Слайд 1
Тема 13
Развитие туризма в СССР под руководством профсоюзов
Кафедра туризма и
гостинично - ресторанного бизнеса Преподаватель Бурилова Валерия Сергеевна
Слайд 2План лекции
Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных обществ
Организация ТЭУ ВЦСПС и
его функции
Административно – командная система в управлении туризма
Учреждение значка «Туризм
СССР»
Развитие транспортной системы туризма
Слайд 3Учебный материал
Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных обществ
17
апреля 1936 года Центральным Исполнительным комитетом СССР (ЦИК СССР) принял
постановление о ликвидации Всесоюзного общества (ОПТЭ) и передаче туристско – экскурсионного дела в ведении профсоюзов.
В ведение профсоюзов передается вся материально – техническая база туризма. ВЦСПС становится монополистом в области внутреннего туризма.
Слайд 4Учебный материал
Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных обществ
В условиях тоталитарного государства не было места самодеятельным добровольным туристским
обществам. Они находились как бы вне контроля со стороны партийно-государственных структур. В их деятельность было трудно вмешиваться напрямую.
Придавая большое значение развитию туризма и экскурсий, а также с целью укрепления материальной базы и структурной организованности ЦИК СССР в 1936 г. принял решение о передаче туризма профсоюзам.
Слайд 5Учебный материал
Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных обществ
После
февральско - мартовского Пленума ВКП(б) в 1937 г. в СССР
были распущены практически все самодеятельные организации: ОДН (Общество «Долой неграмотность»), «Автодор», «Друг детей» и др.Деятельность добровольных организаций стала рассматриваться как потенциально опасная.
Именно здесь могли вести свою работу «враги народа». Большинство членов Президиума Центрального совета ОПТЭ были арестованы, многие из них впоследствии погибли в лагерях и ссылках.
Слайд 6Учебный материал
Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных обществ
В
30 – е годы в СССР был организован массовый прием
Трудящихся в СССР в члены профсоюзов
Слайд 7Учебный материал
Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции
Спортивный (самостоятельный)
туризм вошел в систему добровольных спортивных обществ.
Во Всесоюзном комитете физической
культуры и спорта при СНГ СССР была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма на предприятиях и учебных заведениях.
Организация проходила при жестоком централизированном управлении и комитетом со стороем ЦИК СССР.
Слайд 8Учебный материал
Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции
Всесоюзный
комитет физической культуры и спорта при СНК СССР
Всесоюзная
секция туризма
Секция туризма на предприятиях
Система добровольных спортивных обществ (ДСО)
Секция туризма в учебных заведениях
Структура спортивного (самодельного) туризма
Слайд 9Учебный материал
Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции
В системе ВЦСПС создается новая управленческая структура туристско –
экскурсионное управление, действующие по принципу хозрасчета
Слайд 10Учебный материал
Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции
Функции ТЭУ
ВЦСПС
ТЭУ ВЦСПС
Хозяйственное
Обслуживание туристов
ТЭУ ВЦСПС
Разработка маршрутов
Пропаганда туризма
Культурно
массовые
работы
Строительство
турбаз, лагерей и домов спорта
Производство туров
Слайд 11Учебный материал
Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции
С
1936 по 1941 года в результате проведенных реформ
материально-техническая база
увеличилась в два раза, а
предоставление туруслуг — в три раза. Накануне Великой
Отечественной войны в СССР функционировало 165
Домов туриста, 50 турбаз, 12 туристских гостиниц, 24
стационарных турлагеря, сотни палаточных стоянок и
других предприятий.
А курортная индустрия в СССР в целом располагала в
1939—1940 гг. 1270 домами отдыха и 1828 санаториями.
Слайд 12Учебный материал
Административно – командная система в управлении туризма
Репрессивная политика 1937-1939 года привела к потере видных деятелей,
таких как В. С. Семенковский, Л. Л. Бархиш, В. Н. Воробьев, Н. Г. Итим, А. И. Усачин и других важнейших организаторов туристского движения в СССР . Тем не менее подчиненный административно-командной системе туризм продолжает развиваться. Значительное развитие получает спортивный туризм.
В 1937 - 1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географии реакционной деятельности.
Слайд 13Учебный материал
Административно – командная система в управлении туризма
Новая организационная структура туристских учреждений, усиление внимания к развитию туризма
со стороны ВЦСПС и ВСФК дали новый импульс туристской работе. Она стала более целеустремленной, повысилась требовательность к содержанию туристских путешествий и экскурсий. Началось приведение в порядок ранее существовавших туристских объектов и строительство новых баз в Крыму, на Кавказе, Украине и в других местах.
Слайд 14Учебный материал
Административно – командная система в управлении туризма
Центральное туристско-экскурсионное управление ВЦСПС активно занималось организацией массового туризма, местных
и дальних путешествий, экскурсий. В то же время в коллективах физической культуры на промышленных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях были созданы туристские секции, которые работали под руководством советов добровольных спортивных обществ профсоюзов ("Труд", "Локомотив", "Водник", "Спартак", "Урожай" и т. д.).
Слайд 15Учебный материал
Административно – командная система в управлении туризма
Задачи низовых туристских организаций
Руководство туристской работой на предприятии учреждения
Физическое и
духовное развитие трудящихся
Укрепление здоровья
Организация активного отдыха
Организация походов выходного дня
Организация спортивно туристских мероприятий
Подготовка общественных туристских кадров
Пропаганда самодельного туризма
Слайд 16Учебный материал
Административно – командная система в управлении туризма
В 1937 - 1940 гг. была проведена
комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географии реакционной деятельности.
Осуществление планового туризма было возложено на 25 туристско- экскурсионных управлений ВЦСПС, 16 экскурсионных бюро, 165 Домов туриста, 50 турбаз, 12 тургостиниц, 24 станционных лагеря, 19 туристско-альпинистских приютов, сотни временных палаточных стоянок и кемпингов.
Слайд 17Учебный материал
Учреждение значка «Туризм СССР»
В 1940
г. было введено Положение о значке «Турист СССР». В нем
говорилось, что «комплекс значка "Турист СССР" ставит своей задачей содействовать развитию среди трудящихся Советского Союза самодеятельного туризма как одной из лучших форм активного отдыха, сочетающего наряду с физическим развитием трудящихся повышение их культурного уровня, познание социалистической Родины и приобретение оборонных навыков, необходимых каждому защитнику нашей страны». Введение этого положения послужило толчком к развитию спортивного туризма.
Слайд 18Учебный материал
Учреждение значка «Туризм СССР»
К 1941
г. нормативы для получения этого квалификационного значка выполнило 5000 человек
в СССР.
Слайд 19Учебный материал
Развитие транспортной системы туризма
Железнодорожный и авиатранспорт
не мог в полной мере удовлетворять потребности народного хозяйства и
населения из-за слабой технической вооруженности. Широкая общегосударственная программа реконструкции транспорта, означавшая великий перелом на транспорте, стала осуществляться.
Слайд 20Учебный материал
Развитие транспортной системы туризма
Объем капитальных вложений
в транспорт возрастал во второй пятилетке в 2,7 раза по
сравнению с первой. Такого высокого уровня вложений в транспорт не было и ни в одном последующем пятилетнем плане.
Возросла надежность и устойчивость работы транспорта благодаря созданию на транспорте мощной и разветвленной материально-технической базы по содержанию и ремонту основных производственных средств транспорта.
Слайд 21Учебный материал
Развитие транспортной системы туризма
Эта подлинная
техническая революция на транспорте за столь короткий срок стала возможной
благодаря принятой правильной технической политике реконструкции и энтузиазму народа. Она базировалась на дальнейшем развитии идей плана ГОЭЛРО по транспорту -внедрение новой и новейшей техники в основные хозяйства, упор на концентрацию перевозок по существующим усиливаемым магистралям ("сверхмагистралям"), дающий возможность соединить величайшую провозную способность с дешевизной перевозок.
Слайд 22Учебный материал
Развитие транспортной системы туризма
25 февраля
1932 года на базе «Добролёта» было образовано Главное управление Гражданского
воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991.
Слайд 23Учебный материал
Развитие транспортной системы туризма
25 февраля
1932 года на базе «Добролёта» было образовано Главное управление Гражданского
воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991.
Слайд 24Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии
соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности,
а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.