Слайд 1Культура стран халифата
Фатеева Т.А., учитель истории МБОУГ №20 г. Тулы
Слайд 2Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако арабы сумели
усвоить многие знания и традиции покоренных народов, связать их воедино
и развить на основе Корана и арабского языка
Слайд 3Мусульмане считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания,
призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане
считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны.
Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование.
Начальные школы были частными.
Слайд 4При наиболее известных мечетях были открыты высшие мусульманские школы –
медресе (в переводе с арабского – «место, где изучают») .
Первые медресе возникли в X в. в Средней Азии и Иране, а затем распространились по всему мусульманскому миру. Часто были не только духовными, но и культурными, научными центрами.
Медресе Шердор. Самарканд
Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак
Слайд 5Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата
Слайд 6Развитие получили те отрасли знаний, которые были связаны с практическими
потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия, а также медицина,
литература, архитектура
Слайд 7Развитие географических знаний
Арабские географы были первыми в области знания путей,
дорог и маршрутов.
Книга «Города и страны» историка-географа аль-Якуби является
одним из первых сочинений о географии. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и в европейские страны.
Слайд 8Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник Ибн Фадлан.
Его путешествие в 309 г. до сих пор изучается европейскими
исследователями.
Арабская карта мира
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».
Арабская пословица
Слайд 9Арабское судно. Миниатюра Хlll в.
Арабская астролябия. Хl в.
Арабские корабли были
надежны, а карты и навигационные приборы отличались точностью. Они изъездили
мир от Атлантики до Тихого океана, и от Африки до Руси.
Слайд 10Астрономия
На территории арабского халифата существовало много обсерваторий: в Дамаске, Самарканде,
Каире, Фесе, Толедо, Кордове и других городах.
Сборник наблюдений, составленный в
обсерваториях Багдада и Дамаска, был включён в трактат, называемый «Проверенные таблицы». Их наблюдения за днями равноденствия с достаточной точностью позволили зафиксировать длину года.
Слайд 11Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить размеры земного шара,
описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль-Бируни высказал гениальную
догадку, что Земля движется вокруг Солнца.
Иллюстрация из книги Аль-Бируни. Показаны разные фазы Луны
Слайд 12Математика
Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах
решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений.
Аль-Хорезми
разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса.
До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике.
Памятник аль-Хорезми. Тегеран. Иран
Слайд 13Медицина
Ибн Сина
(~ 980–1037)
Философ, врач
Ибн Сина (лат. Авиценна) — среднеазиатский философ,
врач, естествоиспытатель и поэт.
Его основные труды — философская энциклопедия
«Книга исцеления» и труд по медицине «Медицинский канон» — получили широкое распространение на Востоке, были переведены на латинский язык и пользовались большой популярностью на Западе.
Слайд 14Копия рукописи «Канон врачебной науки» Ибн Сины 1030 года
Ибн Сина
предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же
портят воду, передают болезнь.
Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.
Слайд 15Могила Авиценны в Хамадане, Иран
Научное наследие Ибн Сины охватывает различные
области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и
т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456.
Слайд 16Литература
Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные
проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения
исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе.
Страница из Корана
Слайд 17Наиболее известным памятником арабской литературы является сборник «Тысяча и одна
ночь».
В сборнике сказок «Тысяча и одна ночь» выделяется несколько
частей:
волшебные сказки индийского или персидского происхождения;
2) истории, связанные с Багдадом, халифом Харуном аль-Рашидом и его визирем Джафаром;
3) «городские» сказки. В собрание также вошли повествования, которые возникли и стали известны как отдельные произведения, в их числе сказка о приключениях Синдбада Морехода, история о мудром Хайкаре, повесть о рыцаре аль-Нумане и т. д.
Слайд 18В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды
древнегреческих, иранских, индийских ученых.
При Харуне ар-Рашиде в Багдаде был основан
«Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные.
«Книги – сады для ученых»
Арабская мудрость
Слайд 19«Красота человека в красоте его письма»
Арабская мудрость
Каллиграфия – искусство красивого
написания букв и слов.
В искусстве орнамента арабы достигли таких высот,
что он получил название «арабеска».
Калам – тростниковое перо для письма
Слайд 20Фирдоуси
Персидский эпический поэт X–XI вв., автор великой эпической поэмы «Шах-наме».
В поэме повествуется о сотворении мира, становлении и развитии человеческого общества на Земле, о борьбе
добра и зла.
Фирдоуси читает "Шах-Намэ" Махмуду Газневи
Картина В. Суренянца, 1913 год
940-1020
Слайд 21Омар Хайям
Сын ремесленника-портного, сумевший стать «царем философов Запада и Востока».
В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» – обсерваторию, в которой
долгие годы наблюдал звездное неба. Создал очень точный солнечный календарь и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя.
1048-1131
Слайд 22«То, что Бог нам однажды отмерил друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить
нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не
прося»
"От земной глубины до далеких планет
Мирозданья загадкам нашел я ответ.
Все узлы развязал, все оковы разрушил,
Узел смерти одной не распутал я, нет!»
Слайд 23Архитектура
Мечеть Омейядов в Дамаске
В Средние века мусульмане считали ее одним
из чудес света. Построена на месте древнеримского храма Юпитера.
Слайд 24После взятия Иерусалима арабами по приказу халифа Омара на Храмовой
горе, которая в древности почиталась как центр мира, была построена
мечеть «Купол Скалы»
Слайд 25Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV
вв.
Массивные стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками
и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.
Слайд 26В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” – возможно произошло
оно от цвета кирпичей, из которых выложена стена замка, но
есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок — отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”
Слайд 27Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. Начало XV века
Мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана в
Самарканде Гур-Эмир был построен в 1404 г. Мозаика, собранная из
светло- и темноголубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Слайд 28Значение культуры стран Арабского халифата
Слайд 29Использованные ресурсы
Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
– М., Просвещение 2012 г.
CD История Средних веков 6 класс.
1С: Образование 4.Дом – 000 «1С-Паблишинг», 2009 ЗАО «1С», Москва
Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова
http://islam-today.ru/images/small/5624.jpg
http://www.namaste.org.ua/images/photoalbum/album_22/church_88_t2.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC_%CC%F3%E4%F0%EE%F1%F2%E8
http://gallerynikole.bestpersons.ru/feed/post31721027/
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:IbnSinaCanon3.jpg?uselang=ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E1%ED_%D1%E8%ED%E0
http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_%28detail%29.JPG?uselang=ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0_%D5%E0%E9%FF%EC
http://open.az/uploads/posts/2012-08/1343967819_1343942453_img_6840.jpg
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1065453