Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №176 с углубленным
изучением отдельных предметов
Басня И.А.Крылова Ворона и лисица
урок литературного чтения в
4 класс
Автор: Талапчук Галина Игоревна, учитель начальных классов
Слайд 5ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть
гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Слайд 6
Карточка № 1.
1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?
Проворонить
– значит _________________________________________.
2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе
называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________
____________________________________________________________
3. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?
Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.
Пугана ворона и куста боится.
Не летать вороне в высокие хоромы.
Слайд 7
Иван Андреевич Крылов
1768г.- 1844г.
Слайд 8
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На дерево повыше взгромоздясь,
За
сыр было уже Ворона принялась.
Ворона, сидя на суку…
На дерево повыше
взгромоздясь,
За завтрак уж было ворона принялась…
Слайд 9
Карточка №2.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась…
Задание:
1. Выпишите
из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться.
____________________________________________
______________________________________________________________
2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь? ___________________________________
_______________________________________________________________
Слайд 10
Карточка №3.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж
собралась…
Задание:
1. Проанализируйте звуковой состав слова взгромоздясь.
Гласных или согласных звуков больше
в слове? ________________
______________________________________________________________
Среди согласных звуков звонких или глухих больше, твёрдых или мягких? __________________________________________________
2. Какие слова по звучанию вам напоминает слово взгромоздясь?
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?____________________________________________
_______________________________________________________________
Слайд 11
Тяжёлая
огромная
неуклюжая
громкоголосая
Слайд 12
Карточка № 4.
-Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что
за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И,
верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!
1. Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону, и разберите их по составу. ______________________________________________
_______________________________________________________________
2. Какую роль играют такие части слов, как -ушк-, -к-, -ок-, -ик-, -иц-? ____________________________________________
3. Какие звуки отчётливо слышатся, повторяются в словах, которые вы выписали? ________________________________________________
4. Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь? __________________
_______________________________________________________________
Слайд 13
Тяжёлая
огромная
неуклюжая
громкоголосая
Голубушка
светик
петь мастерица
царь-птица
Слайд 14
Тяжёлая
огромная
неуклюжая
громкоголосая
Голубушка
светик
петь мастерица
царь-птица
ирония
Слайд 15Карточка № 5.
Русский народ образовал множество слов и выражений от
слова лиса.
Прочитайте их и объясните, что они значат?
Лисить -
______________________________________________________
Он облисит кого угодно - _______________________________________
Налисил и напел сладко - _______________________________________
Лису петь - ___________________________________________________
Проверьте себя. Переносное значение слова лисица В.И.Даль объясняет так:
Лисица - хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.
Слайд 16
Тяжёлая
огромная
неуклюжая
громкоголосая
Голубушка
светик
петь мастерица
царь-птица
Плутовка
проныра
льстец
Хитроумная
сообразительная
находчивая
победительница
Слайд 17Синквейн
1. 1 строка: существительное_________________________
2. 2 строка: прилагательное__________________________ прилагательное___________________________
3. 3
строка:
глагол __________________
глагол ____________________
глагол
_______________________
4. 4 строка: предложение из нескольких слов, показывающее
отношение к теме _______________________________________
5. 1 строка:
синоним к названию _________________________
Слайд 19Спасибо, мне было приятно с вами работать
Слайд 20www.e-reading.link
http://read.ru
filledstephan.blogspot.com
900igr.net
www.e-reading.link
www.labirint.ru
www.livelib.ru
olesya-emelyanova.ru
tatu-msk.ru
multfilmi.at.ua
www.liveinternet.ru
ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич
allphysics.ru/kurs.../korpuskulyarno-volnovoi-dualizm-sveta
Челышев Б. В поисках пропавших рукописей. – М.: Просвещение, 1974.