Слайд 1Тема урока:
«Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Слайд 2Ответьте на вопросы
Каков жанр произведения?
От какого лица идет повествование?
Как еще
добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
Какой мы видим главную героиню в
родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?
Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
Слайд 3Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
Как Карамзин
показывает развитие чувства между молодыми людьми?
Чем было вспыхнувшее чувство для
Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
Слайд 4
Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
Как понимать
финальную фразу повести?
Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения
и какими словами из текста ее можно выразить?
Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
Слайд 5Итоговый вопрос
Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на
предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?
Слайд 6Сравните:
Произведения классицизма
Культ разума, долга
Сфера интереса: общественная жизнь человека
Литературные нормы и
правила
Повесть Карамзина «Бедная Лиза»
Культ чувства
Частная жизнь, эмоциональная сфера
Нарушение литературных границ
и правил в изображении героя, речи персонажей .
Роль пейзажа! Элементы психологизма
Слайд 7
Сентиментализм в России.
Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр.
sentiment -чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической
категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.
Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления.
Слайд 8Представители сентиментализма
Англия: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа
«Тристам Шенди», Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу».
Франция: Жан-Жак Руссо –
автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».
Россия: М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.
Слайд 9
Основная тематика - любовная
Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в
лирике- идиллия, пастораль.
Идейная основа – протест против испорченности аристократического
общества.
Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
Слайд 10Основные черты сентиментализма
-уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров
и их оценке;
- подчеркнутая субъективность подхода к миру;
- культ чувства;
-
культ природы;
- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
- утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Слайд 11 Из статьи Н.М.Карамзина «Что нужно автору?»
«Говорят, что автору нужны
талант и знания: острый , проницательный разум, живое воображение и
прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если он хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим», если хочет писать для вечности и собирать благословения народа. Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей...
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...
Но если всему горестному, угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...
Слайд 12Автор презентации
Шейкина Ирина Федоровна – учитель русского языка и
литературы
МОУ «Пичпандинская средняя общеобразовательная школа».