Разделы презентаций


Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина

Содержание

А.С.Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника , соотнося его с собственным поэтически воспроизведенным характером.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина
Пухальская Л.В., учитель

русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г.Оренбурга
Макет: Добрая Татьяна Васильевна
http://pedsovet.su

Человек и природа в романтической поэзии  А.С. ПушкинаПухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г.ОренбургаМакет:

Слайд 2А.С.Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника , соотнося

его с собственным поэтически воспроизведенным характером.

А.С.Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника , соотнося его с собственным поэтически воспроизведенным характером.

Слайд 3Уже в первом стихотворении, написанном на юге во время морского

переезда из Феодосии в Гурзуф,- “Погасло дневное светило...” (1820)- дана

господствующая для всей романтической лирики Пушкина интонация элегического раздумья. В центре элегии- личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. Главный мотив- возрождение души, жаждущей внешней и внутренней свободы, нравственного очищения.
Уже в первом стихотворении, написанном на юге во время морского переезда из Феодосии в Гурзуф,- “Погасло дневное

Слайд 41.  К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою

точку зрения.
2. Какие черты романтизма проявились в нём?
3.Как соотносятся в

стихотворении внешние
факты жизни и внутренние порывы души?
4.Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?



1.  К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.2. Какие черты романтизма проявились в

Слайд 55.В каком ключе рисуется в стихотворении природа? 6. На чем основана

композиция стихотворения? 7.Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и

глаголы в повелительном наклонении?
5.В каком ключе рисуется в стихотворении природа? 6. На чем основана композиция стихотворения?   7.Какой смысл

Слайд 6Стихотворение подводит итог внутренней жизни поэта в Петербурге, в “отеческих

краях” и осмысливает ее как несвободную и нравственно неудовлетворительную. Отсюда

возникает контраст между прежним существованием и ожиданием полной свободы, сопоставляемой с грозной стихией океана. Личность поэта помещена между “берегом отдаленным” и “брегами печальными”:


Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края...
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...

Стихотворение подводит итог внутренней жизни поэта в Петербурге, в “отеческих краях” и осмысливает ее как несвободную и

Слайд 7Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то

активное начало своенравных и грозных порывов, которые олицетворены в образе

могучего океана. Рефреном проходят строки :
 
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то активное начало своенравных и грозных порывов, которые олицетворены в образе могучего океана. Рефреном проходят строки :
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то активное начало своенравных и грозных порывов, которые

Слайд 8Эволюция образа моря в лирике Пушкина состоит в том, что

оно все больше роднится с душой поэта, все глубже в

его сердце входит образ моря, все сильнее объединяется с любовным чувством.
Эволюция образа моря в лирике Пушкина состоит в том, что оно все больше роднится с душой поэта,

Слайд 9Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И

блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный

час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.Как друга

Слайд 10Сопоставьте стихотворение Пушкина "Погасло дневное светило..." со стихотворением Батюшкова "Тень

друга". Как проявились в пушкинском стихотворении принципы "школы гармонической точности"?

“Школа гармонической точности” негласно требовала, чтобы слова подбирались с учетом звуковой гармонии: звуки должны ласкать ухо. Поэтому предпочтение отдавалось “приятным” звукам (л, м, н и гласным), тогда как шипящие исключались. Не допускался или считался неудачным стык согласных.
Сопоставьте стихотворение Пушкина

Слайд 11«К морю»
Определите подтекст в описаниях природы.

Как описана морская стихия?

Что вызывает

у Пушкина любовь к морю?

Найдите эпитеты, рисующие море.

Почему Пушкин так

воспринимает стихию?

1.Определите подтекст в описаниях природы.

2.Как описана морская стихия?

3.Что вызывает у Пушкина любовь к морю?

4.Найдите эпитеты, рисующие море.

5.Почему Пушкин так воспринимает стихию?
Стихотворение “К морю” явилось для Пушкина своеобразным прощанием не только с морем, но и с романтизмом.

«К морю»Определите подтекст в описаниях природы.Как описана морская стихия?Что вызывает у Пушкина любовь к морю?Найдите эпитеты, рисующие

Слайд 12В элегии Пушкина свобода воплощается прежде всего в образе моря.

Стихотворение начинается словами: “Прощай, свободная стихия...”. Уже в первых словах

утверждается самое главное в идейно- содержательном смысле. С самого начала мысли поэта о море неразделимы с его мыслями о свободе.
В элегии Пушкина свобода воплощается прежде всего в образе моря. Стихотворение начинается словами: “Прощай, свободная стихия...”. Уже

Слайд 13С темой свободы и темой моря глубочайшим образом связаны в

стихотворении и его герои. Отнюдь не случайно появление в элегии

имен Наполеона и Байрона. Эти имена и эти герои находятся в русле основной темы стихотворения, развивают его основную мысль.
С темой свободы и темой моря глубочайшим образом связаны в стихотворении и его герои. Отнюдь не случайно

Слайд 14Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал

Наполеон.

Одна скала, гробница славы...Там погружались в хладный сонВоспоминанья величавы:Там угасал Наполеон.

Слайд 15Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец,
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о

море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан

был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим...
Исчез, оплаканный свободой,Оставя миру свой венец,Шуми, взволнуйся непогодой:Он был, о море, твой певец.Твой образ был на нем

Слайд 16 И все-таки главный герой стихотворения - сам

поэт. Он прощается со своим прошлым: с морем, с Байроном,

с романтизмом. Но прощаясь, Пушкин все же сохраняет в себе память о лучшем, о высших ценностях прежних лет. Поэтому море предстает в сознании поэта в образе друга, верность которому поэт обещает сохранить:
 
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
И все-таки главный герой стихотворения - сам поэт. Он прощается со своим прошлым: с

Слайд 17Сопоставьте стихотворение А.Пушкина
«К морю» и
В. Жуковского «Море».

Сопоставьте стихотворение А.Пушкина «К морю» и В. Жуковского «Море».

Слайд 18 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика