Слайд 1Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Слайд 2А. Платонов работал в железнодорожных
мастерских и на паровозе помощником
машиниста
Слайд 3Что же делает Мальцева лучшим машинистом?
виртуозный мастер, “вдохновенный артист»
целиком и
полностью поглощён любимым делом
чувствует машину всем своим существом, точно она
живой организм
Слайд 4Как вы понимаете
эти слова?
“Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как
пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу
впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...”
профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.
Слайд 5
“Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного
артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и
потому властвующего над ним”.
Слайд 6
А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами
по работе?
Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным
Мальцеву?
В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.
Приведите примеры
Стр. 124
Стр. 125
Слайд 7«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного
равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому
что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”.
Слайд 8Почему Мальцев никому из помощников
не стремится передать мастерство?
Стр. 125
Стр.
Слайд 9ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Букса-
а) деталь в колесе вагона
б) сам вагон
в) крыша
вагона
Тендер-
А) запасная дверь
Б)
вагон для запасов воды
В) паровоз
Реверс-
а) поклон
б) прибор
в) труба вагона
Инжектор-
а) человек, проверяющий пути
б) светофор
в) насос
Слайд 10
Петарда-
а) фуражка машиниста
б) снаряд сигнальный для остановки поезда
в) кобура.
Бандаж-
а) приспособление
для колеса
б) рычаг
в) рельсы
Наволочь-
а) тучи
б) мешок
в) снег
Кичиться-
а) радоваться
б) хвастаться
в) плакать
Слайд 11
Кучный-
А) серый
Б) прозрачный
В) густой
Слайд 12– Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал
под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к
такому исходу?
Слайд 13– Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу,
ослеп именно Мальцев?
Слайд 14
«…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих
человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в
том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня <...> я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей” – гл. 4
Слайд 15
– А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей
рода человеческого?
Слайд 16Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча
главного героя с
приближающимся атмосферным фронтом:
стр. 127 (гл. 4)
Слайд 17Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному”
составу
Слайд 19
Каким автор изображает следователя?
(Недоверчивым, равнодушным).
Почему следователь говорит о тюрьме?
(Мог создать аварийную обстановку).
Слайд 20– Как ведёт себя Мальцев во время следствия?
он почти не защищается
Приговор
встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает,
что “прав, а не виноват”.
Слайд 21
– Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
Слайд 22
Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном”
мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды,
или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?
Слайд 23“Жизнь – борьба, в борьбе – счастье”
Иван Александрович
Гончаров
Слайд 24Иоганн Вольфганг Гёте
“Быть человеком – значит быть
борцом”
“ Лишь тот
достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них
на бой”
Слайд 25Чарльз Диккенс
“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её,
пока хватит сил”
Слайд 26Максим Горький
“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми
способами”
Слайд 27
Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их
мнению, должна быть жизненная позиция человека?
“Жизнь – борьба, в борьбе
– счастье” (И.А. Гончаров)
“Быть человеком – значит быть
борцом” (И.-В. Гёте)
“Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте)
“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс);
“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький).
Слайд 29
«…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой
жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных
людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».
Слайд 30
«Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в
тюрьму?»
Почему Костя не успокаивается?
(Пытается помочь).
Слайд 31
“Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был
ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я
решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”.
Слайд 32
Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную
участь”?
– Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?
– Что помогло
прозреть ослепшему герою?
Слайд 33рассказчик “разрешил” своему подопечному гораздо больше
“...я посадил Александра Васильевича на
своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс
и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки”.
Слайд 34Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?
“Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
– Закрой пар! –
сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем”.
Почему же разволновался Константин?
Слайд 35
Как представлены в рассказе 2 мира?
Прекрасный
Радость
Творчество
Красота природы
Враждебность
Стихия
Неудачи
Болезни
Против Мальцева:
гроза
слепота (беспомощность)
равнодушие людей
Яростный
Слайд 36Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
«Как вы понимаете
смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;
«Быть человеком
– значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям);
«Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».
Слайд 37Использованные ресурсы:
fotki.yandex.ru
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=351900&repostid=0
http://fotki.yandex.ru/users/macavity-68/view/81812/
salikhov.livejournal.com
http://salikhov.livejournal.com/
http://news2.ru/page627/
johngushue.typepad.com
mages.yandex.ru › Гончаров И. А. Портрет
Портрет Ч. Диккенса
www.biblioclub.ru
biography.sgu.ru
www.proza.ru – инвалид по зрению