доступа к данным.
Службы поддержки целостности данных.
Службы поддержки независимости от данных.
Вспомогательные службы.
Слайд 13Администрирование базы данных
В задачи администратора входит выполнение нескольких групп функций:
1.
Администрирование предметной области
2. Администрирование БД:
- изменения в структуре
хранимых данных
- изменения способов размещения данных в памяти
- изменения используемых методов доступа к данным
3. Администрирование приложений
4. Администрирование безопасности данных
Слайд 14Вспомогательные службы
Обычно предназначены для оказания помощи АБД в эффективном администрировании
базы данных.
Некоторые примеры подобных утилит.
Утилиты импортирования.
Средства мониторинга.
Программы
статистического анализа.
Инструменты реорганизации индексов.
Инструменты сборки мусора и перераспределения памяти для физического устранения удаленных записей с запоминающих устройств, объединения освобожденного пространства и перераспределения памяти по мере необходимости.
Слайд 15Преимущества наличия ССД
Информация о данных может быть централизованно собрана и
сохранена.
Можно определить смысл данных.
Упрощается общение.
В системном каталоге
также могут быть указаны один или несколько пользователей.
Благодаря централизованному хранению избыточность и противоречивость описания отдельных элементов данных могут быть легко обнаружены.
Внесенные в базу данных изменения могут быть запротоколированы.
Последствия любых изменений могут быть определены еще до их внесения.
Меры обеспечения безопасности могут быть дополнительно усилены.
Появляются новые возможности организации поддержки целостности данных.
Может выполняться аудит хранимой информации.
Слайд 17Основные программные компоненты СУБД
Процессор запросов.
Диспетчер базы данных.
Диспетчер файлов.
Слайд 18Основные программные компоненты СУБД
Препроцессор языка DML.
Компилятор языка DDL.
Диспетчер
словаря.
Модуль контроля прав доступа.
Процессор команд.
Средства контроля целостности.
Оптимизатор запросов.
Слайд 19Основные программные компоненты СУБД
Диспетчер транзакций.
Планировщик.
Диспетчер восстановления.
Диспетчер буферов.
Архитектура MTS
Слайд 20Лекция.
MS Access: запросы, формы, отчеты, макросы.
Слайд 21Запрос — это объект базы данных, являющийся основным инструментом выборки,
обновления и обработки данных в таблицах базы данных.
Запрос на
выборку позволяет сформировать пользовательское представление о данных. Результат выполнения запроса на выборку — это новая, чаще всего временная, таблица, которая существует до закрытия запроса. Записи формируются путем объединения записей таблиц, участвующих в запросе. Условия отбора, сформулированные в запросе, позволяют фильтровать записи, составляющие результат объединения таблиц.
Простейшие запросы могут быть созданы с помощью мастера. Любой запрос можно создать в режиме конструктора.
Слайд 24Назначение и виды запросов
Запрос позволяет выбрать необходимые данные из одной
или нескольких взаимосвязанных таблиц, произвести вычисления и получить результат в
виде виртуальной таблицы.
Слайд 25С помощью запроса можно выполнить следующие виды обработки данных:
-сформировать на
основе объединения записей взаимосвязанных таблиц новую виртуальную таблицу;
-включить в результирующую
таблицу запроса заданные пользователем поля;
-выбрать записи, удовлетворяющие условиям отбора;
-произвести вычисления в каждой из полученных записей;
-сгруппировать записи, которые имеют одинаковые значения в одном или нескольких полях, в одну запись с одновременным выполнением над другими полями статистических функций;
-добавить в результирующую таблицу запроса строку итогов;
-произвести обновление полей в выбранном подмножестве записей;
-создать новую таблицу базы данных, используя данные из существующих таблиц;
Слайд 26В Access может быть создано несколько видов запроса:
-запрос на
выборку — выбирает данные из взаимосвязанных таблиц базы данных и
таблиц запросов. Результатом является таблица, которая существует до закрытия запроса. На основе такого запроса могут строиться запросы других видов;
запрос на создание таблицы — также выбирает данные из взаимосвязанных таблиц и других запросов, но в отличие от запроса на выборку результат сохраняется в новой постоянной таблице базы данных;
-запросы на обновление, добавление, удаление — являются запросами, в результате выполнения которых изменяются данные в таблицах.
Для создания запроса может быть использован либо режим конструктора, либо мастер. Если пользователь знаком с созданием инструкций SQL можно создать запрос в режиме SQL.
Слайд 27Вычисляемые поля
В запросе для каждой записи могут производиться вычисления с
числовыми, строковыми значениями или значениями дат с использованием данных из
одного или нескольких полей.
Результат вычисления образует в таблице запроса новое вычисляемое поле.
В выражениях вычисляемых полей помимо имен полей могут использоваться константы и функции.
В результате обработки выражения может получаться только одно значение.
Слайд 28Групповые операции в запросах. Назначение групповых операций
Групповые операции позволяют выделить
группы записей с одинаковыми значениями в указанных полях и использовать
для этих групп одну из статистических функций.
В Access предусматривается девять статистических функций:
Sum — сумма значений некоторого поля для группы;
Avg — среднее от всех значений поля в группе;
Max, Min — максимальное, минимальное значение поля в группе;
Count — число значений поля в группе без учета пустых значений;
StDev – среднеквадратичное отклонение от среднего значения поля в группе.
Var -дисперсия значений поля в группе;
First, Last — значение поля из первой или последней записи в группе.
Результат запроса с использованием групповых операций содержит по одной записи для каждой группы.
Слайд 29Многотабличные запросы
Многотабличный запрос часто осуществляет объединение данных, которые на этапе
проектирования были разделены им множество объектов в соответствии с требованиями
нормализации.
Разделение на объекты обеспечивает, прежде всего, отсутствие дублируемости данных и базе, повторяются только значения ключевых полей. В результате выполнения запроса формируется таблица с повторяющимися данными, в которой каждая запись собирает необходимые данные из разных объектов — таблиц.
При проектировании и конструировании запроса важнейшим условием является правильное представление о том, как идет объединение записей таблиц при формировании результата.
Слайд 30Формы
Формы являются основой разработки диалоговых приложений пользователя для работы с
базой данных.
Работая с формой, пользователь может добавлять, удалять
и изменять записи таблиц, получать расчетные данные. В процессе работы может осуществляться контроль вводимых данных, могут проверяться ограничения на доступ к данным, выводиться необходимые дополнительные сведения.
Слайд 31Форма состоит из элементов управления, которые отображают поля таблиц, и
графические элементы, не связанные с полями таблиц. Графические элементы управления
предназначены, прежде всего, для разработки макета формы: надписей, внедряемых объектов (рисунков, диаграмм), вычисляемых полей, кнопок, выполняющих печать, открывающих другие объекты или задачи.
Как форма в целом, так и каждый из ее элементов обладает множеством свойств. Посредством их изменения можно настроить внешний вид, размер, местоположение элементов в форме, определить источник данных формы, режим ввода/вывода, привязать к элементу выражение, макрос или программу. Набор свойств доступен в соответствующем окне, где они разбиты на категории, каждая из которых представлена на своей вкладке. Основными вкладками в окне свойств являются:
Слайд 32Макет — представляет свойства, ориентированные на
определение внешнего вида формы или ее элементов;
Данные— представляет свойства для
определения источника данных формы или ее элементов, режима использования формы (только разрешение на изменение, добавление, удаление и т. п.);
События — событиями называют определенные действия, возникающие при работе с конкретным объектом или элементом: нажатие кнопки мыши, изменение данных, до обновления, после обновления, открытие или закрытие формы и т. д. Они могут быть инициированы пользователем или системой
Слайд 33Формы в Access могут быть представлены в трех режимах:
-Режим формы
предназначен для ввода, просмотра и корректировки данных таблиц, на которых
основана форма.
-Режим макета обеспечивает просмотр данных почти в таком виде, в каком они отображаются в режиме формы, и в то же время позволяет изменять форму.
Режим конструктора предназначен для разработки формы с помощью полного набора инструментов, обеспечивающего более детальную проработку структуры формы, использование всех элементов управления.
Этапы создания интерфейса в Access
Слайд 34Отчеты
Новые средства Access 2007 позволяют создать профессионально оформленные отчеты не
только с помощью мастера или конструктора, но и в режиме
макета. При этом простыми средствами перетаскивания в отчет нужных полей из таблиц базы данных строится запрос — источник записей.
Чтобы правильно создавать отчеты, необходимо понимать назначение каждого его раздела.
Назначение каждого из разделов:
-Заголовок отчета обычно включает эмблему компании, название отчета, дату. Заголовок отображается перед верхним колонтитулом только один раз в начале отчета;
-Верхний колонтитул отображается вверху каждой страницы и используется в случае, когда нужно, чтобы название отчета и другая общая информация повторялись на каждой странице;
-Заголовок группы (Report Headler) используется при группировке записей отчета для вывода названия группы и однократного отображения полей, по которым производится группировка;
Слайд 35
Назначение каждого из разделов:
-Область данных (Detail) отображает записи из источника
данных, составляющие основное содержание отчета;
-Примечание группы (Footer) используется для отображения
итогов и другой сводной информации по группе в конце каждой группы записей.;
-Нижний колонтитул применяется для нумерации страниц и отображения другой информации внизу каждой страницы;
-Примечание отчета служит для отображения итогов и другой сводной информации по всему отчету один раз в конце отчета.
Слайд 36В Access существуют два представления, в которых можно вносить изменения
в отчет: режим макета и режим конструктора.
Режим макета является
наиболее удобным для внесения изменений в отчет, поскольку пользователь сразу видит данные отчета. В этом режиме предусмотрено большинство инструментов, необходимых для его настройки.
В режиме конструктора отображаются разделы отчета и предусмотрены дополнительные инструменты и возможности разработки.
Просматривать отчет можно в режимах Представление отчета (Report View), Предварительный просмотр (Print Preview) или Макет (Layout Preview).
В режиме Представление отчета можно отфильтровать данные для отображения только заданных строк. Режим предварительного просмотра предназначен для просмотра отчета перед печатью. Режим макета позволяет, просматривая данные отчета, изменять его макет.
Слайд 37Макросы
Макрос – программа, состоящая из последовательности макрокоманд (макрос от слова
"макрокоманда").
Макрокоманда — это инструкция, ориентированная на выполнение определенного действия
над объектами Access и их элементами.
Макрокоманда ВыполнитьКоманду (RunCommand) позволяет выполнить любую встроенную команду Access, которые выводятся на вкладках ленты или в контекстном меню. Имеющийся в Access набор макрокоманд (более 50) реализует практически любые действия, которые необходимы для решения задачи.
Макрос может быть наряду с другими объектами представлен как отдельный объект (изолированный макрос), который отображается в области переходов в группе Макросы (Macros). В Access 2007 макрос может быть внедрен в любые события в форме, отчете или элементе управления (внедренный макрос). При этом он не отображается как объект в группе Макросы (Macros), а становится компонентом формы, отчета.
Макросы могут запускаться на выполнение прямо из области переходов..
Слайд 38
Макросы
Внедренные макросы выполняются в ответ на многочисленные виды события возникающих
в формах, отчетах и их элементах управления. Они наступают при
выполнении определенных действий с объектами, к которым относятся прежде всего, действия пользователя. Связь макросов с событиями позволяет автоматизировать приложения, используя макросы для открытия форм, печати отчетов, выполнения последовательности запросов и многого другого. Сохранение внедренных макросов вместе с формами и отчетами упрощает управление объектами приложения.
Программы на языке макросов реализуют алгоритмы решения отдельных задач приложения.
Механизм связывания макросов с событиями в объектах позволяет объединить разрозненные задачи приложения в единый комплекс, управляемый пользователем.
Пользователь, выполняя различные действия в формах, инициирует выполнение макросов, автоматизирующих решение связанных с действиями пользователя задач.
Слайд 39Конструирование макроса
Создание макросов осуществляется в диалоговом режиме и сводится к
записи в окне макроса последовательности макрокоманд, для которых задаются аргументы.
Каждому макросу присваивается имя. При выполнении макроса макрокоманды выполняются последовательно в порядке их расположения.
Имеется возможность изменить порядок выполнения макрокоманд, определяя условия их выполнения.
Выполнение макросов инициируется простой операцией и может сводиться к его открытию, как это делается и для других объектов базы данных. Помимо этого, Access предоставляет возможность автоматически инициировать выполнение макроса при наступлении некоторого события.