Слайд 1Математики в годы
Великой Отечественной войны
Выполнил:
Багров Алексей
Ученик 9 класса
Руководитель:
Учитель
математики Моделкина.Е.В
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№4 «Центр образования»
Слайд 2Цели работы:
Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали
фронту и ускоряли победу над врагом
Познакомиться с открытиями в разных
военных областях в годы ВОВ
Слайд 3Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941.
Уже 23 июня состоялось внеочередное заседание Президиума Академии наук СССР,
который принял решение направить все силы и средства на быстрейшие завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны. А через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.
Велик вклад ученых физиков, математиков, химиков, медиков, конструкторов, инженеров в общую Победу.
Слайд 4помощь математиков
Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским
огнем.
Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения,
а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным.
Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.
В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования , имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
Слайд 5Алексей Николаевич
Крылов
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит
выдающемуся математику академику А.Н Крылову, чьи труды по теории непотопляемости
и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Слайд 6Лаврентьев Михаил Алексеевич
(1900—1980), математик и механик, академик (1946) и вице-президент
(1957—75) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1967). Один из организаторов
и первый председатель (1957—75) СО АН СССР. Создал новые направления в теории функций, теории дифференциальных уравнений, механике сплошной среды (гидродинамическая теория кумуляции) и прикладной физике (физике взрыва и импульсивных процессов). Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1946, 1949). В 1980 АН СССР учреждены премия и Золотая медаль имени Лаврентьева (с 1993 премия РАН).
Слайд 7
Академик М.А. Лавреньтев за изучением пробивного
действия взрывчатых веществ 1944г.
Слайд 8Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько
лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте. Требовалось «размагнитить»
корабли. Это было очень быстро организовано.Труды одного из ведущих ученых математиков А.П.Александрова позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Для такой работы потребовались знания физиков и математиков, что и предопределило ее успех.
Слайд 9Анатолий Петрович Александров
Слайд 10Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения
меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмоголов. Он
выполнил работу о наиболее выгодном рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. Эта работа оказала серьезную помощь в повышении эффективности огня советской артиллерии.
Слайд 12 Проверка боеприпасов
Только во время операций
на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов
и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским, и широко примененялся в период Великой Отечественной войны.Активное участие в этой работе принял академик А.Н. Колмогоров и его ученики.
Слайд 13Большое значение получили теории двух явлений – штопора и шимми
(или особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению). Теорию этих
явлений создал М.В.Келдыщ (президент Академии наук СССР). В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Многие из этих разработок пригодились для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью.
Слайд 15Академик Бернштейн С.Н
В апреле 1942г. коллектив математиков под
руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения
судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
Слайд 16Советские учёные опередили врага в создании реактивной авиации. Первый испытательный
полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий
реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.
Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволили А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Пошлякову – мощные бомбардировщики, заметно увеличить их скорость
Слайд 17На основе работ Л. С. Лейбенэона и других ученых-Н. И.
Мусхелишвили, Б. Г. Галеркина – проводились важнейшие расчеты на прочность
самолётов , танков, артиллерийских систем и пр. Эти работы имели большое значение и для строительной механики.
Слайд 18Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из
них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились
на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Слайд 19 математики на войне
Добровольцем ушел на
фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член-
корреспондент АН А.А.Ляпунов.
Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов.
Храбрым воином был известный математик академик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю.В.Линник.
Слайд 20Ляпунов Алексей Андреевич
(25 сентября (8 октября) 1911, Москва, Россия —
23 июня 1973, там же) — выдающийся математик, один из
основоположников кибернетики, член-корреспондент АН СССР. Специалист в области теории функций вещественного переменного и математических вопросов кибернетики. Основные труды относятся к теории множеств, теоретическим вопросам программирования, математической лингвистике, математической биологии. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии.
Слайд 21Война для советских людей длилась 1418 дней и ночей. Каждый
день мы теряли 14 104 соотечественника, в каждый час погибали
588 человек, каждую минуту-10, каждые шесть секунд уносили одну человеческую жизнь. 20 миллионов – такими были наши потери в страшной, самой разрушительной за всю историю человечества войне. И потому наш народ всегда будет ненавидеть поджигателей войны, будет и впредь настойчиво отстаивать дело мира на земле
Слайд 22Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если
бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы
наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.
Слайд 23заключение
Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, гранаты, они
приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.