Слайд 1Белла Ахмадулина
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г.
Оренбурга
Слайд 2О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы,
прежде времени, прежде меня
самого,
прежде первой любви, прежде первой травы,
прежде первого снега и прежде
всего.
Наши души белеют белее, чем снег.
Занимается день у окна моего,
и приходит поэзия прежде, чем свет,
прежде Свети-Цховели и прежде всего.
Что же, город мой милый, на ласку ты скуп?
Лишь последнего жду я венка твоего,
и уже заклинанья срываются с губ:
Жизнь, и Смерть, и Поэзия - прежде всего.
Слайд 3Она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших
свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским,
Е. Евтушенко и
Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем.
Слайд 4Чего еще ты ждешь и хочешь, время?
Каких стихов ты требуешь,
ответствуй!
Дай мне покоя! И, покоем вея,
дай мне воды, прозрачной и
отвесной.
Зачем вкруг вью духоту смыкаешь?
Нет крыл моих. Нет исцеленья ранам.
Один стою. О, что ты сделал, Каин!
Твой мертвый брат мне приходился братом.
Слайд 5Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и
убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа.
С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении “Так дружно весна начиналась: все други”.
Слайд 6Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она
не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена
массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Слайд 7Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом.
Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная
свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.
Слайд 8Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам
речи, которые она переплетает с современным разговорным языком.
Слайд 9Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской
поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис
- вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».
Слайд 10Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу
— в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает
одним из самых сильных человеческих чувств.
Слайд 12Сны о Грузии - вот радость!
И под утро так чиста
виноградовая
сладость,
осенявшая уста.
«Сны о Грузии»
Слайд 13Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
и воплощается
в предмет.
«Нежность»
Слайд 14Что за погода нынче на дворе?
А впрочем, нет мне до
погоды дела –
и в январе живу, как в сентябре,
настойчиво и
оголтело.
«Сентябрь»
Слайд 15Привыкла вскоре добрая семья,
что так, друг друга не опровергая,
два пустяка
природы - он и я –
живут тихонько, песенки слагая.
«Тоска по
Лермонтову»
29 ноября 2010 Беллы Ахмадулиной не стало…