Слайд 1Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2А. Платонов работал в железнодорожных
 мастерских и на паровозе помощником
                                                            
                                    
машиниста
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Что же делает Мальцева лучшим машинистом?
виртуозный мастер, “вдохновенный артист»
целиком и
                                                            
                                    
полностью поглощён любимым делом
чувствует машину всем своим существом, точно она
                                    живой организм
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Как вы понимаете 
эти слова?
“Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как
                                                            
                                    пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу
                                    впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...” 
профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
“Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного
                                                            
                                    
артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и
                                    потому властвующего над ним”.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами
                                                            
                                    по работе? 
Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным
                                    Мальцеву? 
В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.
Приведите примеры 
Стр. 124 
Стр. 125
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного
                                                            
                                    
равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому
                                    что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Почему Мальцев никому из помощников 
не стремится передать мастерство?
Стр. 125
Стр.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
 Букса-
а) деталь в колесе вагона 
б) сам вагон
в) крыша
                                                            
                                    вагона
       Тендер-
А) запасная дверь
Б)
                                    вагон для запасов воды
В) паровоз
Реверс-
а) поклон
б) прибор
в) труба вагона
 Инжектор-
а) человек, проверяющий пути
б) светофор
в) насос
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
Петарда-
а) фуражка машиниста
б) снаряд сигнальный для остановки поезда
в) кобура.
Бандаж-
а) приспособление
                                                            
                                    для колеса
б) рычаг
в) рельсы
Наволочь-
а) тучи
б) мешок
в) снег
 Кичиться-
а) радоваться
б) хвастаться
                                    в) плакать 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Кучный-
    А) серый
   Б) прозрачный
                                                            
                                    
  В) густой
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12– Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал
                                                            
                                    
под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к
                                    такому исходу?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13– Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу,
                                                            
                                    
ослеп именно Мальцев?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
«…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих
                                                            
                                    
человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в
                                    том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня <...> я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей” – гл. 4
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
– А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей
                                                            
                                    
рода человеческого?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча
 главного героя с
                                                            
                                    
приближающимся атмосферным фронтом: 
стр. 127 (гл. 4)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному”
                                                            
                                    
составу
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 19
Каким автор изображает следователя?
 (Недоверчивым, равнодушным).
Почему следователь говорит о тюрьме?
                                                            
                                    
(Мог создать аварийную обстановку).
 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20– Как ведёт себя Мальцев во время следствия?
он почти не защищается
Приговор
                                                            
                                    
встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает,
                                    что “прав, а не виноват”. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21
– Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22 
Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном”
                                                            
                                    мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды,
                                    или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?
 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23“Жизнь – борьба, в борьбе – счастье”
   
                                                            
                                    
    Иван Александрович
    
                                       Гончаров
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Иоганн Вольфганг Гёте
“Быть человеком – значит быть 
борцом”
“ Лишь тот
                                                            
                                    
достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них
                                    на бой”
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Чарльз Диккенс
“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её,
                                                            
                                    
пока хватит сил”
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Максим Горький
“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми
                                                            
                                    
способами”
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27
Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их
                                                            
                                    
мнению, должна быть жизненная позиция человека?
“Жизнь – борьба, в борьбе
                                    – счастье” (И.А. Гончаров)
“Быть человеком – значит быть 
борцом” (И.-В. Гёте)
“Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте)
“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс); 
“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький).
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 29
«…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой
                                                            
                                    
жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных
                                    людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30
 
«Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в
                                                            
                                    
тюрьму?»
Почему Костя не успокаивается? 
(Пытается помочь).
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31
“Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был
                                                            
                                    
ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я
                                    решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32
Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную
                                                            
                                    
участь”? 
– Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?
– Что помогло
                                    прозреть ослепшему герою?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33рассказчик “разрешил” своему подопечному гораздо больше
“...я посадил Александра Васильевича на
                                                            
                                    
своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс
                                    и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки”. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?
                                                            
                                    
“Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
– Закрой пар! –
                                    сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем”.
Почему же разволновался Константин? 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35
Как представлены в рассказе 2 мира?
Прекрасный
Радость
Творчество
Красота природы
 Враждебность
Стихия  
                                                            
                                             
                                                          Неудачи                              
Болезни  
Против Мальцева:
гроза
слепота (беспомощность)                                   
равнодушие людей                                                                                          
Яростный
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: 
«Как вы понимаете
                                                            
                                    
смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;
 «Быть человеком
                                    – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям); 
«Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Использованные ресурсы:
fotki.yandex.ru
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=351900&repostid=0
http://fotki.yandex.ru/users/macavity-68/view/81812/
 salikhov.livejournal.com
http://salikhov.livejournal.com/
 http://news2.ru/page627/
johngushue.typepad.com
mages.yandex.ru › Гончаров И. А. Портрет
Портрет Ч. Диккенса
                                                            
                                    
www.biblioclub.ru
biography.sgu.ru
 www.proza.ru – инвалид по зрению