Разделы презентаций


Урок 2. Восточные славяне

Содержание

Повторение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преподаватель МАОУ Лицей № 21 г. Химки
МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Восточные славяне

Преподаватель МАОУ Лицей № 21 г. ХимкиМИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНАВосточные славяне

Слайд 2

Повторение

Повторение

Слайд 3

1.Какие государства находились на территории нашей страны в древности?
2.Откуда пошло

выражение: «Вымерли яки обры»?
3. К какой языковой семье относятся славяне?
4.

Назовите три ветви славян


1.Какие государства находились на территории нашей страны в древности?2.Откуда пошло выражение: «Вымерли яки обры»?3. К какой языковой

Слайд 4

1. Откуда мы знаем о жизни славян?
2. Кто автор самой

древней летописи? Как она называется?
3. Летописец назвал 12 племенных союзов.

Назовите некоторые из них.
4. Названия славянских племенных союзов обоснованы природными и географическими условиями места их расселения. Докажите правоту данного суждения.
5. Какие племена жили на Восточно-Европейской равнине до прихода славян?

1. Откуда мы знаем о жизни славян?2. Кто автор самой древней летописи? Как она называется?3. Летописец назвал

Слайд 5

Новый материал

Новый материал

Слайд 6I. Жилища славян

Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек.

Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения.

I. Жилища славянСвои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения.

Слайд 7I. Жилища славян

I. Жилища славян

Слайд 81. Внимательно изучите иллюстрации и расскажите о занятиях славян.
2. Составьте

схему «Занятия славян»

ЗАДАНИЯ

1. Внимательно изучите иллюстрации и расскажите о занятиях славян.2. Составьте схему «Занятия славян» ЗАДАНИЯ

Слайд 9II. Занятия славян

II. Занятия славян

Слайд 10Бортничество
- сбор меда диких пчел

Бортничество - сбор меда  диких пчел

Слайд 11
Назовите виды ремесел

Назовите виды ремесел

Слайд 12
Как назывался торговый путь, проходивший через земли восточных славян?

Как назывался торговый путь, проходивший через земли восточных славян?

Слайд 13Бортничество
Лошади Свиньи
Козы
Куры
Гуси
Охота

Рыболовство
Пушнина: Белка
Куница
Соболь
Лисица
Речная рыба
Сбор меда диких пчел
Скотоводство,
птицеводство
Ремесло
Торговля






Занятия славян
Ячмень
Рожь
Пшеница
Просо
Овес
Кузнечное Ткацкое
Гончарное
Ювелирное
Земледелие

БортничествоЛошади СвиньиКозыКурыГусиОхотаРыболовствоПушнина: БелкаКуницаСобольЛисицаРечная рыбаСбор меда  диких пчелСкотоводство,птицеводствоРемеслоТорговляЗанятия славянЯчменьРожьПшеницаПросоОвесКузнечное ТкацкоеГончарноеЮвелирноеЗемледелие

Слайд 14Подсечно-огневое
Переложное

Подрубить деревья
Выжечь деревья
Выкорчевать корни
Взрыхлить землю
Посеять зерно в золу
Использовать участок до истощения

5–8 лет
Участок забрасывается на 15–20 лет

1. Выжечь траву
2. Взрыхлить землю
3.

Посеять зерно в золу
4. Использовать участок до истощения 3–4
года
5. Участок
Забрасывается до
восстановления плодородия (от 2 до 8 лет)



ЗЕМЛЕДЕЛИЕ


Подсечно-огневоеПереложноеПодрубить деревьяВыжечь деревьяВыкорчевать корниВзрыхлить землюПосеять зерно в золуИспользовать участок до истощения 5–8 летУчасток забрасывается  на 15–20

Слайд 15Почему этот тип земледелия называют подсечно-огневым?

Почему этот тип земледелия называют подсечно-огневым?

Слайд 16Начало перехода к двуполью
В VIII в. в лесостепной зоне начинается

переход к двуполью.

Земля вспахивается сохой, боронится деревянной бороной.

После

1 года посева поле 1 год отдыхает под паром для восстановления плодородия почвы.
Участок используется постоянно.

Сохи

Рало


Чем вызван переход к двуполью?

Начало перехода к двупольюВ VIII в. в лесостепной зоне начинается переход к двуполью. Земля вспахивается сохой, боронится

Слайд 17Укажите отличие пашенного земледелия (двуполья) от подсечно-огневого

Укажите отличие пашенного земледелия (двуполья) от подсечно-огневого

Слайд 18У КАЖДОЙ СЕМЬИ СВОЁ ХОЗЯЙСТВО
Появление большего количества продуктов


Пахота на

полях
Применение железных орудий труда

У КАЖДОЙ СЕМЬИ СВОЁ ХОЗЯЙСТВОПоявление большего количества продуктов Пахота на поляхПрименение железных орудий труда

Слайд 19Община из родовой постепенно превратилась в соседскую, где семьи были

связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Членов соседской

общины называют крестьянами-общинниками. Люди продолжали жить общинами потому, что в борьбе с природой нередко необходим был совместный труд (по осушению болот, вырубке леса и кустарников).


Кому при наделении общинников землей доставались большие и лучшие участки?


Община из родовой постепенно превратилась в соседскую, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими

Слайд 20III. Общественный строй славян в VIII-IX вв.

III. Общественный строй славян в VIII-IX вв.

Слайд 21Словарь
Вервь - соседская община.
Вече – народное собрание.
Вождь – военный

глава племени.
Народное ополчение - все мужское население общины, которое во

время нападения сражалось с врагами.


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

СловарьВервь - соседская  община.Вече – народное собрание.Вождь – военный глава племени.Народное ополчение - все мужское население

Слайд 22


Р
У
К
О
В
О
Д
И
Л
и
и
Совет старейшин и князь
Вече



ПЛЕМЕНЫЕ
союзы

ПЛЕМЕНА
ДРУЖИНА

ОПОЛЧЕНИЕ
Родовые общины





КНЯЗЬ

РУКОВОДИЛииСовет старейшин и князьВечеПЛЕМЕНЫЕсоюзыПЛЕМЕНАДРУЖИНАОПОЛЧЕНИЕРодовые общиныКНЯЗЬ

Слайд 23Восточнославянское общество управлялось по принципу военной демократии. Во главе племени

стоял князь, опиравшийся на дружину (военная знать). Важнейшим элементом структуры

общества было вече.


Восточнославянское общество управлялось по принципу военной демократии. Во главе племени стоял князь, опиравшийся на дружину (военная знать).

Слайд 24Предпосылки объединения славян:
Развитие торговых связей
Религиозная общность
Выделение знати и возникновение неравенства
Необходимость

отпора внешним врагам;
Ведение длительных завоевательных походов




IX век- возникновение государства у

восточных славян


Предпосылки объединения славян:Развитие торговых связейРелигиозная общностьВыделение знати и возникновение неравенстваНеобходимость отпора внешним врагам;Ведение длительных завоевательных походовIX век-

Слайд 25Хозяйственный прогресс
Разрушение родовых связей
Переход к соседской общине
Общественное и имущественное неравенство
Овладение

значительными участками земли богатыми семьями
Сосредоточение значительной части богатств в руках

князя

Передача власти по наследству

Князя стали присваивать полномочия старейшин

Опора власти князя - дружина

Предпосылки образования государства











Отдельная семья стала способна самостоятельно вести хозяйство


Хозяйственный прогрессРазрушение родовых связейПереход к соседской общинеОбщественное и имущественное неравенствоОвладение значительными участками земли богатыми семьямиСосредоточение значительной части

Слайд 26

Закрепление
материала

Закреплениематериала

Слайд 27
Вставьте пропущенные слова:
Восточные славяне расселились по______________ равнине.
В основе общественного устройства

славян была________ община.
Основным занятием восточных славян было_______________.
В лесополосе восточные славяне

использовалась___________ система земледелия, а в степных районах _____________________.
Первые сельскохозяйственные орудия труда, которые использовали восточные славяне назывались____, ___, ___.
Народное собрание у восточных славян называлось____.
Руководитель военных действий племени________.
В __ веке у восточных славян стало возникать государство.
Вставьте пропущенные слова:Восточные славяне расселились по______________ равнине.В основе общественного устройства славян была________ община.Основным занятием восточных славян было_______________.В

Слайд 28А1. Отметьте верное утверждение: 1) в среднем течении Днепра была

распространена переложная система земледелия 2) главной зерновой культурой в земле

вятичей была кукуруза 3) в северных славянских землях было распространено подсечно-огневое земледелие


А2. Основное орудие труда земледельца у восточных славян, обитавших в лесной полосе:
1) плуг 2) соха 3) мотыга 4) борона

А1. Отметьте верное утверждение:  1) в среднем течении Днепра была распространена переложная система земледелия  2)

Слайд 29Домашнее задание

1. ПАРАГРАФ 2 до страницы 19.
2. Задания: 3, 5-8

в рабочей тетради.
3.Творческое задание: рисунки славянских богов, духов
СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Домашнее задание1. ПАРАГРАФ 2 до страницы 19.2. Задания: 3, 5-8 в рабочей тетради.3.Творческое задание: рисунки славянских богов,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика