Слайд 1Учебно-исследовательская деятельность школьников по информатике как важнейший аспект профориентации
Тутова Татьяна
Викторовна
Слайд 2Цель работы изучить возможность и условия использования методик профессиональной ориентации
на уроках информатики.
Слайд 3Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теорию и
методологию профессиональной ориентации;
провести анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации
в школе;
рассмотреть метод проектов, как средство реализации профессиональной ориентации на уроках информатики;
разработать методику проведения профессиональной ориентации в ходе проведения учебного проекта по информатике;
разработать практические и контрольные задания по информатике с использованием элементов профессиональной ориентации.
Слайд 4Что же такое исследовательская деятельность учащихся?
Это деятельность, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие
основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Слайд 5Основными признаками учебного исследования являются:
Процесс поисковой познавательной деятельности.
Потребность получения чего-либо
нового.
Самостоятельный поиск.
Направленность на достижение целей обучения.
Формирование специальных эвристик.
Слайд 7Учебно-исследовательская деятельность - такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует
формированию следующих умений:
• добывать новые предметные знания, приемы и способы
действий;
• самостоятельно организовывать поиск;
• достигать поставленных целей обучения;
• формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.д.
Слайд 8Задачи исследовательской деятельности :
• развитие интеллектуальных и творческих способностей;
• формирование
интереса к освоению опыта познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
• создание условий
для социального и профессионального самоопределения;
• совершенствование исследовательских умений школьников;
• развитие личностных качеств учащихся;
• воспитание исследовательской культуры, навыков коллективной работы.
Слайд 9Общая схема ученического исследования:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Обоснование
актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и
предмета исследования, выдвижение гипотез.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.
Сбор материала, обобщение полученных данных.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.
Слайд 10программирование
Начало светлое весны
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и
осины
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И
целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай…
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
Слайд 11Тема «Использование абсолютных и относительных ссылок в формулах в среде
табличного процессора»
Слайд 13На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических
структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаю
ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:
· цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)
(команда исполнителю: «Сделай три прыжка!»);
· цикл с предусловием
(команда исполнителю: «Пока есть силы, прыгай!»);
· цикл с постусловием
(команда исполнителю: «Прыгай, пока не устанешь!»).
Слайд 15Цель: Раскрыть возможности развития и самоутверждения в выборе будущей профессии,
а также избежать ошибки при выборе профессии.
Слайд 16Темы самостоятельных исследований
Каков современный рынок труда?
Какие требования предъявляются к профессионалу?
Какие
ошибки допускаются при выборе профессии?
Слайд 1715 профессий, переживающих наибольший рост
1. Социальные
работники, помощь на дому
118%.
2. Медицинское обслуживание на дому 102%.
3.Системные аналитики 92%
4. Компьютерная инженерия 91%
5. Специалисты по созданию электронных документов 83%
6. Специалисты в области лечебной физкультуры 82%
7. Специалисты в области трудоустройства и
профессиональной подготовки 81%
8. Физиотерапевты 79%
9. Работники сферы услуг 74%
10.Терапевты 72%
11. Маникюр 68%
12. Медицинская помощь (младший мед. персонал) 59%
13. Помощники адвоката 59%
14. Работники медицинских регистратур 56%
15. Бизнес – консультанты 16%
Слайд 18Рейтинг востребованных профессий
Менеджеры по продажам и закупкам.
Программисты.
Банковские служащие, бухгалтеры.
Рекламисты, маркетологи,
бренд – менеджеры.
Дизайнер интерьера, архитекторы.
Полиграфисты, журналисты.
Учителя, преподаватели вузов.
Переводчики.
Артисты, музыканты
Слайд 19Основные правила выбора профессии
Узнать, какие профессии и специальности нужны там,
где я проживаю.
Подумать ,чем бы я хотела заниматься, что меня
особенно привлекает.
Подробно изучить эту профессию; оценить возможность ее приобретения.
Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, желаниями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, по возможности получить профконсультацию.
Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве
Слайд 20Требования различных групп профессий, областей деятельности и рынка труда
определенный уровень
образования (общего и профессионального), квалификации;
здоровье человека должно давать возможность ему
осуществлять плодотворную трудовую деятельность по выбранной профессии;
профессия должна соответствовать склонностям и способностям человека;
профессия должна выбираться с учетом его темперамента, характера;
На данную профессию должен быть спрос на рынке труда, т.е. профессия должна быть полезна и востребована обществом.
Слайд 21Ошибки при выборе профессии
К ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся:
увлечение
внешней или частной стороной профессии;
выбор «за компанию» с друзьями;
неумение разбираться
в мотивах выбора и т.д.;
незнание пути получения профессии;
неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
отождествление школьного учебного предмета с профессией;
устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;
неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).
Слайд 22Направление исследования
Пути освоения профессии
Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении
Первые
шаги в освоении будущей профессии
Слайд 24Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении
Темперамент – эмоциональная возбудимость
человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира.
Классификация темпераментов по
Гиппократу:
Холерик;
Сангвиник;
Меланхолик;
Флегматик.
Слайд 25Мой темперамент
Тест на определение типа темперамента.
Исследование показало, что я –
холерик, экстраверт.
Данный тест я выполнила для того, чтобы при выборе
профессии, места работы я учитывала свой темперамент. Это нужно, чтобы видеть подходит ли мне эта работа или профессия.
Слайд 26Характер – индивидуальное сочетание устойчивых, психических особенностей человека, проявляющихся в
его действиях, поведении.
Древнегреческое слово «характер» в переводе на русский означает
«чеканка, печать».
Учёные выделяют четыре группы черт характера, выражающих отношение личности к действительности:
- Отношение к людям;
Отношение к деятельности;
Отношение к общественной и личной собственности;
Отношение к себе.
Слайд 27Первые шаги в освоении
будущей профессии
Профессии, которые мне нравятся:
Менеджер;
Журналист;
Переводчик;
Дизайнер.
Анализ выбора
«Привлекательные и непривлекательные стороны профессий, понравившихся мне»
Проведя анализ я остановилась
на профессии «Переводчика».
Практическая часть.
Перевод текста с проверкой программы «Переводчик PROMT».
Слайд 28Рекомендации по выбору профессии
Каждый сам выбирает свою профессию и сам
должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать,
а решать и поступать по-своему.
Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
Слайд 29Рекомендации по выбору профессии
Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и
что надо в данных обстоятельствах.
Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите
ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми).
Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
Слайд 30Рекомендации по выбору профессии
Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает
черновиков.
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
Осознайте трудности
(внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
Слайд 31Я и моя профессия
Обдумывая выбор будущей профессии,
я старалась оценивать свои интересы, склонности, возможности. Словом, разбираться в
сложном мире своих качеств, которые нельзя не принимать во внимание при обдумывании будущего трудового пути
Слайд 32Литература
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Москва, электронное издание, 2007 год