Слайд 1КОУ «Излучинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
А. П.
Чехов
«Белолобый»
Довгополык Т.В.,
учитель начальных классов
Слайд 2Антон Павлович
Чехов
(1860–1904)
Антон Павлович Чехов —
великий русский писатель.
Антоша родился в г. Таганроге в семье купца. Будущий писатель учился в Московском университете и стал врачом. Он любил свою работу и всю свою жизнь лечил людей в разных уголках России.
А.П. Чехов много путешествовал по стране и хорошо знал, как живут люди и в городе, и в деревне.
Много рассказов писатель посвятил детям. Из
них мы узнаём об очень трудной и горестной
жизни обездоленных сирот. Эти ребята не знали
заботы и ласки родителей и взрослых, но они
не потеряли доверия к людям, мечтательности и
любознательности. Об этом ты прочитаешь в
рассказах «Ванька», «Беглец».
А.П. Чехов любил русскую природу, хорошо
знал повадки животных. Он считал воспитание
в детях доброго отношения к животным очень
важным. Писатель очеловечивает зверей и подробно воспроизводит внутренний мир животных, объясняет нам их повадки. Об этом ты узнаешь из рассказов «Белолобый», «Каштанка».
А.П. Чехов писал не только рассказы, но и
пьесы, которые идут на сценах многих театров
мира.
Слайд 6Будем читать рассказ «Белолобый»
Рассмотрите иллюстрацию.
Как вы
понимаете слово белолобый?
О ком будет рассказ?
Кого автор назвал Белолобый?
Слайд 7«Белолобый»
Будем читать рассказ
Голодная
волчиха встала, чтобы идти на охоту.
Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в
кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла. Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре…
Волчиха была уже немолода, и чутьё у неё
ослабело… .
В верстах четырёх
от её логовища, у дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти, который всё кашлял и разгова-ривал сам с собой; обыкновенно ночью он спал, а днём бродил по лесу с ружьём-одностволкой и посвистывал на зайцев… . При нём находилась громадная чёрная собака неизвестной породы, по имени Арапка… .
Волчиха помнила,
что летом и осенью около
зимовья паслись баран и две ярки… . И теперь,
подходя к зимовью, она соображала, что уже
март и, судя по времени, в хлеву должны быть
ягнята… .
По сугробу волчиха
взобралась на хлев и
стала разгребать лапами и мордой соломенную
крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что
волчиха едва не провалилась; на неё вдруг
прямо в морду пахнуло тёплым паром и запахом
навоза и овечьего молока.
Внизу, почувствовав холод,
нежно заблеял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упала перед-ними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое. В это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском; и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон... .
Волчиха остановилась и положила
свою ношу
на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг
отскочила с отвращением. Это был не ягнёнок,
а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких
ногах, крупной породы, с таким же белым пятном
во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам,
это был невежа, простой дворняжка.
Он облизал свою помятую, раненую спину
и как ни в чём не бывало замахал хвостом и залаял на волчиху. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. Она оглянулась и щёлкнула зубами; он остановился в недоумении и, вероятно, решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким
радостным лаем, как бы приглашая мать свою
Арапку поиграть с ним и с волчихой… .
Жила волчиха с волчатами
в неглубокой яме;
года три назад во время сильной бури вывернуло
с корнем высокую старую сосну, отчего и образо-валась эта яма. Волчата уже проснулись и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращавшуюся
мать, помахивали хвостами.
Увидев их, щенок остановился поодаль и
долго смотрел на них; заметив, что они тоже вниматель-но смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих… .
Наконец щенок
утомился и охрип; видя, что
его не боятся и даже не обращают на него вни-
мания, он стал несмело, то приседая, то подска-
кивая, подходить к волчатам. Теперь, при дневном
свете, легко уже было рассмотреть его... .
Белый лоб у него был
большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:
— Мня, мня... нга-нга-нга!..
Волчата
ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове.
Щенок стал к нему боком
и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту.
Волчата погнались за ним, он
упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроём напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солн-це припекало уже по-весеннему… .
Наигравшись, волчата
пошли в яму и легли
спать. Щенок повыл немного с голоду, потом
также растянулся на солнышке. А проснувшись,
опять стали играть.
Весь день и вечером
волчиха вспоминала, как прош-лою ночью в хлеву блеял ягнёнок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она всё щелкала зубами… Вол-чата сосали её, а щенок, который хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег.
«Съем-ка его...» — решила волчиха.
Она подошла к нему, а он лизнул её в морду и за-скулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от щенка сильно пахло пси-ной, и, по слабости здоровья, она уже не терпела это-го запаха; ей стало противно, и она отошла прочь... .
К ночи похолодало. Щенок
соскучился и ушёл
домой.
Когда волчата крепко уснули, волчиха опять
отправилась на охоту. Как и в прошлую ночь,
она тревожилась малейшего шума, и её пугали
пни, дрова, тёмные, одиноко стоящие кусты.
Вдруг далеко впереди на дороге замелькало
что-то тёмное... . Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что-то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги. Не барсук ли? Она осторож-но, чуть дыша, забирая всё в сторону, обогнала тёмное пятно, оглянулась на него и узнала. Это, не спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом… .
Но зимовье было
уже лизко. Она опять взо-бралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана яровой соломой, и по крыше протянулись две новые слеги.
Волчиха стала быстро работать ногами и
мор-дой, оглядываясь, не идёт ли щенок, но едва пахнуло на неё тёплым паром и запахом наво-за, как сзади послышался радостный, заливча-тый лай. Это вернулся щенок.
Он прыгнул к волчихе на крышу,
потом в дыру
и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих
овец, залаял ещё громче... . Арапка проснулась
под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали
куры, и, когда на крыльце показался Игнат со
своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья… .
Немного погодя Игнат
вернулся в избу.
— Что там? — спросил хриплым голосом странник, ночевавший у него в эту ночь и разбуженный шумом.
— Ничего... — ответил Игнат. — Пустое дело. Пова-дился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит всё как бы в крышу. Намедни ночью разобрал крышу и гулять ушёл, подлец, а теперь вернулся и опять разворошил крышу.
— Глупый.
— Да… Смерть не люблю
глупых! — вздохнул Игнат,
полезая на печь.
А утром он
подозвал к себе Белолобого, боль-но оттрепал его за уши и потом, наказывая его
хворостиной, всё приговаривал:
— Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!
Слайд 30Запомни!
Стояло зимовье — здесь: дом, в котором жил
зимой старик Игнат.
Ярка
— молодая овца, ягнёнок.
Хлев — помещение для скота.
Слайд 31Ответь на вопросы.
1. Как называется рассказ?
2. Кто написал рассказ?
3.
О ком говорится в рассказе?
― В рассказе говорится
о . . . . . .
4. О каком времени года говорится в рассказе? Прочитай.
5. Кого автор назвал Белолобый?
Слайд 326. Кто жил в зимовье?
7. Зачем волчиха ночью отправилась к
хлеву? Прочитай.
8. Для чего волчиха вырыла дыру в крыше?
9. Кем
оказалась добыча волчихи?
— Голодная (кто?) решила, что (что сделала?)
(кого?) и, наконец, (что сделает?), потому что
ей надо кормить (кого?) … .
Слайд 338. Как А.П. Чехов описывает щенка? Подтверди текстом. Сравни его
с иллюстрацией художника.
Слайд 349. Рассмотри вторую иллюстрацию. Прочитай к ней отрывок. Обрати внима-ние
на волчиху и волчат. Чем отличается их поведение? Как ты
думаешь, почему?
Слайд 36Я работал на уроке
отлично
неважно
хорошо
на оценку «5» «4»
«3» «2»