Слайд 1
«Бренная пена морская…»
( По лирике М.Цветаевой)
.
Посвящается 115 - летию
со дня рождения Марины Цветаевой…
Урок литературы
Слайд 2Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
1892 - 1941
Слайд 3Цель урока:
познакомиться с творчеством Марины Цветаевой и с особенностью поэтической
манеры.
Ход урока
Слайд 5Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь
и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя Марина,
Я- бренная пена
морская.
Марина Ивановна Цветаева родилась
в Москве 26 сентября 1892 года,
с субботы на воскресенье,
на Иоанна Богослова,
в уютном особняке одного
из старинных московских переулков.
Слайд 6Родители поэтессы
Профессор Московского университета, искусствовед, филолог, директор Румянцевского музея и
основатель Музея изящных искусств.
«Талантливая пианистка, она открыла глаза детям на
вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.»
Ариадна Эфрон
Слайд 7Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как
родник;
(ты стал мне лучшею из книг,
А их не мало в
старом доме!)
«Надпись в альбом»
Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из
Ее первого сборника «Вечерний альбом» (1910г.)
Понравились Максимилиану Волошину,
который стал другом на всю жизнь.
Слайд 8Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
Они встретились 5 мая 1911 г.
на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все
прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Слайд 9
Обвенчались Марина и Сергей Эфрон
27 января 1912
года. Эфрон подарил
любимой кольцо, на внутренней стороне
которого была выгравирована
дата свадьбы и имя «Марина».
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге…
Слайд 10Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я
больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими
ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной-
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе..
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами!-
Так Любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не – гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы – не вами!
«Мне кажется…»
Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Слайд 11Кумир Цветаевой
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка
на языке.
Одно – единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик,
пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту…
«Стихи к Блоку»
Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века, но ее поэтическим кумиром был Александр Блок, свое преклонение она пронесла через всю свою жизнь…
Слайд 121913 – 1915 годы.
«Это было время расцвета Марининой красоты… Ясная
зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в
себе что – то колдовское…»
Подарю тебе, дружочек, гребешок.
Чтобы помнили подружек мил –Чтобы помнил не часок, не годок –
дружки –
Есть на свете золотые гребешки.
Чтоб дружочку не пилось без меня-
Гребень, гребень мой, расческа моя!
Нет на свете той расчески чудней:
Струны – зубья у расчески моей.
Чуть притронешься – пойдёт трескотня
Про меня одну, да всё про меня.
Чтоб дружочку не спалось без меня-
Гребень, гребень мой, расчёска моя.
Слайд 13Тоска по Родине…
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг!
Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке
дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции…
Слайд 14Возвращение…
В 1939 году Марина Цветаева вернулась, наконец, на родную землю…
Однако
надежды, связанные с возвращением, не оправдались…
Слайд 15Учащиеся разделены на три группы: задание к уроку получены заранее.
1
группа учащихся – ведущие готовят к уроку сообщения о жизни
М.Цветаевой.)
2 группа учащихся – Чтецы (учат к уроку наизусть стихи М. Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений.)
3 группа учащихся – «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М. Цветаевой для исполнения на уроке).
Слайд 16Ход урока:
Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и
нежный зверь»
Чтец1:Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий 1
Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.
Слайд 17Чтец 2
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне
и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
«Красною кистью»
Вед2:
( Рассказывает о родителях поэтессы.)
Вед 3:(Из воспоминаний М. Цветаевой)
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным… словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Слайд 18Чтец 3
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А
я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя –
Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
-В купели морской крещена – и в полёте
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
Слайд 19Вед 4:
После смерти матери интерес к музыке У Марины Цветаевой
постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.
Юная
Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «Быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.
Вед 1: Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Цветаевой из сборника «вечерний альбом»(1910г.) понравились взыскательным Валерию Брюсову и Максимилиану Волошину.
Слайд 20Чтец 4:
Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как
родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их не мало в
старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, желающим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. но вот полуистоме
Ты над страничкою поник…
Ты вспомнишь всё…
Ты сдержишь крик…
-Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
«Надпись в альбом»
Слайд 21Вед. 5:
Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной
осанкой.
Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда.
Привычные
к степям глаза,
Привычные к слёзам глаза.
Зеленые – солёные –
Крестьянские глаза.
« Глаза»
Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»
Милый читатель! Смеясь, как ребёнок,
Весело встреть мой «Волшебный фонарь».
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.
Слайд 22Вед 6:Как поэт и личность марина Цветаева развивалась стремительно.
За «Вечерним
альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный фонарь»(1912г.) и «Из
двух книг» (1913г.), созданные при содействии Сергея Эфрона.
Чтец 5:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие в роковые имена –
Слагают стансы и идут на плаху.
Слайд 23Вед 2: В стихах Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой
и выразительной манере, где всё ясно, точно и стремительно в
ритме», но вместе с тем глубоко лирично.
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам,-
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,-
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы – если б знали, -
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,-
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
«Вы, идущие мимо меня…»
Слайд 24Вед 3: Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи
Марины Цветаевой.
Среди них стихотворение «Бабушке».
Сестра Анастасия вспоминает:»В комнате матери висел
портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»
Слайд 25Чтец 6: вот как об этом говорит Марина Цветаева.
Бабушке.
Продолговатый твёрдый
овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица -
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? -
В ненасытную прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звёзды погасли.
-Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?..
Слайд 26Вед. 4: Стихи Цветаевой мелодичны…
Вед. 5: Стремительно и властно в
жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой
этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало её любимым.
Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину»
Чтец 7: Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
« Поэт и царь»
Слайд 27Вед 6: ( Рассказывает о друзьях – поэтах начала XX
в.)
Чтец 1: Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё – ах, нельзя! -
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
«Стихи к Блоку»
Слайд 28Вед.1:(Рассказывает о детях поэтессы)
Исполняется или прослушивается в записи песня «Гребешок»
Вед.2
: В 1922 году Цветаева вместе дочерью уезжает…
Эмиграция встречает её
как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «… Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи… не доходят…» ( Из воспоминаний Цветаевой.)
Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества.
И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется – возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звёзд только, а не глаз…
«И не спасут ни стансы…»+
Слайд 29Находясь 17 лет в эмиграции, Цветаева постоянно думала о Родине.
В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине».
Тоска
по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
Чтец 2:
В стихи, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти:
Русской ржи от меня поклон…
Слайд 30Вед.4: Тяжёлые удары судьбы… Начало войны… Постоянная тревога за жизнь
близких. Высылка в Елабугу. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве,
в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.
(В исполнении А.Пугачёвой звучит « Уж сколько их упало в эту бездну…»
Марина Ивановна Цветаева – поэт «предельной правды чувства».Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…»
Слайд 31Использованная литература
Методические рекомендации по литературе. 9-11 классы;
А.А. Саакьянц. Марина Цветаева.
Автобиографическая проза;
Журнал «Литература в школе» №5 2001 год.