Слайд 1Александр Александрович Блок (1880 – 1921)
Слайд 2Детство
Александр Александрович Блок родился в Петербурге 28 ноября 1880 года
в семье профессора философии и права Варшавского университета А. Л.
Блока
Отец, А. Л. Блок, был юристом, профессором Варшавского университета; мать, А. А. Бекетова (по второму браку—Кублицкая-Пиоттух), дочь ученого-ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись еще до рождения сына. Блок рос в семье деда, окруженный всеобщим вниманием и заботой. ""Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет",— писал поэт в автобиографии, упоминая о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн".
Слайд 3Отрочество
Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы
(в одном экземпляре), где пробовал свои силы в самых разных
жанрах — от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии. Эта первая пора творчества (1898—1900) была периодом накопления опыта и поэтическо-го самоопределения Блока. В то время он как бы "переживал" русскую поэзию от Жуковского до Фета: он и мыслил, и чувствовал, и творил в ее романтическом духе. В 1898 г. Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он всерьез увлекся театром и даже "готовился в актеры", некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка.
Слайд 4Любовь
В 1897 г. на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с
Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился
в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 г. произошла встреча Блок с его будущей невестой и женой — Л. Д. Менделеевой (дочерью Д. И. Менделеева). Любовь Дмитриевна сразу же произвела на него огромное впечатление. С этого момента для Блок начался новый отсчет времени.
Слайд 5Ранняя лирика
Свою раннюю лирику (1898—1900) Блок позднее рассматривал под символическим
знаком "Ante Lucem" ("Перед рассветом", "Перед Светом"). Это была пора
смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основ жизни, пора блужданий в "предрассветных сумерках". В сознании Блока постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира
Слайд 6Стихи о Прекрасной Даме
В 1904 г. Блок получил от московского
издательства "Гриф" предложение издать сборник стихотворений. Книга под названием "Стихи
о Прекрасной Даме" вышла в октябре 1904 г. (на титульном листе — 1905). К моменту выхода сборника Блок уже далеко отошел от тех идей и мотивов, которые составили его поэтическое содержание, они уже стали как бы "прошлым" в духовном развитии художника. Период "Стихов о Прекрасной Даме" (1901—1902) сам Блок позднее образно назвал "мгновением слишком яркого света".
Слайд 7Второй этап творчества
Этот "свет" на время ослепил его, но он
видел, что мир остается неизменным, чуждым Идеалу. Неизбежно должен был
осуществиться постепенный переход от "сна мечты" к "снам житейского сознанья". Блок все пристальнее вглядывается в окружающую действительность; его привлекает "мистицизм в повседневности", который в стихах того периода нередко оборачивался "фантастическим реализмом". Реальность буквально "врывается" в его стихи 1904—1906 гг. Это особенно ощутимо в тех из них, которые вошли позднее в цикл "Город": "Митинг" ("Он говорил умно и резко..."), "Поднимались из тьмы погребов...", "Еще прекрасно серое небо...", "Вися над городом всемирным...", "Сытые" ("Они давно меня томили...") Блок искал теперь иные, земные ценности взамен отвлеченных мечтаний юности.
Слайд 8Лирический герой
Единый, всеобъемлющий образ Вечной Женственности распадался в сознании поэта
на разнородные женственные лики. Это и загадочная "Незнакомка", и "площадная
проститутка", и просто встречная женщина... Лирический герой произведений тех лет (1904—1907) — окунувшийся в стихию жизни поэт, "посетитель ночных ресторанов", во многом разуверившийся, но всегда готовый принять от изменчивого мира миг "нечаянной радости". Именно так — "Нечаянная Радость" — Блок назвал свой второй сборник (1907). "Нечаянная Радость" — первые жгучие и горестные восторги — первые страницы книги бытия. Чаши отравленного вина, полувоплощенные сны. С неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо
Слайд 9Лирика о России
Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой
иронии и скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую"
стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд.
Кульминацией того бурного, вихревого времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н. Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г. (в том же году цикл вышел отдельным сборником), а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии.
Исход из тупика "безвременья" все теснее связывался в сознании Блока с лирическим образом России, родины. Он воспринял крушение надежд и ожиданий не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного и ему, и его родине. В октябре 1908 г. Блок напишет:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви! ("Россия").
Слайд 101909 год
Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для
Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в
цикле "Итальянские стихи". С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации, но с другой— ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время.
В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи..."
Слайд 11Армия и поэзия
В июле 1916 г. он был призван в
армию и до марта 1917 г. служил под Пинском табельщиком
в инженерно-строительной дружине. Вернувшись в Петроград, Блок становится редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья "Последние дни старого режима" (в расширенном варианте — книга "Последние дни императорской власти", 1921). Стихов после 1916 г. Блок уже почти не писал. Он лишь переиздавал созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения в состав книг и разделов, в отдельные тексты. В 1916 г. в издательстве "Мусагет" вышло в свет второе издание "лирической трилогии"; в 1918 г. Блок подготовил для издательства "Земля" третье издание (были напечатаны 1-й и 2-й тома)
Слайд 12«Двенадцать»
Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью
"Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию:
"Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия — буря,— писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту.
Слайд 13«Двенадцать»
"Буря" — это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет
с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы
мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря".
Слайд 14Споры вокруг поэмы
Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали
ее, другие с негодованием отвергали (среди противников — некогда близкие
Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст). "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов.
Слайд 15Последние годы
В 1920—1921 гг. Блок несколько раз выступает с чтением
своих стихов в Москве. Последней книгой, изданной при жизни поэта,
была его пьеса "Рамзес" (1921).
В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде.
10 августа Блока похоронили на Смоленском кладбище, где находились могилы его родных - Бекетовых. 27-28 сентября 1944 года прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Слайд 16Автограф стихотворения А. А. Блока
“Гамаюн, птица вещая”.
23 февраля 1899 г.
Санкт-Петербург
Книги А. М. Ремизова
с дарственными надписями автора
Слайд 20Усадьба была невелика, она занимала 2,45 десятины. Большая часть имения
(всего 120 десятин) была под лесом. К дому вела въездная
березовая аллея из редкого вида лирных. Усадебный дом построили в начале прошлого века из великолепного соснового леса с тесовой обшивкой серого цвета и железной зеленой крышей. Позднее дом перекрашивался, но это сочетание оставалось излюбленным.
Его украшали: широкое итальянское окно, белые ставни и садовая терраска со столбиками. Нижние стекла в окнах были разноцветными: красными, синими, желтыми.
И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Цвет стекол - красный, жёлтый, синий,
Как-будто так и быть должно.
Слайд 21 К дому подъезжали широким двором, заросшим травой и с
большой куртиной шиповника посередине. “Стеной шиповника душистой встречал въезжающего двор”,
писал А.Блок в автобиографической поэме “Возмездие”. При самом въезде стоял флигелек с крытой галерейкой, четыре комнаты с печкой посередине составляли его жилые комнаты. Он не имел никаких особенных архитектурных и декоративных примет, кроме слухового окна, выпиленного самим Блоком. Старость мёртвая бродит вокруг.
В зеленях утонула дорожка.
Я пилю наверху полукруг.
Я пилю слуховое окошко. Вокруг флигеля рос маленький садик, где жарко цвели прованские розы.
Слайд 22 Примечателен шахматовский сад со множеством извилистых дорожек, неожиданных уголков
и поворотов. Липовая аллея, разделяя сад приблизительно пополам, составляет его
стержень. Вековые ели, березы, сосны, липы и серебристые тополя располагаются аллеями и красивыми группами. Дом и флигель утопали в зелени и благоухании сирени, шиповника и жасмина. Множество цветов роскошно цвели среди лета в шахматовском саду.
За садом, в лесном овраге - пруд. По тропинке, ведущей в лес, к пруду выходят через “тургеневскую калитку”. Ее расположение в укромном углу в части сада, удаленной от дома, действительно наводила на мысль о романтических встречах и тайных свиданиях.
Слайд 24Бекетовы (дед поэта)
Бекетовы - род старинный, столбовой, записанный в шестую
(самую почетную) часть родословной книги. Эта семья дала за века
“науке, просвещению и литературе немало замечательных людей”.
Андрей Николаевич Бекетов - “отец русских ботаников”, автор прекрасно написанных научно-популярных книг, ученый и общественный деятель, инициатор создания Высших женских курсов в России и член многих ученых обществ. Имел широкие связи в литературных кругах. Был знаком с великими русскими писателями Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, И.С.Тургеневым. А.Н.Бекетов и в Шахматове не оставлял научных занятий. Он хорошо рисовал, писал акварели с видами Шахматова.
Слайд 25Бекетовы (бабушка поэта)
Бабушка поэта - Елизавета Григорьевна Бекетова была дочерью
географа и путешественника, исследователя Средней Азии Г.С.Карелина. Она внесла заметный
вклад в русскую литературу как даровитая переводчица. Свободно владея несколькими языками, Е.Г.Бекетова переводила до двухсот печатных листов в год. Список ее трудов огромен - Брэм, Гольдсмит, Стэнли, Теккерей, Скотт, Брэт-Гарт, Жорж Занд, Бальзак, Гюго, Флобер, Мопассан. Елизавета Григорьевна встречалась с Н.В.Гоголем, знала Ф.М.Достоевского, Ап.Григорьева, Л.Н.Толстого, Я.Полонского, переписывалась с А.П.Чеховым.
Слайд 26Дочери Бекетовых
Любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком
значении” унаследовали три дочери Бекетовых. Старшая, Екатерина, пользовалась известностью и
как переводчица, и как автор рассказов (в том числе большой повести “Не судьба”, напечатанной в журнале “Отечественные записки”) и стихов. Одно из которых “Сирень”, навеянное шахматовским пейзажем, положено на музыку С.Рахманиновым. Екатерина Андреевна хорошо рисовала, сохранилось несколько акварелей с видами Шахматова.
Слайд 27Дочери Бекетовых
Александра Бекетова (мать поэта) переводила с французского и писала
стихи, но печатала только детские. Младшая, Мария, переводила, составляла научно-популярные
книжки - биографические, географические и исторические, а позднее написала книги об А.Блоке и его семье. Все вместе они много работали в Шахматове.
Бекетовы, как говорил А.Блок, “именно любили и понимали слово”. До самого конца поэт хранил благодарную память о нравственной атмосфере бекетовского дома
Слайд 28Три сестры
Е.А.Бекетова
(Краснова)
А.А.Бекетова.
1878 г. Петербург
М.А.Бекетова
Слайд 29Отец
Предки поэта со стороны отца - А.Л.Блока - были выходцами
из Мекленбурга. В автобиографии А.Блока об отце сказано немного: “Судьба
его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна”. Александр Львович окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, знал не меньше шести языков. В его духовном мире искусство занимало значительное место. Но его необузданный нрав привел сразу же после рождения сына к разрыву семейных отношений.
Отец от первых лет сознанья
В душе ребёнка оставлял
Тяжёлые воспоминанья -
Отца он никогда не знал.
(А.Блок. Из поэмы “Возмездие”
Слайд 30А.Л.Блок. 1900-е гг
А.Л.Блок и А.А.Бекетова
на скамейке в шахматовском саду.
Фотография
Слайд 31Семья деда
Александр Блок получил воспитание в семье деда. Он рос
без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери бабушки, теток.
“Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.
Блок с собакой Дианкой
Слайд 32Здесь в Шахматово поэт встретил свою Прекрасную Даму, с именем
которой связаны многие страницы его творчества. Любовь Дмитриевна Менделеева (фотография),
дочь выдающегося ученого-химика с мировым именем, создателя “Периодической таблицы”, стала его женой. Обряд венчания был совершен в старинной “белой церкви” Михаила Архангела, расположенной в 3 км. от усадьбы.
Л.Д.Менделеева и А.А.Блок.
Фотография 1903 г
Слайд 33К началу девяностых годов прошлого века усадьба была сильно запущена.
В 1910г., получив наследство после смерти отца, Блок по собственному
проекту перестроил усадебный дом. В новой двухэтажной пристройке поэт оборудовал свой кабинет, а в мезонине разместил библиотеку
Шахматово. Усадьба.
Конец XIX в.
Шахматово. Усадьба.
Современный вид
Слайд 34Потеря имения
Последний раз Блок приехал в Шахматово в 1916г. перед
отъездом на фронт. Его мать считала, что этот кратковременный приезд
защитит сына от бедствий. В 1917г. в усадьбе жили мать и
тетка поэта, “... а вскоре дом был разграблен и сожжен соседними крестьянами, - не со зла, а просто потому, что, взявшись беречь брошенную... усадьбу, они понемногу разворовали все в доме, а потом захотели скрыть следы воровства”. Потеря Шахматова, этого милого сердцу приюта, где протекли лучшие дни жизни поэта, была Блоку очень тяжела.
Слайд 35В настоящее время в селе Тараканове (в 3-х км от
усадьбы) в бывшем здании земской школы, одном из сохранившихся исторических
памятников блоковского времени, создана экспозиция, посвященная жизни и творчеству А. А. Блока.
Слайд 36В Шахматове, в воссозданном главном усадебном доме, открыта экспозиция «Старый
дом глянет в сердце мое»
Слайд 37Экспозиция располагается в здании школы, где с 1970 г. работала
блоковская выставка и библиотека, носящая имя поэта. В экспозиции четыре
раздела:
Большое Шахматово;
Шахматовское окружение;
Основные моменты творческой биографии поэта;
Из истории изучения и музейного освоения Шахматова.
Слайд 39С.Яремич. Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище. 18 ноября 1917
года. Бумага, акварель. Частное собрание. Публикуется впервые.В этой церкви в
1921 году отпевали А.Блока
Александр Блок на смертном одре. Фото М.С.Наппельбаума. 8 августа 1921 года. Частное собрание
Слайд 40Могила Александра Блока на Гинтеровской дорожке Смоленского кладбища в Петрограде.
28 сентября 1944 года прах поэта был перезахоронен на Литераторских
мостках Волкова кладбища